Ирина Пантелеева: «Ничто не заменит живое общение между учителем и ребёнком»

Мудрый, внимательный наставник вкладывает всё лучшее в детские души

Гомон детских голосов, смех и топот ног встречают меня на перемене в школе № 51 г. Шилки. Я помню, учительская на втором этаже. За столом встречи со мной ожидает интеллигентная, элегантная женщина. Пронзительный звонок заносит детский поток в классы, а мы начинаем разговор, приправленный грустью и украшенный душевными стихами моей собеседницы.

Возможно, данная публикация кем-то будет воспринята как исповедь, но вопросы, затронутые в нашей беседе, пожалуй, будут близки многим педагогам. Хочется, чтобы они нашли понимание и в обществе.
Учитель русского языка и литературы Ирина Пантелеева спустя несколько лет вернулась в Шилкинский район. Сама она родом из с. Усть-Теленгуй, оттуда и начался ее педагогический путь. Почти семь лет из 27-летнего стажа учитель давала знания читинским детям. В этом году в силу обстоятельств Ирина Васильевна вернулась в район, но уже в городскую школу № 51, вступив в программу «Земский учитель». Это государственная программа, которая призвана привлечь педагогов в школы сел и небольших городов. Программа рассчитана на пять лет и предполагает единовременную денежную выплату. Принять участие в программе могут представители любого региона.

  • Из нашей школы в Чите в этом году уехало три учителя русского языка, два из них – по программе «Земский учитель». Получается, в одной школе вакансию закрыли, а в другой образовалась потребность в педагогах. Сейчас кадровый вопрос в школе стоит очень остро. И в первую очередь не хватает учителей русского языка и математики. Это главные предметы в школе, — говорит Ирина Пантелеева. — Многие педагоги не выдерживают нещадного режима работы, особенно молодые. Если бы хватало заработной платы, естественно, люди бы не бросали свои семьи и не ехали в неизвестность. Конечно, мне тоже тяжело психологически, тем более, что в этом году мой класс в Чите выпускной. Пока привыкаю к Шилке, на выходные уезжаю в Читу к детям.
    Нагрузка педагога, от которой зависит размер заработной платы, – то, что волнует многих учителей. Ирина Васильевна отмечает, что увеличивающийся объем работы негативно сказывается на эмоциональном настрое педагогов. Она цитирует В.А. Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога — это, прежде всего, время — свободное время учителя». Именно наличие свободного времени предоставляет возможности для творчества. Учитель не только должен научить детей на уроке, он еще и проверяет домашние задания, занимается воспитательной работой, старается идти в ногу со временем. Зачастую личное время учителя после уроков занято звонками и сообщениями от родителей и учеников. Кроме того, никто не отменяет отчетности, внеурочной деятельности. Непосильный режим работы приводит к профессиональному выгоранию, считает моя собеседница.
    Школу сейчас не критикуют только те, наверное, у кого нет детей школьного возраста. Для того чтобы учебный процесс протекал комфортно и результативно, необходимо решить многие проблемы, и решать их должно государство.
  • В Чите больше замотивированных детей, зачастую на тебя смотрят глаза ребят, которые хотят знать чуточку больше, чем на уровне школьной программы. Это дает определенный стимул к собственному развитию. Сама система организации учебного процесса тоже важна. Когда ни одно твое дело не остается незамеченным, а поощряется и поддерживается, когда ты чувствуешь поддержку со стороны администрации школы, и работать хочется от души. В сельских школах много трудностей с техническим обеспечением, с обновлением учебного фонда, с качеством интернета. В больших городах больше возможностей и у родителей, они зачастую оказывают благотворительную помощь школам, — рассуждает учитель на вопрос о различиях в работе разных школ.
    На перспективы развития технологических процессов в образовании Ирина Васильевна смотрит с различных точек зрения. Презентации, фильмы, мультимедийные технологии – все это можно задействовать только во благо учебного процесса. «Дистанционка», конечно, внесла свои коррективы в учебный процесс. По словам моей собеседницы, учителям приходилось осваивать некоторые новые программы, с помощью которых можно было дистанционно проверять уровень обученности учащихся. Ирина Васильевна тоже осваивала новое, многими средствами осталась довольна. Но к введению полного дистанционного обучения относится резко отрицательно.
  • Что собой представляет «дистант»? Ребенок — сам по себе, учитель – сам по себе. Не все дети могут подключиться на урок. Живое общение никто и никогда не заменит ничем. Ученик многое теряет, когда видит черный экран или учителя, у которого постоянно прерывается звук или теряется изображение. Естественно, качество образования падает. Когда видишь вместо ребенка черный квадратик и не знаешь, слушает ли он тебя, работать сложно. Приходится потом восполнять пробелы, заново изучать пройденный материал, — говорит педагог.
    Конечно, в своем разговоре мы не смогли обойти и роли учителя как наставника, классного руководителя. В шилкинской школе у Ирины Васильевны уже есть класс – пятый.
  • Дети запоминают не только того, кто дал определенные знания, а зачастую того, с кем они всегда чувствовали себя комфортно и ощущали любовь к себе. Вот это, наверное, самое главное в нашей профессии. Мне недавно мои одиннадцатиклассники прислали короткое видео, где признались, что любят меня и скучают. Было очень приятно, — мягко улыбаясь, говорит Ирина Васильевна. – Детей сразу видно. Здесь, знаете, сказывается опыт. Кто-то скромный, кто-то гиперактивный. С кем-то нужно поговорить не при всем классе, а на переменке наедине. С классом в Чите мы выбирались на экскурсии, гуляли по городу, собирались после уроков пообщаться, во время генеральных уборок. Были выезды на Алханай, в Маньчжурию, в пещеры, на Молоковку, в «Юсэн туг». Здесь, в Шилке, тоже детей уже запомнила: и своих, и шестиклассников. Пока еще сама адаптируюсь в школе. Говоря о воспитании, всегда вспоминаю пословицу «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Основное воспитание осуществляется дома, на личном примере. Хотя иногда мы и говорим на уроках о доброте, о еще каких-то качествах личности, но это капля в море.
    Ирина Пантелеева вспоминает, как в прошлом году участвовала в городском конкурсе сочинений в преддверии профессионального праздника и писала эссе на тему: «Я – учитель…», где вспоминала своих учителей. И теперь говорит: «У меня были учителя, на которых хотелось равняться, которые чем-то позвали за собой. И много было таких педагогов. В то время наша профессия была более престижной. Учителей уважали, никто никогда не говорил, как мы должны работать. Я искренне благодарна всем моим наставникам по школе, по институту. В глубине души свою работу считаю результативной, если хоть один ребенок из класса начал писать стихи. И такие ребята есть. Я и сама иногда пишу для души…
    Я учитель, и это – призвание.
    В этом я теперь убеждена.
    Я – учитель, и детским
    признанием
    Я за труд свой награждена.

    В преддверии нашего профессионального праздника хочется пожелать всем коллегам здоровья, оптимизма, душевных сил и достойной оплаты нелегкого труда педагога.
    Учительство – нелегкая
    стезя,
    И, может быть, важнейшая
    на свете:
    Здесь обмануть,
    сфальшивить нам нельзя,
    Ведь наше будущее –
    наши с вами дети!».

    Анастасия АЛЫПОВА

Фото: личный архив Ирины Пантелеевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*