Управляющие компании – просто бизнес или реальная опора жильцам?

Тема качества коммунальных услуг последнее время как-то приглушилась на фоне других информационных поводов. А, может, потому, что годами система сбора средств за непонятные услуги работает без сбоев, люди мало-мальски платят, управляющие компании мало-мало работают и буде. С приходом некоторых новых игроков этого рынка услуг ситуация оживляется, начинаются поиски потенциально более качественных организаций. Смущает только процесс выбора фактически без выбора. Но, тем не менее, разворачивающее действо дает нам повод немного порассуждать на сей предмет: ответит ли кто-то по старым счетам и чего ожидать от новых сборщиков платы за коммунальные услуги.


Одна из управляющих компаний многоквартирных домов в г. Шилке не так давно заявила жильцам в управляемых ею домах, что в скором времени собирается закрываться и передает их в ведение другой, недавно созданной УК. Об этом сообщают жильцы домов. Но как это передать другой компании, если «управляшка» должна быть выбрана общим собранием жильцов, голосованием? Да и как быть с уплаченными ранее деньгами? Будет ли производиться отчет за выполненные или невыполненные работы?
Еще несколько лет назад эту компанию (назовем ее «Х») в доме по ул. Балябина, 158, например, сменила компания «Доверие», позже канувшая в Лету. При переходе в новую УК жильцы написали свои пожелания: поставить заборчики, вычистить подвал и т.п. Прошел год, в течение которого относительно неплохо отремонтированный в капитальный ремонт 2009 года дом периодически лихорадило: то у половины дома не работало отопление, то прорывало трубы в подвале, и шел кипяток, отчего в доме были испарения и сырость. После всех катаклизмов дом стали готовить к передаче в новую УК «Ритм», фактически не оставляя выбора. Жильцы пороптали, пороптали и делать нечего — пошли. Допустим, часть жильцов платила не ахти как, но другая-то часть жильцов оплачивала непонятные мифические услуги, изредка выполнявшиеся просьбы. И «Ритм» почил в Бозе. Причем в обоих случаях жильцы неизменно оставались должны, а вот отчет пред ними никто не держал. Вернулись к старым поставщикам услуг – той самой УК «Х», хотя были настойчивые предложения из других ООО. Спустя почти три года работы «Х» заявил, что прекращает свое существование, и теперь судьба жильцов в руках другой компании — «дочки» поставщика коммунальных услуг. Несколько раз жильцам предлагали прийти на собрание, но сами представительницы конторы не явились, а вот у людей накопились серьезные претензии. Например, в доме № 156 по ул. Балябина:
— Пусть они отчитаются сначала, где деньги, что мы платим. Ведь у нас ничего в доме не ремонтируется. Крыша в каком состоянии! — говорит одна жительница. (Напомним, что отчитываться управляющие компании должны раз в год).
— Подвал топит зимой постоянно, летом, если сильные дожди, вода заходит с улицы в подъезд. Никто не красит подъезд, сами красим, сами на трубы деньги собирали, в нашем подъезде кусок канализационных труб поменяли. Деревья сами обрезаем, заборчики красили. А зачем деньги платить, если все сами? Так лучше вообще отказаться от управляющей, но весь дом не уговоришь, — отмечает другая женщина.
