В команде Забайкалья все выиграли по миллиону

Кирилл Белоносов во время решения задачи по созданию приложения для «ВКонтакте»

Как уже писала «Шилкинская правда», в начале ноября ученик 11 класса Шилкинской СОШ № 51 Кирилл Белоносов стал победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена», в котором приняли участие более 1 миллиона школьников со всей России. Наш земляк стал единственным представителем Шилки в этом конкурсе, а всего в финал прошли восемь забайкальских школьников.

Ребят в аэропорту Читы встречали родители с шарами и плакатами, а позже они дали интервью на читинском радио. Наконец, мы встретились с Кириллом БЕЛОНОСОВЫМ в редакции, где он рассказал о том, как проходили этапы конкурса, что могут выиграть школы в «Большой перемене», а также как воспитать в себе интерес к знаниям.
Корр.: — Кирилл, как ты узнал про конкурс «Большая перемена»?
К.Б.: — Подсказала мне мама, она смотрела новости и наткнулась на этот конкурс. Сначала я не уделил ему особого внимания, было сложно представить, что 300 участников получат по 1 миллиону. Но потом я увидел по новостям выступление Сергея Кириенко (первого заместителя руководителя Администрации Президента — прим. авт.), когда он объявлял этот конкурс. Тогда я и решился, зарегистрировался – так начался мой путь в полгода к финалу.
Корр.: — Ты сразу выбрал какое-то направление или было общее тестирование?
К.Б.: — Сначала проходило общее тестирование на выявление личностных качеств. Я прошел его, и мне было рекомендовано направление «Создавай будущее», связанное с технологиями, подходящее к моему профилю, к тому, какие экзамены я сдаю. Весь очный этап был построен на этом направлении, а финал нас поставил немножко в другие условия. После тестирования был еще этап «Представь себя», где нужно было показать свои достижения за годы учебы, а затем этап создания проекта. Сначала требовалось собрать команду: это мой наставник, учитель или руководитель кружка и те ребята, кто не прошел предыдущий этап. Первым проектом было «Создание атомной электростанции на Дальнем Востоке». Нужно было указать место, условия, высчитать всевозможные риски. За проект я получил не так много баллов, но мне хватило, чтобы пройти в полуфинал. На каждом новом этапе нас ставили в новые условия, которые мы даже не воображали себе, — так нас проверяли на стрессоустойчивость.

