В районе создали военно-историческую реконструкцию сражения «На безымянной высоте»

Штурмовая группа, первый взвод к реконструированному бою готовы!
Фото автора

В субботу 29 сентября на границе Шилкинского и Нерчинского районов прошла краевая военно-историческая реконструкция «На безымянной высоте», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Заявленный театр боевых действий развернулся на занимаемой площади в четыре квадратных километра на склоне сопки в районе холбонской телевышки.

Самое массовое культурное событие 2020 года в районе, собравшее тысячи зрителей из Шилки, Нерчинска, Холбона, Первомайского, Читы, Мирсаново и других поселений Забайкалья, Республики Бурятия, Иркутской области, Хабаровского края состоялось по инициативе предпринимателя Алексея Шмакотина, который продвигает движение исторической реконструкции в Шилкинском районе, при финансовой поддержке губернатора Забайкальского края Александра Осипова, администраций Шилкинского и Нерчинского районов, бизнес-сообщества и при активном участии АНО «Молодая сила», специализирующейся на оказании услуг в социальной и культурно-досуговой сферах. Спонсорами и организаторами театрализованного действия выступили краевое министерство образования, МРОО ГПВ «Забайкальский рубеж», ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, 29-ая общевойсковая армия, ГРОУ «Шилкинский МПЛ», ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», мебельный цех «Шилкоград», ГУК «Нерчинский краеведческий музей», ЗКОО «Десантное братство», «Пекарни Коваль», АО «103-й бронетанковый ремонтный завод», холдинг «Масма», «Металлцентр», МБУ ДО ДШИ г. Шилка, фольклорный ансамбль «Читинская слобода», ГПОУ «Читинское училище культуры».
Почетными гостями праздника, устроенного за несколько дней до официального юбилейного дня окончания Второй мировой войны, стали и. о. первого заместителя губернатора Забайкальского края, руководитель краевой администрации Алексей Казаков и заместитель министра образования Забайкальского края Евгений Егоров. С приветственными словами также вышли глава Шилкинского района Сергей Воробьев, глава Нерчинского района Роман Сенотрусов, председатель совета Шилкинского района Сергей Швец и идейный вдохновитель и главный организатор военно-исторической реконструкции Алексей Шмакотин. Высокий эмоциональный градус восприятию предстоящей битвы задавали нерчинский и шилкинский творческие коллективы мужского хора «Нерчане» и квартета «Сибирь и я».
Собравшиеся посмотреть на воспроизведенное историческое событие гости с первых минут своего присутствия могли проникнуться атмосферой военной поры на размещенной в полевых условиях выставке предметов военного времени, подготовленной Нерчинским краеведческим музеем. В фотозоне на площадке «Памятный кадр», организованной музеем, зрители могли запечатлеть себя на снимках в антураже фронтовой стилистики. Желающие также имели возможность посмотреть предметы солдатского обихода, переодеться в одежду военного времени, намотать портянки, написать письмо, побриться. Организаторы реконструированного сражения предложили вниманию зрителей колоритные демонстрационные площадки о быте солдат вермахта и РККА, выставку оружия, работу военно-полевого госпиталя с медицинским персоналом, ранеными бойцами в операционной и перевязочной, организованного Шилкинской ЦРБ. Также развернули свою палатку с экспозицией фирменной символики и обмундирования войск ВДВ для фотографирования желающих представители ЗКОО «Десантное братство».
По представленной организаторами информации, в проекте участвовали 170 действующих лиц: 130 человек воплощали роли солдат Красной Армии и 40 человек изображали солдат вермахта. Зрелищности и масштабности реконструированному сражению придавало значительное количество занятой военной техники времен войны. Насколько известно, в батальных сценах были задействованы полуторка ГАЗ-АА, ЗИС-5, ЗИС-157 с установкой БМ-13 «Катюша», ГАЗ-67, Dodge ¾, Willys, мотоцикл М-72, мотоцикл ТИЗ АМ 600, а также танки Т-34. Есть сведения, что упомянутая техника уже участвовала в съемках художественного фильма «321-я Сибирская». Самодеятельные актеры использовали в театрализованном варианте боя 24 вида фронтового оригинального оружия — от легендарного ППШ-41 до карабина Мосина.