Сейчас в домах УК «Х» складывается интересная ситуация: с одной стороны, ходят неясные разговоры, что компания закрывается, с другой – по домам уже ходят представители новой – «Забайкальской управляющей компании» и агитируют за переход к ним, предоставляя для ознакомления, по словам нашего источника, свои договоры. Жильцов несколько смущает подобный подход, ведь право выбора им фактически отменили. И пусть остальные две управляющие компании в городе тоже оставляют желать лучшего (судя по откликам наших читателей), но все же правильнее жильцам понять, по каким правилам они будут играть за свои деньги. Каков будет штат сотрудников, какой перечень работ будут выполнять, по какому тарифу оплата? Удивительно, что большинство жильцов готовы платить деньги, потому что так положено, отнимут субсидию, будут долги, а какие долги, за что? Никто либо не спрашивает, либо не может добиться ответа. Часть жителей многоквартирных домов, наоборот, ни за что не платит, давая таким образом управляющим компаниям механизм воздействия на остальную часть жильцов: денег не соберешь, должники кругом. А подать в суд или уйти из этого «крайне неприбыльного» бизнеса всевозможные ООО, видимо, не в силах. А тут еще неприятность! Как рассказал источник газеты, управляющие компании получили иски от «Читаэнергосбыт» за потребленные киловатты на ОДН. Те заоблачные суммы, что раньше выставили жильцам и от которых они не без труда отбились в судах, сбытовики теперь переложили на плечи УК. Последние, в свою очередь, собираются пойти проторенным путем — в суд — с требованиями взыскать долги по ОДН за 2015-2016 годы… с жильцов. Так что УК просто так не закроются.
Еще несколько лет назад в городе ходили разговоры об установке тепловых счетчиков в многоквартирных домах, что призвано было обеспечить энергосбережение, за которое так ратовал Дмитрий Медведев. Конечно, затраты должны были лечь на жителей дома, а у попавших на тот момент в капитальный ремонт домов это было прописано в смете, например, в большом доме № 6 по ул. Русской. Установка теплосчетчиков давно окупилась бы, поскольку, как мы видим, тарифы на тепло только растут. Тогда компетентные в коммунальной сфере люди говорили, что это прикончит МУП «ЖКХ». Но он закрылся сам, как и еще одна управляющая, владелец которой пытался «оседлать» химеру энергосбережения. Так в Шилке и не появилось ни одного многоквартирного дома с тепловым счетчиком. А ведь и эта работа могла стать приоритетной для управляющих компаний. А что по итогу: подвалы может топить канализацией или горячей водой, в доме могут бегать блохи и мокрицы, в подвалах копится мусор, стоит смрад, в подъезды заходить страшно. О каких теплосчетчиках может идти речь?.. И, тем не менее, компании благополучно живут, а если банкротятся, то дома почему-то переходят, как по наследству, — в руки назначенных кем-то компаний. Разбирают их, а будут ли что-то делать? Как решат и захотят жители! Ведь по закону они собственники жилья, а значит, и всего дома, и его придомовой территории. Только почему-то многим собственникам безразлична судьба своего имущества, а остальные становятся заложниками этой ситуации.
Ну, а что же наша компания «Х»? Пока материал готовился к печати, стало известно, что закрываться управляющая пока не будет. Как рассказала Ирина Аршинская, директор УК «Коммунальщик», а именно о ней шла речь, ее фирма продолжает работу: «Лишь 10-11 % жильцов из наших домов (а это 24 дома) выразили согласие на то, чтобы компания объединилась с «Забайкальской управляющей компанией». Будем работать дальше пока, а там посмотрим».
— Штат у вас большой?
— 20 человек, рабочие — большая часть.
— Долгов по домам много?
— Собираемость нормальная, бывает и 80 %.
— В суд обращаетесь на должников?
— Да. Решения есть, добиться исполнения трудно.
— Ну, а у компании есть перед кем-нибудь долги?
— Как без этого? Налоги, взносы, энергетикам. Пока работаем, — ответила на вопросы Ирина Аршинская.
Одна наша землячка в Москве периодически рассказывает, как она взаимодействует с УК. Конечно, это небо и земля, но ведь дело не в месторасположении жильцов и управляющих компаний. А в том, как каждый относится к своим правам и обязанностям. Как жильцы выходят на собрания и решают сообща проблемы общего дома, вносят плату и анализируют расходы. А управляющие компании должны реагировать на возникающие проблемы и решать их, предлагать варианты решений, ведь они, по идее, созданы для этого, а не только для получения прибыли.
Впрочем, есть и другие варианты управления домами, о них мы расскажем в следующих номерах.
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*