То есть борьба была, скорее, не умственная, а психологическая, нужно было выдержать это напряжение, которое давило со всех сторон. На проект создания АЭС было дано три недели, а на полуфиналах и финале — по одному-два дня.
Со Светланой Владимировной Горяиновой мы создали проект АЭС в Благовещенске, учитель объясняла мне принципы устройства станции, факторы размещения. Почему Благовещенск? Там находится система, связывающая всю энергетическую инфраструктуру Дальнего Востока, это место с низкой сейсмической активностью. Картинки, расчеты, карты – все было в формате презентации и должно было быть научно обосновано.
Корр.: — Кто были эксперты, проверявшие эту работу?
К.Б.: — Точно я не знаю, но было заявлено, что сотрудники «Росатома». В других направлениях были представители Роскосмоса, РЖД, Сбербанка, Большого театра и другие.
Корр.: — Что было дальше после прохождения в полуфинал?
К.Б.: — Из Забайкалья в полуфинале было 30 участников, 15 – из 11-х классов, 15 – из 9-10-х классов, мы поехали в Хабаровск. Там нас разделили по командам, куда входили школьники из разных регионов Дальнего Востока. В полуфинале мы должны были создать проект на базе платформы социальной сети «ВКонтакте», касающийся образовательной сферы. Суть была в том, чтобы его можно было действительно использовать в дальнейшем, даже мы могли бы его реализовать. Мы создали приложение «Единая база данных» для олимпиад и конкурсов регионального, международного уровней. Проводили опросы, нужно ли такое приложение детям, нравится ли сама концепция. Нашу работу проверяли эксперты отдела разработки «ВКонтакте», представители Дальневосточного федерального университета. По итогу давали дополнительные баллы тем, чей проект был более интересен, более обоснован. Две команды выиграли, нам дали дополнительные баллы, и я, как и многие, попал в финал.
Корр.: — Как проходил финал в «Артеке»?
К.Б.: — Из Забайкалья полетело уже восемь человек на финал. Для нас готовили масштабный мюзикл, там участвовал представитель нашего края. Уровень финала совершенно другой: для нас проходили лекции с известными людьми, представителями компаний, которые я уже назвал ранее. Были выставочные стенды этих компаний. Проходил концерт с участием современных известных исполнителей. Для нас были подготовлены онлайн-встречи с Президентом Российской Федерации, министрами и культурными деятелями, такими как Владимир Машков, который тоже проверял наш проект вместе с другими экспертами.
В финале нашим проектом стал «Город будущего». Команда состояла из 10 человек – шесть из Забайкалья, по два человека из Бурятии и Орловской области. Сначала было замешательство, легкое потрясение – нас поставили снова в экстремальные условия. Но во второй день мы собрались и сделали один из лучших проектов, и все 10 человек получили по одному миллиону. Проект «Город солнца» — город, в котором хочется жить. В центре него находится человек, вокруг которого строится вся инфраструктура. В каждом его районе человеку удобно жить, большое внимание уделено экологии, большое количество зеленых зон, использованы материалы, которые не наносят вреда окружающей природе. Большинство этих технологий мы уже можем реализовать в наших современных городах: это уменьшение количества мусора, участие в акциях по озеленению. Каждый уже сейчас может вносить вклад в создание городов будущего.
Корр.: — Как ты думаешь, что можно было применить еще для Шилки? Ведь, вроде, и акции проходят иногда, а мусор – проблема из проблем. Может, использовать энергию подрастающего поколения в этом деле?
К.Б.: — Да, проводить работу с подрастающим поколением и всеми остальными людьми. Также одним из направлений было создание точек досуга, где люди могут больше узнавать информации о мероприятиях городского масштаба, обучаться экологической грамотности. Если город будущего – значит и человек должен быть более развитым, должен стать человеком будущего. Я хотел бы сказать, что этот конкурс – реальный шанс получить билет в дальнейшую жизнь. Креатив, работа в команде, демонстрация своих возможностей – вот что требуется от участников.
Корр.: — Когда и как вы используете награды?
К.Б.: — Главный спонсор Сбербанк создал именные уникальные карты, нам открыли специальные счета, на них поступят средства до 25 декабря. Эти деньги мы можем потратить на образование, на жилье – ипотеку или как дополнительные средства на покупку, на создание своего бизнеса. На следующий год нам также выделили путевки на полную смену в «Артек» и плюс пять баллов к ЕГЭ при поступлении. В следующем году я оканчиваю школу и планирую поступить в Московский физико-технический институт. И, конечно, хочу помогать в дальнейшем своему городу с учетом того, каким специалистом я стану.
Корр.: — В школах что-то подобное, похожее по замыслу на этапы конкурса, предлагают?
К.Б.: — Я бы сказал, что нужно немного перестроить систему нашего образования, чтобы у детей больше проверять их творческие способности к решению нестандартных проблем нестандартными путями. В наших школах используется система тестов, где дан вопрос, и нужен четкий конкретный ответ. Но в «Большой перемене» задан вопрос, а конкретного ответа на него нет. Так нужно, на мой взгляд, сделать и в школах, чтобы один и тот же вопрос можно было решить разными способами, используя фантазию. Один вопрос — миллионы идей разных школьников.
Корр.: — Ты свое нестандартное мышление как формируешь? Я знаю, что у тебя уклон на точные науки – физику, математику, информатику. Но, в общем, ты разносторонняя личность?
К.Б.: — Самая главная мотивация – желание проявить себя. Свое нестандартное мышление развивать детям можно, думая о разных путях решения проблемы. Например, взять город будущего. Все, наверное, подумали, что это большие города, технологичные, с высокими зданиями. А если посмотреть с другой стороны, то это город, который уходит, наоборот, вширь, это не высотные здания, а коттеджные, например. Нужно анализировать, а как это покажет себя через какое-то время? Самое главное, что нет единственного правильного решения, а нужно обосновать, почему мое решение будет актуально и должно быть реализовано. Когда я познакомился с остальными участниками из Забайкалья, я понял, что мы все разносторонние люди. Каждый увлекался чем-то особенным: стихами, танцами, и каждый показал свою индивидуальность в командной работе. Нашим плюсом была сплоченность команды, мы познакомились еще во время полуфинала. В других командах лидеры пытались перетянуть инициативу на себя.
Корр.: — А представители корпораций присматривали для себя будущих сотрудников?