За несколько дней до воссоздания боя в карьерной разработке сопки был разбит палаточный лагерь с целью технического обеспечения постановки. Шли подготовительные рельефные работы на местности, выстраивались декорации и делалось оформление, завозился реквизит для создания образов солдат Советской армии и вермахта, происходил постановочный процесс.
— Мы считаем, что такие реконструкции должны быть, потому что во всем мире сейчас искажается ценность нашей победы. Мы хотим показать и напомнить, что мы помним, гордимся нашими дедами и прадедами, их подвигами. Эта Победа была нужна. Иначе бы нас как народ просто искоренили, нас бы не было. И поэтому на одном энтузиазме здесь собралось столько много народу. Нужно работать с молодежью, ведь некоторые вообще не знают ничего толком о войне, — прояснил истоки желания взрослых людей «поиграть в войну» и поделился своим мнением о культурном ивенте заместитель председателя ЗКОО «Десантное братство» и непосредственный участник постановки Сергей Кислицын.
Перед самым началом восстановленного боевого сражения удалось также поговорить с другими его участниками, которые разделяют увлечение исторической реконструкцией.
— Я здесь шесть дней живу, старшина хозвзвода, занимаюсь решением хозяйственных вопросов, — посвятил в некоторые детали происходящего заведующий мебельным производством «Шилкограда» предприниматель Вячеслав Музгин. — У нас три взвода. Первый взвод – это старшее, так скажем, поколение, а второй взвод состоит из уроженцев Шилки и жителей Шилкинского района. Все участвуют не в первый раз. Третий взвод сборный. Режиссер всего Алексей Шмакотин. Я его помощник по хозяйственной части. По оружейной части у нас Александр Золотарёв из десантного братства из Читы. По кухне у нас представители из Нерчинска повар Людмила Николаевна и её помощник Андрей. Кстати, тут рядом со мной стоит еще уроженец Шилки сотрудник военкомата Эдуард Албул. На данный момент нами выдано по «вещевухе» 152 комплекта одежды, с учетом обновленной информации, скорее всего, будет где-то 170 комплектов. Мы в первый и второй день занимались обустройством лагеря. Во второй день проходила подготовка поля боя, то есть, делали воронки, блиндаж командирский и немецкий, копали траншеи, окопы. На третий день началась первая тренировка без техники. На четвертый день репетировали с техникой. Вчера, на пятый день, у нас была тренировка уже с оружием и со взрывами. Стреляли. Сегодня главный бой. Тороплюсь, нам уже через 20 минут выдвигаться. Могу сказать заранее, что я останусь живым — нашему взводу еще флаг ставить на танк. Мы победим!
