Они все такие разные, но объединяет их одно – профессия учитель

Совсем скоро страна будет отмечать замечательный день — День учителя. Праздник — это повод не только поздравить, но и поговорить. В преддверии всенародного профессионального праздника мы побеседовали с педагогами школ Шилкинского района. В интервью приняли участие представительницы общеобразовательных школ — МОУ СОШ № 52 г. Шилка, МОУ СОШ № 51 г. Шилка, МОУ СОШ № 5 п. Первомайский, МОУ СОШ с. Усть-Теленгуй и педагог учреждения дополнительного образования МБУ ДО «ДШИ» г. Шилка. Они все такие разные, но объединяет их одно — профессия.

Ольга Георгиевна Кондратьева — учитель математики и физики в Шилкинской школе № 51. Очень грамотный и открытый для общения человек. Родилась в Карымской. В 1957 году вместе с семьей переехали в Шилку на постоянное место жительства. «У нас была большая семья: родители и четверо детей. Папа был начальником отдела кадров в локомотивном депо в Шилке, мама работала там же учетчиком. Несмотря на постоянную занятость, они всегда и во всем нам помогали, всегда поддерживали наши увлечения. За это им огромная благодарность», — говорит Ольга Георгиевна. В школе училась хорошо. Всегда любила среди школьных предметов математику и физику. Педагог подчеркивает: «Чтение книг занимало в семье особое место, тяга к знаниям была с детства».

О.Г. Кондратьева

Окончив школу, Ольга Кондратьева поступила в Читинский педагогический институт. После дипломированный учитель физики семь лет отработала в Чернышевском районе. В 1984 году вернулась в Шилку, где и проживает по настоящее время. Воспитала сына. Почти 40 лет Ольга Георгиевна работает в Шилкинской школе № 51. «Сначала преподавала физику, но потом стала преподавать и математику, дистанционно получив диплом учителя математики, была завучем в школе», — отмечает педагог.
В процессе интервью Ольга Георгиевна много говорила о взаимоотношениях, о роли ученика и учителя, об ошибках, которые иногда допускают учителя в процессе своей педагогической деятельности, о неправильном подходе родителей к своим детям, например, когда родители хотят воспитать из ребенка гениального ученика. «Если учителя и родители хотят вырастить талантливого ученика, не нужно его насильно заставлять, важно помогать, объяснять, заинтересовывать. Но опять же во всем надо знать меру. Ведь учеба — это труд, а чтобы получить хороший результат, надо трудиться. Самое важное, если у него что-то не клеится, не получается, не смотреть на ребенка разочарованными глазами. Это большая ошибка, ребенок должен быть самим собой», — подчеркивает Ольга Кондратьева.
— Что значит быть талантливым учителем?
— Если учитель талантливый, если он на своем месте, он действительно учитель, он не боится трудностей, у него ученики будут выполнять задания и никогда не допустят, чтобы учителя кто-то унизил. Талантливый учитель — это тот, я считаю, который достигает высоких результатов в работе, прилагая наименьшее количество усилий.
— А вы талантливый учитель?
— Нет (смеется). Я много времени трачу на подготовку. Я никуда не рвусь участвовать в конкурсах, я лучше на своем рабочем месте, по мере своих возможностей работаю.
— Талантливый ученик, он какой?
— Это тот, кто по-настоящему интересуется предметом, он легко трудится на уроке, он получает удовольствие от решения задач.
— Что самое трудное в профессии?
— Требуют от нас много, уважения мало и зарплата небольшая. Любому человеку хочется, чтобы его ценили. Отношение в обществе к учителю негативное в большинстве своем.
— А случались тяжелые времена, когда хотелось бросить школу?
— Да, было.
— Какую ошибку чаще всего допускает учитель?
— Когда читает материал урока с листочка. Это не педагогично. Никаких тетрадок, шпаргалок быть не должно, материал должен быть в голове, его надо понимать самому учителю. Важно объяснять ученику логические цепочки: что и откуда, а не просто заставлять зубрить.
