Нужна нетерпимость к алкоголю и наркотикам

Вопрос правильно организованной профилактики потребления психоактивных веществ (ПАВ) является краеугольным камнем для Забайкальского края. Статистика свидетельствует о прямой взаимосвязи между повышением уровня потребления ПАВ, в большей мере алкоголя, и повышением преступности, психических заболеваний, рождения детей с патологией, суицидов, травматизмом на производстве и т.д. На этом фоне снижаются демографические, морально-нравственные, умственные показатели, уровень здоровья населения.


Организацией «Трезвое Забайкалье» на основе независимого доклада институтов гражданского общества, с опорой на научные данные и на исторический и современный опыт нашей страны и других стран мира разработана профилактическая концепция «Трезвая социальная среда».
В настоящее время существует множество научных теорий, пытающихся объяснить происхождение наркомании и алкоголизма. Одни из них отдают приоритет физиологическим, вторые — психологическим, третьи — социальным факторам происхождения этого явления. В целом их можно разделить на две группы факторов: внутренние и внешние. Под внутренними факторами подразумеваются физиологические (отягощенная наследственность), психологические (конкретные личностные свойства людей, выступающие потенциальной основой для развития зависимостей). Под внешними факторами подразумевается социальное влияние на человека, где алкоголь и наркотики являются продуктом социокультуры, а заболевание — результат социализации личности в наркотической и алкоориентированной социальной среде.
Основные усилия нашей организации направлены на сегмент социального фактора.
Провоцирующие формирование зависимости психологические особенности, такие как неумение переживать негативные эмоциональные состояния, коммуникативные проблемы, становятся триггером (спусковым крючком) в развитии наркологического заболевания, только в том случае, если есть другие причинно-образующие факторы. Одним из важных причинно-образующих факторов является то, что алкоголь включен в систему традиций нашего общества. У 40 % детей в возрасте до 12 лет праздник ассоциируется с алкоголем. Результаты массового социологического опроса 2880 учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Новосибирска и Новосибирской области, проведённого в 2002 году, показали, что дети основной причиной употребления алкоголя называют традицию отмечать праздники и значимые для человека события в жизни с помощью алкогольных напитков (78,9 %).
В рамках проекта Президентского гранта-2019 «ИМЦ Территория трезвости» доцентом кафедры социальной работы, кандидатом социологических наук И.А. Щеткиной проведено социологическое исследование среди школьников и студентов Забайкальского края. В справке по результатам исследования отмечается негативное отношение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ. Однако примерно четвертая часть несовершеннолетних пробовали пиво и вино, а десятая часть – водку. Шестая часть опрошенных периодически курит или употребляет табак в ином виде. Следует также обратить внимание на недостаточное привлечение несовершеннолетних к мероприятиям по профилактике и борьбе с употреблением психоактивных веществ. Подобные мероприятия проводятся редко или не проводятся вообще для половины респондентов.
В нашей стране 95 % взрослого населения в той или иной мере употребляют алкоголь. Для большинства употребление алкоголя – это проявление комформного поведения, то есть поведения в соответствии с групповыми нормами. Американский учёный психолог Роберт Чалдини описал феномен «принцип социального доказательства»: человек по своей сути — существо социальное, поэтому в ситуации, когда человек не знает, как поступить, он ориентируется на поведение большинства. Люди делают то, что на их глазах уже сделали другие люди. Фактор социального воздействия на формирование аддикции описан в концепции когнитивных медиаторов, выдвинутой L. Scheir и G. Botvin. Она заключается в том, что на пути социальных влияний, которые могут оказывать окружающие, встают так называемые когнитивные медиаторы — убеждения, суждения, полученные из опыта самого человека, привнесённые и усиленные убеждениями семьи, являющиеся эффектом рекламы. Когнитивные медиаторы могут играть как роль факторов риска, так и роль протективных факторов в зависимости от их качества и содержания. Важно, что процесс социальных влияний является управляемым. Так, в населенном пункте положительными когнитивными медиаторами будут реклама трезвого здорового образа жизни; трезвеннические убеждения администрации и педагогов поселения; положительные примеры из жизни значимых, известных людей и другие.
У подростка может быть предрасположенность к алкоголизму, но реализуется она только тогда, когда, во-первых, будет сформировано положительное отношение к алкоголю; во-вторых, алкоголь будет доступен для пробы.