Руководитель ДЮППК «Память» п. Первомайский учитель истории Первомайской СОШ № 5 Олег Веретельников участвует в нынешней реконструкции вместе с двумя десятками своих воспитанников. Прежде чем несколькими минутами позже вжиться в образ пулеметчика и замполита РККА, предвосхищая ратный бой, он успел с неподдельным огнем в глазах рассказать нашему изданию о сюжетной линии батальных сцен:
— Здесь развиваются события 44-го года. В 1944 году солдаты Красной Армии так же, как и солдаты вермахта, имели колоссальный опыт ведения войны. Поэтому в 44-ом году особенность войны заключалась в том, что обе противоборствующие стороны были очень сильными противниками. В особенности это касалось немцев: они начали воевать гораздо раньше, до нападения на Советский Союз, почему мы им вначале и проигрывали, терпели поражение на фронте. А в 44-ом году немцы уже отступали, а Красная Армия наступала. Но и здесь немцы вели ожесточенные бои: отступая, они наносили огромный урон живой силе рабоче-крестьянской Красной Армии. Поэтому вот эта безымянная высота – символ того, что Победа нам далась огромной ценой. Ценой жизней миллионов советских солдат, матросов и так далее. Мы хотим показать всю жестокость той войны, когда в бой шли целые подразделения, и они погибали. Хотя здесь уже, когда красноармейцы шли в атаку, им помогали и артиллерия, и авиация. Но немцы ожесточенно сопротивлялись. Обороняясь, они старались уничтожить каждого советского солдата, каждый советский танк и самолет. Мы здесь хотим показать взаимодействие практически всех родов войск нашей Советской армии. При наступлении сначала пойдет первая штурмовая группа, первый взвод. Это те ребята, которые прошли горнило с 41-го по 44-й годы. Они все были смертниками. И каждый из них понимал, что каждая секунда жизни может стать для них последней. Поэтому во время первой атаки будут большие потери, погибнут несколько красноармейцев. Затем первый взвод отойдет, и пойдет во вторую атаку уже большими силами при поддержке второго и третьего взводов. Состоится захват противника с флангов. Бой будет поддерживаться массированным артиллерийским огнем «Катюши», атакой танков и самолетов, пехотой и кавалерией. Немецкий штаб будет разбит. Высота будет взята. Но будут жертвы, и немалые. Мы хотим это показать, как далась нам эта победа. Я хочу еще добавить, что нельзя думать, что герои были только среди солдат Красной Армии. Герои были и по ту сторону. Для солдата вермахта тоже было очень важно защитить свою родину. Потому что Красная Армия двигалась в сторону Германии.
Наконец три выстрела сигнальной ракеты оповестили присутствующих о начале сражения. Происходящее комментировал «за кадром» руководитель театральной студии «Классика+» Юрий Арсентьев. Перед глазами зрителей по фронтовой дороге прошла эшелонированная колонна в составе военной автоматизированной техники и артиллерийских установок, пехотинцев, полевой кухни, лошадиных повозок, медсанчасти. Затем на протяжении полутора часов зрители с импровизированной смотровой площадки издалека неотрывно следили за панорамой ристалища. По сценарию советским солдатам предстояло выбить фашистов из укрепзоны длиной в три километра и занять символическую стратегическую высоту. Из тысяч аналогичных высот, как известно, пядь за пядью складывалась длинная дорога к Победе. Невольно просматривались параллели с одноименной песней «На безымянной высоте», где «на огненной черте» окопного рва снизу также «дымилась роща под горою». В воспроизведенном бое постановщики постарались использовать все тактико-технические приемы ведения военных действий: разведку, рукопашный бой, захват пленных… На усиление эффекта присутствия на реальном сражении работали щедрое использование охолощенных патронов и специального пиротехнического арсенала, а также экспрессивная немецкая речь самодеятельных актеров: «шнэле-шнэле!», «штэен ауф!», «арбайтэн!», «швайн!» и другие широко известные слова из лексикона фашистов. И вот наши ребята наконец с боем водружают знамя над вражеским штабом, слышится их триумфальное громогласное раскатистое «Ура-а-а!». Глазам зрителям после сражения предстало пустое поле битвы — израненная взрывами и обожженная огнем земля.
…По ходу зрелища случайно услышала разговор. Вероятно, на пике своих переживаний дошколёнок с трогательной ноткой надежды в голосе спрашивает: «Мама, они же сейчас немцев уговорят помириться, да?..». Наверное, пришло время нового юного поколения, в картину мира которого укладывается сценарий, где все серьезные конфликты между людьми разрешаются только ненасильственным путем, методом переговоров и дипломатии. Хочется надеяться, что предлагая свой такой по-детски наивный вариант выхода из опасной ситуации, малыш интуитивно прав. Ведь говорил же в древности один военный стратег в своем известном трактате об искусстве войны, что лучший бой тот, который не состоялся, и когда не пролито ни капли крови. Жизнь человека бесценна. Наши предки завещали нам главное – беречь мир.
Ольга Терещук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*