— Вы критикуете себя?
— Да, бывает такое. Ну, понимаете, в педагогической деятельности вообще результат зависит не только от учителя, но и от самого ученика.
— Что бы Вы изменили сегодня в учебно-воспитательном процессе?
— Очень перегружена программа. Все быстрей, быстрей, быстрей. Это приводит к тому, что дети просто не успевают изучить программу.
— Как Вы относитесь к ЕГЭ? Нужна такая форма контроля?
— Нет, не нужна, я считаю. Нужно то, что было до ЕГЭ — централизованное тестирование. Главное, чтобы было по желанию ученика, важно, чтобы он сам сделал выбор — тестирование или внутришкольный экзамен. ЕГЭ не позволяет ученикам полностью раскрыть себя.
— Как Вы относитесь к дистанционке?
— Нет обратной связи с учеником.
— Чему в своей работе Вы уделяете особое внимание?
— Я очень много внимания уделяю работе с текстом. Учу работать с текстом своих учеников. Важно читать и понимать текст.
— Что самое трудное в профессии?
— Общение. Найти контакт с каждым учеником, выстроить с ними общение такое, чтобы у них было желание учиться.
— Идеальный ученик, он какой?
— С горящими глазами, пытливый, которому по-настоящему интересен предмет.
— Как завоевать любовь учеников?
— Профессионализмом.
— Самые счастливые моменты в Вашей профессиональной жизни?
— Счастливых моментов много было. Когда выпускаются мои ученики, успешно сдают экзамены, когда приходят и говорят потом, что в институте их ценят, что они там среди лидеров. Это счастье знать, что у них все нормально.
— О чем Вы думайте, идя с работы домой?
— О работе. Я анализирую каждый урок, для себя делаю выводы.
— Что написать про Вас? Вы какая?
— Амбициозная, увлекающаяся, во многом закрытая.
— О каком подарке ко Дню учителя Вы мечтаете?
— Было бы приятно не формальное, а от души поздравление учеников.
Надежда Александровна Макарова — педагог-психолог Первомайской МОУ СОШ № 5. Родилась 1986 году в п. Первомайском. Очень позитивный и жизнерадостный человек. Говоря о семье, Надежда Макарова отмечает: «Моим воспитанием занимались мои дорогие родители: мама Светлана Ивановна и папа Александр Валерьевич, а также заботливые бабушки и дедушки. Есть в моей жизни еще очень важный и любимый человечек — это моя младшая сестренка Анюта. Я росла всегда активным, творческим, добрым и общительным ребенком».

Н.А. Макарова

После окончания школы Надежда Александровна поступила в Сибирский университет потребительской кооперации по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Вскоре вышла замуж, вместе с мужем воспитывают двоих сыновей.
«Сейчас я педагог-психолог, классный руководитель самого лучшего 7б класса. Меня окружают отзывчивые и дружелюбные коллеги, с которыми всегда можно обменяться опытом и поделиться чувствами. У меня 430 учеников, которые делятся не только своими проблемами и переживаниями, но и положительными моментами своей жизни. Со мной всегда рядом мои близкие, которые окружают меня заботой и лаской, всегда готовы выслушать, прийти на помощь, дать дельный совет», — отмечает собеседница.
— Почему именно учитель? Почему сделали такой выбор?
— Обстоятельства сложились так, что после окончания университета найти себя в жизни некоторое время не получалось. Дальнейшие размышления помогли мне выбрать тот путь, на котором я сейчас стою. Я поняла, что мне всегда нравилось наблюдать за людьми, за их манерой поведения, жестами, мимикой, речью в различных ситуациях. И тогда я решила, что человек очень интересен для меня как личность, что мне крайне необходимо узнать о нем как можно больше. Студенческие годы в Забайкальском государственном университете открыли для меня мир психологии. Обучение дало мне прекрасную подготовку к будущей профессиональной деятельности, обширные и глубокие знания по преподаваемым дисциплинам.
— Когда Вы пришли в профессию?