Следует вспомнить исторический пример нашего соседа – Китайской Народной Республики. Процветающий Китай XIX века подвергся экспансии Великобритании, оказался на грани потери государственности по причине массового употребления опиума жителями Поднебесной. Будучи ведущей морской и торговой державой того времени, Великобритания, не согласная с экономической позицией Китая, открыла против неё войну нового формата. В историю они вошли как опиумные войны. В итоге наркоманами стали от 10 до 20 % столичных, от 20 до 30 % провинциальных чиновников, в отдельных учреждениях этим занимались от 50 до 60 % всех должностных лиц. Среди солдат и офицеров курение опиума стало повальным явлением. Десятки миллионов китайцев пристрастились к наркотикам. Китайская нация шла к полной деградации. Китай стал полуколонией западных держав, откуда последние черпали ресурсы и дешёвую рабочую силу. Часть территорий Китая была утрачена.
Этот пример показателен тем, что при активной наркотизации и алкоголизации внешней среды устойчивость внутренних факторов утрачивается. Исторический опыт нашей страны также это доказывает.
Упоминания о пьянстве появляются лишь со второй половины XVI века, когда был основан Иваном Грозным в Москве в 1553 году первый русский кабак. В периоды заинтересованности власти в получении дохода от продажи алкоголя всегда формировались негативные социальные процессы и наоборот. Например, при Екатерине II треть бюджета формировалась за счёт денег от продажи алкоголя. По сути, по этой причине появились первые признаки алкогольной проблемы, к середине XIX века количество потребления алкоголя (чистого спирта) на душу населения достигло 4,5 литра. К тому времени, в 1859 году, в Российской империи насчитывалось уже 87388 кабаков. Трезвенническая политика власти приводила к улучшению всех социальных показателей. Статистика сухого закона 1914-1923 гг. и 1985-1988 гг. свидетельствует о положительных изменениях в показателях жизнедеятельности страны: производительность труда повысилась на 9-13 %; прогулы снизились на 30-40 %, за 1986-1987 гг. родилось на 5,5 миллиона новорожденных больше, причем ослабленных родилось на 8 % меньше, это на 500 тысяч в год больше, чем за предыдущие 20-30 лет; умирало на 200-300 тысяч человек меньше; продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года. В Кабардино-Балкарской АССР стало меньше преступлений на почве пьянства – на 28,4 %. В Латвийской ССР сократилось количество несчастных случаев и правонарушений, на 35 % стало меньше травматизма на почве алкогольного опьянения и т.д.
В новой истории также есть место положительным примерам профилактики, несмотря на то, что они носят половинчатый характер. Согласно докладу ВОЗ (2019 г.) результатом целого комплекса мер по контролю над алкогольной продукцией, реализуемых Российской Федерацией с 2003 г., снижение употребления алкоголя повлекло за собой значительное увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Общее употребление алкоголя на душу населения с 2003 г. непрерывно уменьшается и к 2016 г. снизилось на 43 %: зарегистрированное употребление сократилось на 40 %, незарегистрированное употребление, то есть употребление алкоголя, производимого и продаваемого вне рамок государственного контроля, – на 48 %. Отражением этой тенденции стало сокращение смертности от всех причин за период с 2003 по 2018 гг., которое составило 39 % у мужчин и 36 % у женщин, при этом наиболее значительно снизилось число смертей, связанных с употреблением алкоголя. Благодаря этому в 2018 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни достигла в Российской Федерации исторического максимума: почти 68 лет для мужчин и 78 лет для женщин.
В 2011 г. Российская Федерация поддержала принятие разработанного ВОЗ «Европейского плана действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012-2020 гг.» и с тех пор выполнила многие рекомендации, включенные в этот план. За последние несколько лет был утвержден и реализован целый ряд мер, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения в качестве действенных или экономически рациональных. В частности, правительство страны:
• постепенно подняло акцизы на алкогольную продукцию;
• уже в 2003 г. ввело минимальную розничную цену на водку, а затем регулярно повышало эту минимальную цену в течение нескольких лет, после чего распространило этот подход на другие спиртные изделия;
• внедрило систему мониторинга производства и продажи алкогольной продукции, работающую в режиме реального времени;
• приступило к введению в национальном масштабе комплексного запрета на ночную торговлю алкогольной продукцией на вынос, а в некоторых регионах ввело еще более строгие ограничения на доступность алкоголя; ужесточило правила, касающиеся свободных от алкоголя общественных мест и маркетинга алкогольной продукции.
