Они живут в наших сердцах, пока мы их помним

Впервые за много-много лет 9 мая не промаршировали парадным строем войска. Не ощутили, к большому сожалению, мы себя на какое-то время единым и великим народом. Не поклонились последним, совсем немногим оставшимся фронтовикам, но все равно помянули погибших и ушедших. Все равно вспомнили, хотя бы по рассказам, как они жили, чему радовались, во что верили и как любили Россию!


Мы все должны, мы обязаны помнить, что во все времена, когда Отечеству угрожала опасность, первыми всегда шли и погибали тоже первыми лучшие, цвет нашей нации и нашего народа.
75 лет прошло, сменились поколения, а до сих пор больно! Сколько бы нас было, как бы мы сегодня жили! Потеряны миллионы. Скорбим.
Не было семьи, не пострадавшей, не потерявшей родных и близких. Крепко ударила война и по нашему роду. Я установил фамилии 22 и думаю, что это еще не все. Родной брат, четыре дяди и множество других родственников.
Старший брат Владимир был 1924 года рождения. Похоронку вручили отцу: «Кожин Владимир Сергеевич, 281 ст. полк, 93 ст. дивизия, уроженец Шилкинского района, п. В. Дарасун, в бою за Социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив мужество и героизм, был убит 19 июля 1943 года. Братская могила у села Подъяруги Курской области. Командир части Сабурин».
Отец прятал от матери похоронку, так что до самой смерти она верила, что сын ее пропал без вести и все ждала его возвращения, все надеялась, что, может быть, он вернется.
У брата была бронь — работал на золоте, но он ушел на фронт добровольцем. Был возвращен в школу младшего командного состава в Улан-Удэ. После шести месяцев обучения отбыл на фронт младшим лейтенантом — командиром взвода ПТР. Попал на Курскую дугу, в самую мясорубку, где вскоре и погиб в бою, ставшем легендой, недалеко от Прохоровки. Из всей роты в живых остался только один — земляк брата. После войны он отыскал моего отца и рассказал о том последнем бое. Их роте выпала честь погибнуть.
Разведка боем, ночью. Цель — выявить огневые точки противника. Они знали, что шли на верную смерть. Шел этот человек (фамилии не помню) рядом с братом в атаку, недалеко разорвалась мина. Дальше потеря сознания, тишина… Очнулся в госпитале, без руки, там и узнал, что погибли все.
Отец мой, а потом и я, много раз делали запросы, искали могилу, но получали ответы, что деревни такой не существует. Только недавно, благодаря другу из Шотландии, я узнал, что село Подъяруги после войны перешло от Курской области в Белгородскую. Оно и сейчас существует. Глава администрации приглашает меня посетить село, где единственная достопримечательность — братская могила на околице. Погибших хоронили сначала в воронках от бомб, без гробов, прямо в шинелях. Не до сантиментов было. После Победы перезахоронили в братской могиле.
Страшную войну пережило село, расцвело в послевоенную пору, а сейчас без войны вымирает.
75 лет прошло, много воды утекло, а боль по ушедшим осталась. У меня дома в правом углу — фотография брата, в шкатулке — его письма.
Растянулись могилы фронтовиков нашего рода от Забайкалья и Шилки до Москвы, Берлина и Праги. Так что у меня и моего сына свои святые. Сколько бы нас сегодня было, если бы не война?! Моя дочь Ксения, обратившись в военные архивы, потрясла меня, узнав, что Кожиных всего по стране погибло или пропало без вести 1081 человек. Тысяча восемьдесят один!
Вот за всех их и надо продолжать жить! В такие дни, как день Победы, нужно всем нам, ныне живущим, даже не умом рассуждать, а сердцем чувствовать, что есть истины вечные, которые нельзя забывать. Обязаны мы помнить всех ушедших, особенно погибших за Родину. Помните у Ф.М. Достоевского: «Нет высшего счастья, чем умереть за свое Отечество!»?
Вспомним ушедших, они тоже имели право на личное счастье, они не меньше нас любили жизнь, они могли бы продлить свой род, иметь детей и внуков. Но Родина позвала, и они пошли. Пошли и погибли, чтобы жили мы. Пока их помним — мы живем, и они живут в наших сердцах, пока мы их помним!
Всем нам придет время уходить в мир иной, и каждому из нас предстоит, стоя на смертном пороге, оглянуться назад, на свою жизнь, где уже не будет многих или не будет никого. История и время рассудят каждого, так что надо жить и уходить по-человечески, чтобы и нас помнили.
О.С. Кожин,
ветеран труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*