— Свою педагогическую деятельность я начала восемь лет назад. В данной школе я работаю с 2015 года.
— Вы помните Ваш первый урок в роли учителя?
— Да, очень хорошо помню. Это был урок по профориентации у обучающихся 8а класса. Ребята активно работали во время урока. Я видела их увлеченные взгляды.
— Какие уроки любили в школьные годы? Какие — нет?
— В школе я больше любила гуманитарные науки: русский язык, литературу, обществознание. А также науки, связанные с творчеством: изобразительное искусство и музыку. А вот технические науки мне давались намного сложнее.
— Что значит для Вас быть учителем?
— На мой взгляд, учитель — это очень важная и нужная профессия. Человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важными являются такие качества, как доброта, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность. Быть учителем — это значит быть рядом с детьми и их семьей. Быть всегда готовым помочь. Мой девиз: «Я рядом с вами и всегда готова прийти на помощь!».
— Что самое трудное в профессии?
— Самое трудное в профессии, если честно, это бесконечные отчеты и заполнение разной документации. Эта работа отнимает очень много времени. Всегда хочется это время потратить на работу с детьми.
— Что бы Вы изменили сегодня в учебно-воспитательном процессе?
— Хотелось бы уменьшить количество отчетности, ввести единую школьную форму для обучающихся и педагогического состава, сделать современный ремонт в образовательных организациях и обеспечить кабинеты современным оборудованием.
— А случались тяжелые времена, когда хотелось бросить школу?
— Наверное, тяжелые времена были. Но бросить школу никогда не хотела.
— За что Вам как учителю бывает обидно?
— Я никогда ни на кого не держу обиду: ни на детей, ни на родителей, ни на администрацию школы. Если и происходят неприятности, то они все быстро решаются. Так жизнь устроена — после черной полосы всегда идет белая.
— Заинтересованы ли Вы в проведении каких-либо внешкольных мероприятий?
— Да, я всегда занимаю активную жизненную позицию. Стараюсь сама участвовать в различных мероприятиях и привлекать к участию своих ребят. В 2019 году я с моим классом принимали участие в районном конкурсе классных руководителей и учащихся «Самый классный классный — 2019». Мы являемся победителями данного конкурса. В этом учебном году я планирую принять участие в таком конкурсе с моими семиклассниками. В 2021 году я приняла участие в краевом конкурсе «Педагог-психолог Забайкалья — 2021». Вошла в пятерку финалистов.
— Поделитесь секретом, как заинтересовать ученика своим предметом.
— Работу стараюсь сделать познавательной и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. В работе использую технологии арт-терапии: сказкотерапию, куклотерапию, песочную терапию, изотерапию, музыкотерапию, игротерапию. Очень часто провожу групповые и индивидуальные занятия с элементами тренинга. Делаю так, чтобы детям на занятиях было интересно. Это способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон.
— Как завоевать любовь учеников? Поделитесь секретом.
— Ребенок любит, когда чувствует внимательное и чуткое отношение к себе. Свою работу строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов. Ребенка я считаю самым ценным звеном в длинной цепочке взаимодействия. Я все время оцениваю, насколько комфортно ребятам в школе на наших занятиях, налаживаю взаимное доверие с детьми. На работу всегда прихожу с улыбкой, с улыбкой встречаю детей, строю позитивные взаимоотношения. И дети всегда отвечают мне взаимностью.
— Самые счастливые моменты в Вашей профессиональной жизни?
— Работая в школе, я ежедневно сталкиваюсь с такими моментами. Был такой момент в моей жизни, когда я сидела на больничном, а девочки из моего класса постряпали для меня пиццу в виде сердца, засняли видео со словами поддержки для меня. А слова были следующие: «Надежда Александровна, мы готовим пиццу для Вас. Это в честь Вас. Знайте, что мы Вас любим, выздоравливайте побыстрее!». Ни с чем несравнимое ощущение, когда ребенок после занятия бежит к тебе со светящимися от счастья глазами, обнимает и говорит тебе: «Мне было очень интересно! Я Вас люблю! Вы лучшая!». Или когда я иду по коридору школы и вижу шагающего мне навстречу ребенка, который совсем недавно сидел у меня в кабинете, рассказывая о своих трудностях, а сейчас на его лице я вижу улыбку, то понимаю, вот он — результат моей работы.
