Неюбилейные размышления сельского учителя

В 1967 году колхоз имени Кирова сделал своим сельчанам дорогой подарок: на собственные средства построил среднюю школу. Светлая, просторная, она по праву стала центром культурной и общественной жизни села Мирсаново. Профессия учителя всегда была уважаемой на селе. Учителям подражали, на них равнялись, о них заботились. Строилось жильё, оказывалась помощь со стороны колхоза, особенно молодым учителям. Благодаря такому вниманию и действенной помощи школа была полностью укомплектована кадрами.

При умелом руководстве учебное заведение добивалось неизменно высоких результатов: ученики получали не только знания по предметам, но и приобретали трудовые навыки в производственной бригаде, занимались спортом, творчеством, исследовательской деятельностью на пришкольном участке. При школе был интернат для детей из малых сел и с чабанских стоянок. И уж вовсе не стояли вопросы о подвозе этих детей, о полноценном питании, об обеспечении всем необходимым. Неудивительно, что многие выпускники, получив образование, возвращались в село обратно в качестве специалистов, в том числе и в школу. Даже самые слабенькие в учёбе могли найти применение в сфере сельского хозяйства, работы хватало всем.
И вот уже 45 лет школа приветливо принимает своих питомцев. Правда, количество их сократилось, обветшало здание. Уже и век другой, а о нравах и говорить нечего: «O, Tempera, o Mores!»
Модернизация, оптимизация, — словом, реформирование образования. Дело нужное, кто же спорит! Но плоды этих реформ почему-то не всегда идут на пользу школе, особенно сельской. Вот и наша школа, где обучается мало учеников, стала слишком дорогой для бюджета. Чтобы оптимизировать расходы на содержание, нашли простой выход: реорганизовать из средней в основную. Стыдно признаться, но все мы — и учителя, и родители, и власть, и общественность — не захотели биться за сохранение прежнего статуса школы. Поступила директива из центра, и мы, как всегда, безропотно подчинились. (Радует, что недавно принятый новый закон «Об образовании» предусматривает согласие сельской общественности на закрытие школы).
К сожалению, ситуация эта банальна для сельских школ большинства регионов России. Как совместить проводимую политику с декларацией властей всех уровней о развитии сельских поселений? Слова отдельно и дела отдельно?..
Сегодня много говорится о формировании сельских территорий по инновационной модели. Но кто эту идею будет воплощать при таком формальном отношении к школе, детям, учителям?
Кажется, мало кого волнует, что школа — центр культуры в деревне, воспроизводства её жизненных сил и, значит, сохранения и развития аграрного сектора России. «Корневым человеком» называл П.А.Флоренский тех людей, которые вырастают из национальных корней, родной культуры и языка. Сельский человек и есть «корневой». Он обихаживает землю, чтит память своих предков, с благоговением относится ко всему живому.
Безусловно, стремительные перемены, которые происходят в нашем обществе, меняют условия современной жизни и труда. Давно уже нет колхоза, где каждый мог найти работу, мало кто в деревне держит живность на своём подворье, а родители настраивают детей уезжать в города. Многие молодые семьи переезжают туда, где удобнее растить детей.
Рвутся связи со старшим поколением, без которых молодой человек не сможет твердо и уверенно войти в жизнь, сохранить верные ориентиры и способы отношения к окружающему миру. Разумеется, школа не в силах изменить социальной ситуации, но она может помочь взрослеющему человеку быть хозяином собственной жизни, способным делать сознательный выбор.
Современная школа прежде всего должна быть развивающей и развивающейся, обеспечивающей условия для поступательного движения вперёд. Результативность образовательного процесса во многом зависит от совершенствования мастерства педагога. Наши учителя систематически повышают квалификацию на курсах, районных семинарах, методических объединениях школы, занимаются самообразованием. А ученики результативно участвуют в районных конкурсах и мероприятиях. Вот последние достижения наших ребят: семиклассница Анастасия Томских заняла первое место на районной олимпиаде по обществознанию (учитель Н.В.Павлова), девятиклассница Надежда Старицына — в районном конкурсе стихов (кл. руководитель Т.Ф.Новгородова).
Школа — живой организм. Здесь есть и проблемы, которые связаны, прежде всего, с недостаточным финансированием. Программа модернизации требует оснащения школы современной мебелью, уголками релаксации, компьютерами, интерактивными досками.
В нашей школе есть компьютерный класс. Правда, четыре из шести компьютеров уже устарели. А чтобы поднять эффективность уроков, компьютеры требуются в каждом кабинете.
Головная боль для школы — хозяйственные вопросы. Здание требует капитального ремонта. Прогнили окна, пол, давно устарели мебель, инвентарь. Конечно, мы стараемся поддерживать порядок, совместно с родителями производим текущий ремонт, но без помощи извне не обойтись.
Уже давно стало нормой, когда учителя из своей зарплаты скидываются на ремонт кабинета, на проведение мероприятий (например, на подарки за новогодние костюмы), оплачивают пребывание некоторых детей из бедных семей в дневном летнем лагере. Случалось, что покупали одежду и обувь детям, родители которых испытывают нужду. Об этом, конечно, не принято говорить, да и делают они это от души, от своего большого сердца.
Труд учителей в современных условиях без преувеличения можно назвать подвижническим. К сожалению, сегодня школа мало пополняется свежими кадрами: не едут молодые в деревню. А если и приезжают, то долго не задерживаются. Причина проста: нет жилья и нормальных бытовых условий. А коллектив стареет. Кто в недалёком будущем будет учить ребят?..
Резонный вопрос: где найти средства, чтобы решить хотя бы часть проблем? Ясно одно: без спонсоров школе не прожить. И спасибо администрации сельского поселения «Мирсановское» за помощь, которую нам оказывает.
В непосредственной близости от Мирсаново, а точнее, на некогда колхозной земле, расположено золоторудное месторождение «Погромное». ЗАО «Рудник Апрелково» является лидером по добыче рудного золота в Забайкальском крае. Не скроем, мы с большой надеждой смотрели в сторону этого предприятия, ждали финансовой помощи в решении первоочередных хозяйственных проблем. Считали возможным установить шефские связи, показать нашим школьникам, что такое успешный бизнес, как возможно сделать свою жизнь более цивилизованной, рассказать, что означает достаток, как он человека дисциплинирует, побуждает к здоровой и разумной жизни…
Но, увы, нашим ожиданиям не суждено было сбыться. За всё время существования рудника никто из его представителей не перешагнул порог школы. Хотя в отсутствии социальной ответственности предприятие нельзя упрекнуть, весьма существенная спонсорская помощь оказывается детским учреждениям г.Читы. И честь, и хвала им за это. Благотворительность всегда была богоугодным делом русских предпринимателей. Приходите и к нам в школу! Я уверена, ваша созидательная позиция будет направлена и в наше детское сообщество.
Мы не можем быть временщиками на собственной земле, нам следует руководствоваться здравым смыслом, просчитывать намного вперёд. Дети должны получать всё только самое лучшее — заботу, внимание, помощь всех тех, кто их окружает. Правильно воспитанное, образованное поколение — это наша спокойная старость, это благополучие нашего государства, это нравственность, делающая человека Человеком, это путь к светлому и прекрасному будущему. И только от наших совместных усилий зависит, суждено ли этому сбыться.
Н.Павлова,
учитель истории
и обществознания
Мирсановской ООШ

Фото из архива автора

Фото предоставлено Мирсановской ООШ

Ввиду малочисленности учащихся Мирсановская средняя
школа реорганизована в девятилетку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*