Помимо этого в стране есть наработанный хороший опыт не только антиалкогольной направленности, но и опыт трезвости. Важно учесть, что такой опыт был внедрен в так называемых депрессивных регионах, наиболее уязвимых для алконаркотической проблемы.
Например, в Республике Саха (Якутия) благодаря планомерной работе по формированию трезвенных взглядов, начиная от президента республики, министерств, глав поселений и до активистов трезвеннического движения, за 10 лет 188 улусов (сел) приняли сухой закон на своих территориях, где запрещена любая продажа алкогольных изделий. Показателем стало общее снижение доли употребления алкоголя на душу населения (в 2017 году – 7,6 литра на человека), что в два раза меньше, чем в среднем по стране. В селах увеличилась рождаемость, через семь лет в «трезвых» селах в первый класс пошло в пять раз больше детей, чем годами ранее, благосостояние людей увеличилось, смертность уменьшилась.
Таким образом, социальный фактор — основополагающий аспект в вопросах профилактики. Но социальное воздействие должно быть комплексным, направленным на всю социальную среду: взрослых и детей, например, как в Исландии.
Опыт Исландии наглядно показал, как учет психологических особенностей и правильная организация социальной среды позволяют добиться положительных результатов. Профилактическая программа, внедренная 20 лет назад, стала настолько эффективной, что ее назвали «исландское чудо». Сегодня Исландия возглавляет список европейских стран, где подростки ведут наиболее трезвый и здоровый образ жизни: процент 15- и 16-летних, которые напивались, упал с 42 % в 1998 году до 5 % в 2016-м. Процент тех, кто когда-либо пробовал «травку», снизился с 17 % до 7 %. Тех, кто ежедневно курит сигареты, стало всего лишь 3 % вместо 23 %. Помимо того, что качественно снизился показатель употребления алкоголя, табака и других наркотиков, значительно снизились рост подростковой преступности, количество самоубийств. Количество 15- и 16-летних подростков, которые ответили, что часто или всегда проводят время с родителями по будням, удвоилось, так же как и число тех, кто регулярно занимается спортом как минимум четыре раза в неделю.
Какими же методами получилось добиться подобных результатов?
Во-первых, было проведено исследование. Анализ результатов выявил четкие различия между жизнью тех подростков, которые начинали пить, курить и принимать наркотики, и тех, которые этого не делали.
Несколько факторов, как оказалось, надежно защищают детей:
— участие в организованных занятиях, особенно спортивных (три-четыре раза в неделю);
— общее время, проведенное с родителями в течение недели;
— ощущение, что в школе до тебя кому-то есть дело;
— возвращение домой до темноты.
Мониторинг ситуации проводится ежегодно, раз в год почти каждый ребенок в Исландии заполняет такую анкету. Это значит, что всегда доступны актуальные и надежные данные.
Во-вторых, была разработана программа «Молодость Исландии». Суть проекта заключается в следующем:
— законы были изменены. Продажа табака людям младше 18 лет и алкоголя людям младше 20 лет стала незаконной, рекламу запретили. Был принят закон, запрещающий детям в возрасте от 13 до 16 лет находиться на улице после 22.00 часов и после полуночи летом;
— связи между родителями и школой были укреплены за счет создания родительских организаций, которые по закону должны были существовать при каждой школе, как и школьные советы с участием родителей. Более того, родители подписывают соглашение, в котором, например, могут быть такие пункты, как не разрешать подросткам устраивать вечеринки без взрослых, не покупать алкоголь несовершеннолетним и приглядывать за другими детьми. Такие соглашения просвещают родителей и укрепляют их авторитет дома;
— спортивные, музыкальные, танцевальные и другие кружки получили дополнительное государственное финансирование. Дети из небогатых семей стали получать денежную помощь для участия в кружках. И, что очень важно, опросы продолжают проводиться.
Очень важно, что учителями физкультуры, тренерами в спортивных секциях стали ставить только тех, кто пропагандировал трезвый здоровый образ жизни.
Мы видим, что частично определенные меры действуют и у нас, но этого недостаточно, потому что профилактика проводится точечно, а должна быть полностью направлена на всю социальную среду (семью, школу, кружки и т.д.), в которой ребенок развивается.
А.В. Корниенко,
руководитель
информационно-
методического центра
«Территория трезвости»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*