Задача матроса – выполнить приказ и вернуться на сушу

Шум набегающих волн, звон корабельного колокола, крики чаек – три года на советском военно-морском флоте тянулись долго. Уроженец села Закамень (ныне не существует, располагалось на землях Казановского поселения — прим. авт.) матрос Валерий Пляскин спешил домой к маме в Казаново, а потому отказался от сверхсрочной службы.

Легко сказать, в течение полутора лет он практически постоянно находился в замкнутом пространстве под водой, в то время, когда СССР и страны НАТО продолжали противостояние на земле и суше. А значит любая автономка могла стать роковой.
Тот, кто бывал во Владивостоке, наверняка посещал знаменитую подлодку-музей на Корабельной набережной и может примерно представить себе атмосферу: боевые и обеспечивающие работу механизмы соседствуют с койками матросов и другими помещениями личного состава, небольшие в диаметре люки требуют сноровки для передвижения в разные отсеки корабля, замкнутость пространства усиливается ощущением давящих снаружи морских глубин и, конечно, ответственности за выполняемую задачу.
Весной 1978 года имея на руках диплом и квалификацию электрика, вчерашний студент Первомайского училища Валерий Пляскин с земляками прибыл во Владивосток, где его определили в учебный отряд подводного плавания. После полугода учебки молодого матроса направили в бригаду подводных лодок, базировавшуюся в порту Ванино. В обязанности Валерия Пляскина входило дежурство на радиолокационной станции, которая работает либо в надводном положении, либо на глубине 9 метров для обнаружения надводных и воздушных целей.
— Ходили близко и далеко, в тихоокеанском регионе находились и наблюдали за чужими учениями. Автономность 45 суток. Задача была: охраняем рубежи Родины, в случае чего должны были всплыть и атаковать, — лаконично говорит бывший радиометрист подводной лодки. – Конечно, нас готовили, в учебке погружались мы в бассейне под воду. Реальное погружение на 80 метров – это совсем другое. Наша лодка предельно могла опуститься до 120 метров. Лодки были дизельные старые, 1953-го года. Изучали мы и строение подлодки, вдруг окажешься в чужом отсеке. А вообще у каждого был свой боевой пост. Если удавалось всплывать ночью, видели только море да небо. В порту, конечно, выходили на берег, видели у другого берега катера. Мы также участвовали в учениях советской армии.


В конце 70-х на мировой арене, конечно, складывалась непростая ситуация. Так уж устроен мир, что на планете нет-нет, да и чувствуются очаги напряжения и противостояния. Вот почему армия во все времена служит гарантией защиты и дает чувство спокойствия гражданам своей страны. А потому, наверное, в традиции населения испытывать уважение и гордость за тех, кто был на боевом посту, обучался воинскому делу, мужал и становился серьезнее. У Валерия перед глазами был пример отца – Иван Васильевич Пляскин воевал под Сталинградом, в Калаче-на-Дону был тяжело ранен. Вернувшись с войны, работал на железной дороге и в колхозе, был скромным тружеником. И сын не подводил, служил на совесть. Валерий Пляскин дважды награждался грамотой за отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину и безупречную службу. Его родителям, Ивану Васильевичу и Прасковье Николаевне, были направлены благодарственные письма от командиров корабля. Недаром скромного трудолюбивого молодого человека направили в заграничную командировку.
— Пришли мы из одного дальнего похода, и мне поступило предложение служить за границей. Так я попал на ПМ (плавучие мастерские – судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов — прим.авт.), базировались у побережья Эфиопии (в то время в состав Эфиопии входила Эритрея, которая имела выход к морю — прим.авт.). Там Красное море, мы стояли в одной из бухт, иногда бывали непродолжительные походы. Жарко было, душно. На суше общались в основном с эфиопскими солдатами, играли в футбол. Многие из них по-русски разговаривали, учились в Москве, вспоминали русский холод. Я бывал в увольнении, отметил, что в городке, например, у каждого дом на втором этаже, а внизу магазинчики. То есть кооперация там была, — вспоминает Пляскин, показывая мне армейский альбом.
Там среди фотографий сослуживцев можно увидеть снимки улиц африканских городов с симпатичной, почти европейской архитектурой, автомобилями, лавками, и вместе с тем попадались кадры с хижинами, с представителями племен в колоритных одеяниях. В бухту к советским морякам приезжали с концертами и местные артисты, танцевали, играли на разных инструментах. Черно-белые снимки сохранили атмосферу веселья и жизнерадостности под звуки африканских ритмов, а примечательные пышные шевелюры оттенили белоснежные наряды жителей. Там же на фотографиях во время визита на корабль, где служил Пляскин, запечатлены командующий ВМФ СССР адмирал Сергей Георгиевич Горшков и командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Николаевич Хронопуло. Белоснежные кители и бескозырки, реющий флаг ВМФ, звуки парадных маршей и торжественных речей, мощь военной флотилии – все это осталось в памяти и дорого каждому моряку, так же, как и чувство локтя товарища, дружба и взаимовыручка.
Прошли полтора года необычной заграничной службы, позади остались экзотические пейзажи и шум моря… Валерий Иванович вернулся в Казаново, на кирпичном заводе продолжил работать электриком. Спустя время получил комсомольскую путевку на работу в милицию. Свыше 30 лет отработал в органах правопорядка: дежурным советской милиции, нес патрульно-постовую службу в российской милиции и вневедомственной охране. В 2011 г. в звании прапорщика Валерий Пляскин уволился со службы. Является ветераном вневедомственной охраны, а ныне Росгвардии, имеет памятные медали за службу. На пиджаке они соседствуют со значком за дальний поход.
В канун праздника в честь Военно-морского флота России Валерий Пляскин поздравляет своих друзей-моряков из Казаново – Алексея Тюменцева, Андрея Филиппова, Владимира Филиппова, Николая Аршинского, а также соседей-моряков из Шилки Евгения Горохова, Ивана Карташова и всех, кто служил на флоте, желает здоровья, удачи в жизни и благополучия во всем.
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*