Ныть или не ныть? Вот в чём вопрос

Чем современный человек отличается от человека предыдущих эпох? Тем, что он все время ноет, всем недоволен, постоянно жалуется, ему все плохо, все больно, все нехорошо, все не так, все мало, он очень слаб духом. И это не только у нас с вами, это болезнь века.

Почему человек возмущается, когда ему нехорошо? Да потому, что это противоестественное состояние. Господь создал человека не для того, чтобы он страдал и терпел, а для блаженства. И человек блаженствовал, было такое время — это время пребывания Адама и Евы в раю, когда у них не было ни забот, ни трудов, ни скорбей, ни болезней, а было непрестанное пребывание с Богом, непрестанная радость, созидание и творчество, к чему и был призван человек. Но ему помимо этих прекрасных вещей дана была еще и свобода, и он эту свободу употребил во зло.
Посмотрим на детей. Вот есть у мальчика свободное время — что, он откроет учебник и начнет дальше читать или по музыке новую вещь разберет, или, может быть, без напоминания вынесет помойное ведро, или вымоет посуду? Нет. А на что же он употребит свое свободное время? Чаще всего на зло, ничегонеделание или бессмысленную игрушку в компе, тупое смотрение в телевизор и если все-таки на чтение, то которое обычно совсем непотребное и неполезное для души. Потому что человек, когда стоит перед выбором, как правило, выбирает не то, что благо, а то, что проще, то, в чем для него заключается соблазн, — и поэтому все дальше и дальше отходит от Бога. И если мы сравним младенца и взрослого, то увидим, что ту чистоту, которую человек имел в младенчестве, непосредственность, способность легко прощать, взрослый утратил в результате того, что постоянно, в течение всей своей жизни отказывался от добра и сознательно выбирал зло, во зло употреблял свою свободу. Нет нужды удивляться тому, что Адам пал. То же самое происходит со всеми нами.
И чтобы вывести нас из этого состояния, Отец Небесный послал на землю Единородного Сына Своего, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, как говорили святые отцы. Сначала, как все младенцы, Он был в послушании у Своих родителей. И Христос не доставлял им всяких огорчений, а был послушным ребенком, хотя Он был Вседержитель. Он мог бы создать Себе других родителей, мог создать другую вообще планету и населить ее совершенно другими существами, но Он любил именно этих людей, Своих чад, которых создал от Адама много лет, веков и тысяч лет тому назад. И не хотел их, вот этих конкретных людей, погубить, а хотел именно их спасти. И ради этого претерпел суровую жизнь — был гоним, уже с самого младенчества Его хотели убить. И вся Его жизнь была сплошной мукой — не только физической, закончившейся самой страшной казнью, которую только можно перенести человеку, но и нравственной, душевной, духовной. Он страдал всем Своим человеческим существом, как только может страдать человек. Он терпел и непонимание, даже от Своих родителей, от Своих братьев, детей Иосифа, и самых ближайших родственников, которых любил, и от тех учеников, которых Он избрал, перед которыми сотворил много чудес, которых учил — Сам ходил с ними по Галилее, по Иудее и их воспитывал. И в результате что? Все разбежались, один вообще предателем стал, другой отрекся.
Был ли Он на земле счастлив? Невозможно вообразить Христа веселым, довольным, улыбающимся, потирающим руки, пребывающим в самодовольстве. Лик Христов предстает перед нами в молчаливой печали и скорби, потому что Он всех любил, всем сострадал, Он всех хотел вывести из мрачного тупика их собственной жизни, но понимание-то находил в единицах. Можно себе представить, как Он проповедовал Евангелие, какие Он находил замечательные слова, так что уже две тысячи лет прошло, а эти слова опять и опять в новых поколениях людей уже другой культуры, другой национальности, совершенно другого духа времени все равно продолжают находить отклик — насколько это было удивительно! И все равно вокруг предатели, иуды, завистники, фарисеи, озлобленные и желавшие Его убить.
Мы вступаем на поприще Великого поста, время хоть маленького, но все же страдания. Страдание очищает, оно человека делает мудрее, учит его, возвышает. Только через страдание человек может познать, что такое любовь. И Крест Господень — это есть символ любви, потому что любовь всегда распинаема. Крест Господень утверждает победу над грехом. Для этого христианину и заповедано церковью носить крест на шее — почувствовал его на себе и вспомнил, Чье ты носишь изображение на своей груди. Там изображен распятый Христос. И если ты христианин, ты также должен распинаться этому миру и не искать своего, а искать только исполнения Христовых заповедей. И если мы хотим достичь духовной жизни, то должны распяться вместе со Христом. Тогда наша жизнь приобретет смысл, потому что страдание введет нас в вечную жизнь, мы достигнем Царствия Небесного, мы познаем, мы его ощутим, мы войдем в него через распятие. Не нытье и поиски земного счастья нужны, а именно голгофа, скорбь и принятие страдания ради Царствия Божия, ради того, чтобы угодить Богу, потому что любовь всегда жертвенна. Любовь — это когда один человек жертвует собою, именно собою, ради того, что он любит. Поэтому если мы любим, мы должны жертвовать собою, как Он пожертвовал Собою для нас.
И этот пост, малый наш подвиг, мы предпринимаем для Него, хотя и трудно поститься, особенно тем, которые только начинают, и вообще воздержание трудно, и часто у нас не получается. Но в этом нет ничего страшного, лишь бы было усердие. У нас еще есть времечко, нас еще ноги носят, у нас еще есть возможность повернуть жизнь ко Христу, исправить ее в том, что мы пока не исправили, подумать над тем, что нам еще нужно доделать, и все время стараться быть в Его глазах угодными. Нам нужно принимать свой крест, принимать ту скорбь, которую Он дает, и не роптать, учиться быть благодарными за все. Нам так много дано! Но за это с нас и спросится много.
Пост — это глубоко религиозное мероприятие, на него не способно ни одно животное, ни собака, ни корова, ни свинья, только человек может сознательно брать на себя бремя поста, тем самым подчеркивая свою человечность. Нам есть к чему стремиться, ведь каждому прошедшему это поприще наградой будет Пасхальная радость. Бог в помощь.
Александр Тылькевич,
протоиерей
настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*