— Педагог имеет право быть собой?
— Педагогу необходимо позволить себе быть собой! Да, именно позволить, не боясь чужих взглядов и осуждений. Чтобы быть счастливым человеком, нужно окружать себя по возможности тем, что нравится, привлекает и дает положительные эмоции.
В нашей профессии нужно быть собой. С детьми нельзя носить маску, дети все чувствуют. «Педагогу нужно быть собой!» — быть настоящим и открыто выражать свои желания.
— Какие уроки, тренинги, семинары Вы посещали?
— Их много. Это межрегиональные вебинары, научно-практические конференции различного уровня, стажировки и многое другое.
— Как Вы самосовершенствуйтесь?
— Работая психологом, я научилась многому и продолжаю учиться, по сей день ставлю перед собой новые профессиональные задачи. Стремлюсь совершенствовать свои профессиональные знания, изучать новые технологии, находить ответы на волнующие вопросы и снова задавать себе новые. Для того чтобы развиваться и совершенствоваться как профессионалу, я использую основные источники новых знаний — это психологическая и педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, участие в семинарах, вебинарах, научных конференциях. Именно саморазвитие помогает мне подготавливать интересные занятия для детей, педагогов и родителей.
— Что написать про Вас? Вы какая?
— Я счастливая.
— О каком подарке ко Дню учителя Вы мечтаете?
— Не буду скрывать, я очень люблю подарки. Люблю их дарить и, конечно же, получать. Я больше люблю памятные подарки. А вообще важен не сам подарок, а внимание!
Ирина Ивановна Кривошеева — учитель русского языка и литературы Усть-Теленгуйской средней общеобразовательной школы. Об этом человеке можно, без сомнения, сказать, что она оставила в душе многих своих учеников глубокий след. Ирина Ивановна родилась в селе Усть-Теленгуй в семье Ивана Сергеевича и Светланы Михайловны Пантелеевых. Она является старшей дочерью в их семье. Окончила среднюю школу в 1986 году. Училась всегда очень хорошо. В школьные годы была активной участницей самодеятельности села. После окончания школы поступила в университет на историко-филологический факультет по специальности учитель русского языка и литературы, вскоре вышла замуж за учителя физической культуры, ныне директора школы И.В. Кривошеева. В семье двое детей — дочь Юлия и сын Иван, подрастает внук.

И.И. Кривошеева

В 1989 году, перейдя на заочное обучение, Ирина Кривошеева начала трудовую деятельность в Усть-Теленгуйской школе. В данный момент Ирина Ивановна продолжает работать в школе и является классным руководителем в 10 классе, это будет уже пятый выпуск. Как бывшая ее ученица могу сказать, что это самый спокойный и доброжелательный учитель. Всегда внимательна, отзывчива, к каждому ученику находит индивидуальный подход, ее душа была всегда открыта нам. Кроме всего этого, Ирина Ивановна пишет замечательные стихи. Некоторые из них вошли в сборник стихов местных поэтов «Поэзия души моей». Поразительно, но даже на предлагаемые вопросы интервью она отвечала стихами собственного сочинения! Несмотря на большой стаж работы, чувствуется в каждом ответе ее природная скромность и нежелание быть публичной.
— Почему именно учитель? Почему сделали такой выбор?
— Наверное, выбор профессии был с детства предопределен. Мы жили и росли рядом со школой, в которой начинал свою педагогическую деятельность мой отец Иван Сергеевич Пантелеев. Здание школы для меня было каким-то загадочным объектом, оно казалось огромным таким замком, за стенами которого таится что-то. Мне нравилось ходить туда с отцом. И даже запах казался там каким-то особенным, манящим, пахло краской и чистотой пробеленных стен, манили кабинеты с незнакомыми портретами на стенах. Все было загадочно и интересно.