К.Б.: — Все наши данные занесены в специальный реестр. Мы показали себя на лекциях, конкурсах как конкурентоспособные будущие кадры. Особенность этого конкурса, что он собирает детей со всех 85 регионов страны, и победил один или более участников из каждого региона. В нашей команде победители из Шилки, Забайкальска, Читы. И мы можем изменять нашу страну.
Корр.: — Хочется верить в это, но согласись, что наши условия здесь далеки от технологического прогресса, а уж об экологии говорить не приходится. Как, по-твоему, федеральные корпорации заинтересованы, в первую очередь, в техническом развитии или задумываются и о благополучии природной среды?
К.Б.: — Я понял, что экологии уделяется огромное внимание. Перед нами выступали эксперты из существующих предприятий и они делали акцент на то, что сейчас в городах большие свалки, высокая концентрация выхлопных газов, но нужно создавать инфраструктуру из экологичных материалов, оборудовать экологичное производство, менять менталитет людей.
Корр.: — Ты как представитель молодого поколения почувствовал, что есть заинтересованность у государства, представителей гигантов экономики в молодежных кадрах со всей страны?
К.Б.: — Да. Это было заметно. Многие представители крупнейших компаний рассказывали, как они достигли успеха, и давали нам советы, какие качества нужно развивать. Говорили и о том, что нужно развивать активную молодежь, давать ей инструменты для реализации.
Корр.: — Среди твоих знакомых, одноклассников есть такие же целеустремленные, активные дети? Они гуманитарии или технари?
К.Б.: — Гуманитариев больше. Я бы сказал, что дети есть активные, но про такие возможности, конкурсы особо нигде не рассказывают. В школах нет популяризации конкурсов, я считаю, что нужно детей настраивать на то, что все возможно, что нужно участвовать и можно чего-то добиться, сделать свой город или страну лучше. Учителя могут не только помогать в работе, но и психологически поддерживать своих подопечных. 20 школ получили по 2 млн рублей, потому что они отправили на конкурс больше детей, их баллы складывались, и таким образом они выиграли деньги. Это тоже мотивация для школ. Было бы хорошо и для своей школы 2 млн получить. Но я уверен, что эта поездка небезрезультатная будет для моей школы. На будущий год дали возможность участвовать в конкурсе и школьникам 5-7 классов, а нам предложено помогать будущим участникам на добровольных началах, рассказывать о пользе конкурса.
Корр.: — Ты в «Артеке» не первый раз был. Как ты раньше туда попадал, благодаря чему?
К.Б.: — Проходили дистанционные олимпиады, я в них участвовал. Когда занял первое место во Всероссийской дистанционной олимпиаде, я загрузил это на сайт «Артека», там можно загрузить свои достижения. И получил путёвку. Так может сделать совершенно любой ребенок. Конечно, у нас мало интересных кружков, какие есть, например, в Чите: робототехники, кванториумов. Вот бы в районах они тоже были! Еще при любой возможности нужно ездить в лагеря. Там всегда устраивают интересные программы. Тот же «Артек» — живописные места, чистый воздух, нереально круто.
Корр.: — Ты рассчитывал, что дойдешь до финала «Большой перемены»?
К.Б.: — Конечно же, нет. Когда был дистанционный этап, я не знал, что начисляются баллы. К полуфиналу у меня они были невысокие. Я думал, что ничего не выиграю. Еще и переболел коронавирусом за это время. На полуфинале я начал показывать себя, стараться, и у меня к финалу баллы стали повыше, но еще отставал от некоторых. Дальше открылось второе дыхание, удалось набрать максимальное количество баллов и победить. Я понял тогда, что любой человек хоть из чего может сделать проект. Мы работали в финале без компьютеров, чтобы все были в равных условиях, нам дали бумагу, картон. И на самом деле техническое оснащение не важно, главное, сама идея.
Корр.: — Ты уже опытный участник интеллектуальных состязаний, побеждал и в дорожной олимпиаде в Забайкальском крае. А сомнения все равно бывают. Что посоветуешь ребятам, которые также волнуются перед олимпиадами, хотя у них большой запас знаний?
К.Б.: — Нужно не бояться и понимать, что вокруг такие же люди, как ты. Они могут ошибиться и не так выразиться. Мы все имеем право на ошибку, но можем высказывать свою точку зрения. В этом и есть смысл дискуссии, мнение каждого составляет полную картину о каком-то явлении.
Корр.: — Из всех твоих проектов, которые уже сделал, что бы ты хотел воплотить в жизнь? Расскажи про систему полива.
К.Б.: — В прошлом году мною была создана автоматическая система контроля жизнедеятельности биосреды, способная без контроля человека полностью регулировать условия роста растений. Наши проекты, созданные на «Большой перемене», я уверен, не исчезнут бесследно. Некоторые проекты уже взяли в разработку.
Я хочу сам реализовать приложение для «ВКонтакте». Я много прочитал по этой теме и можно было даже обратиться к специалистам министерства образования с этой идеей. Буду стараться оставить после себя что-то нужное и важное.
Мама Кирилла Елена Александровна Белоносова дополняет: «Кирилл с маленького возраста развивал свое мышление, конструировал. Он участвовал в конкурсах, первый раз изучал голограммы, занял второе место в крае. Потом сделал капельный полив теплицы, занял первое место. Получил путевку в «Океан». Занимался со Светланой Владимировной Горяиновой.
Мы с мужем постоянно Кирилла напутствуем, предлагаем, помогаем ему, если требуется. Во время конкурса зарегистрировались во «ВКонтакте», смотрели их презентации, выступление экспертов. Жили в одном режиме с ним. А в школе многие не верили в этот конкурс. Кирилл говорит, из центральной части России с одной школы 60 человек приезжали. У нас много детей, и дети одаренные, но иногда их не видно. Может быть, комитету образования нужно в школы до учителей доносить эту мысль, чтобы стимулировали детей участвовать. Тут ведь и наставникам есть мотивация – сейчас, например, им оплатят билеты в Крым, лучшую гостиницу, где они смогут пройти курсы повышения квалификации, выделят по 150 тысяч рублей и подарят ноутбук каждому.
Родители ничего не оплачивали, кроме ПЦР-теста на ковид во время поездки на полуфинал. Когда поехали на финал, уже полностью оплатили все на уровне региона, здесь работу курировал региональный оператор конкурса. Большое спасибо Евгении Анатольевне Макаровой из минобра, все было на высшем уровне.
Беседовала
Анастасия АЛЫПОВА

Фото: страница группы «Большая перемена» vk.com и Анастасия Алыпова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*