Я любовью к школе с детства
заразилась,
Знала в ней, родимой, каждый
уголочек,
Отдала со временем ей сердце
по кусочку.
И из всех из игр из детских
Больше нравилась одна (играть
в школу).
И сегодня, как и прежде,
продолжается она…
— Что значит быть учителем для Вас?
— Ну, на этот вопрос я отвечу авторским стихотворением:

Посвящение профессии

Я профессию эту из детства
В лабиринтах души берегла,
И свое беспокойное сердце
По кусочку я ей отдала.
И спеша по утрам в свою школу,
В мир открытий и ярких дорог,
Я иду и волнуюсь немного,
Как впервые, на каждый урок.
Труд учительский очень
нелегкий
И ответственный также
вдвойне.
Из того, чем живешь на уроке,
Вытекает достойный успех.
Я со школой расстаться
не в силах,
В ней есть смысл всей жизни
моей,
Кроме прочих душевных
порывов,
Очень сильно люблю я детей!
В их глазах вижу свет
несравненный —
Не светит так ничто на земле,
Он доверчивый и откровенный,
Как и жизнь, очень дорог он мне!
А в их душах нет зла и подвоха,
Есть добро в них и есть
теплота,
И наш долг — хорошо или плохо
Уберечь это в юных сердцах.
И, любуясь их юными лицами,
Мне не хочется вовсе стареть,
У детей надо нам поучиться,
Как на мир их глазами
смотреть.
А еще, словно в зеркале
чистом,
Вижу в них отраженье себя,
Словно в солнечном свете
лучистом
Повторяется юность моя!
Словно снова опять,
как когда-то,
В беззаботные те времена,
Я вот также за школьною
партой
Познавала азы бытия.
Пусть встречает детей школа
снова
Каждый день и на каждый урок
С сентября и до выпускного
Не смолкает пусть школьный
звонок.
— Ирина Ивановна, что для Вас самое трудное в профессии?
— Постоянно учиться самому, совершенствовать свои профессиональные навыки, идти в ногу со временем, регулярно проходить курсы повышения квалификации.
— Заинтересованы ли Вы в проведении каких-либо внешкольных мероприятий?
— Такие мероприятия, конечно, важны для детей. Они расширяют кругозор, воспитывают патриотизм, любовь к Родине. Это и развитие творческих способностей, и общение детей друг с другом, и активная жизнь вне класса, что повышает самооценку. Тем более дети на селе ограничены в выборе и участии в кружках, секциях. Активную работу с детьми во внеурочное время проводит ДК, при школе занимаются в спортивной секции. Внешкольные занятия оказывают положительное влияние на познавательные способности детей. Дети всегда с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях.
— Поделитесь секретом, как заинтересовать ученика своим предметом?
— В настоящее время это трудная задача. Современный мир богат множеством увлекательных вещей, которые намного доступнее и интереснее. Гаджеты, которые дают возможность быстро получить нужную информацию, заменили книги. Детей трудно заставить читать, а это серьезная проблема. Детям стало сложнее воспринимать стихи, особенно если в детстве им мало их читали, интереса к ним у них не возникает. Читать детям необходимо с раннего возраста, подбирая книги по потребностям и интересам. По литературе нужно много читать, произведения в старших классах очень объемны, если они летом остались не прочитаны, возникает проблема с анализом произведения. Приходится анализировать частями. Чтобы вызвать интерес к прочтению текстов, пробовала показывать интересный отрывок из кинофильма, снятого по произведению. Многих это стимулировало.
— Идеальный ученик, он какой?
— Каждый человек бывает идеальным в чем-то, что-то умеет делать лучше других. Но совершенно идеального, наверное, не бывает ничего и никого, кроме творителей искусства, красот и чудес природы. Просто к идеалу всегда нужно стремиться. Конечно, всегда радует сердце учителя ответственный ученик, добросовестный, за него становится спокойно на душе, что он и в жизни будет таким.
— Идеальный педагог, он какой?
— Это учитель с большой ответственностью и любовью к своей работе, это добросовестное отношение ко всему, что делаешь, чему себя посвящаешь.
— Что значит вырастить талантливого ученика?
— Вырастить талантливого ученика — дело непростое. Одаренность — это дело рук Бога. Само это качество определяет возможность достичь незаурядных результатов в той или иной деятельности, а еще и его желание быть таким. Таких детей сразу видно, они активны, любознательны, много читают, занимаются саморазвитием, они упорны в достижении своей цели. Задача учителя — вовремя увидеть такого ребенка, поддержать его развитие и помочь определиться с направлением этого развития.
— Как завоевать любовь учеников? Поделитесь секретом.
— Не знаю, надо ли завоевывать любовь учеников. Доброжелательное отношение к детям — это залог доброго сотрудничества, дети должны видеть в учителе друга, помощника, наставника.
— Самое главное в отношениях ученика и учителя?
— Самое главное в отношениях ученика и учителя, как показала практика, это доверие.
— Самые счастливые моменты в Вашей профессиональной жизни?
— Это победы моих учеников: успешно пройденная итоговая аттестация, хорошо выполненная контрольная работа, блестяще написанное сочинение, победа в олимпиаде по предмету, вовремя прочитанное произведение по литературе и просто счастливые, жизнерадостные лица твоих учеников. Сама работа в школе — это уже счастье, ежедневный заряд энергией, постоянная деятельность, которая не дает расслабляться. Задача учителя — помочь детям стать хорошими людьми, а если это удается, то всегда приятно осознавать значимость своего труда.
— А случались тяжелые времена, когда хотелось бросить школу?
— Не было такого, чтобы хотелось уйти из школы.
Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Родную школу в Теленгуе,
которой
Краше не сыскать,
Ведь для меня она святая,
Она, как Родина и мать,
В нее вернулась, сознавая,
Что мне здесь жить, творить,
дерзать…
— Вы помните Ваш первый урок в роли учителя?
— Помню. Когда мне дали классное руководство в пятом классе, детей было 24 человека, маленькие, шустрые, шумные. Немного страшновато мне было сначала, но когда я вошла к ним в класс и увидела их глаза, я поняла, что это мои дети, и вскоре мы станем с ними добрыми друзьями. До сих пор дружим, общаемся, переписываемся и звоним друг другу. Это мой первый выпуск.
— За что Вам как учителю бывает обидно?
— Конечно, за недобросовестное отношение к учебе некоторых учеников. Знаешь, что они могут учиться с полной отдачей, но иногда ленятся. Есть такие, кому трудно дается тот или иной предмет, а они стараются учиться, просят дополнительные задания. За таких детей душа радуется.
— Педагог имеет право быть собой?
— Наверное, имеет. Но привычка себе не принадлежать, постоянно посвящать себя чему-то и кому-то многое изменила.
— Что написать про Вас? Вы какая?
— Даже не знаю. Можно сказать, что не совсем решительная, долго могу думать, прежде чем что-то предпринять или на что-то согласиться.
— О каком подарке ко Дню учителя Вы мечтаете?
— У нас в школе всегда в этот день дети-старшеклассники сами ведут уроки, дарят нам выходной. Мы, конечно, в школе все тоже.
Всякий раз в этот день с благодарностью вспоминаешь своих учителей и наставников, которым многим обязан за их доброту и участие, за их труд и внимание, за опыт, которым они бескорыстно делились. Хочется пожелать им всем крепкого здоровья, долголетия и счастья! Всем! Всем! Всем!
Сколько б в жизни дорог
не встречалось,
По которым придется пройти,
Все равно ты всегда
вспоминаешь
Добрый взгляд от начала пути.
А начало у всех в школе,
в классе
И учителя добрых глазах,
И оно — уже капелька счастья,
Что так много значит для нас.
Мир и свет тебе, школьный
учитель,
Ты и друг, и помощник, и брат,
А еще ты как ангел-хранитель
Несмышленых и малых ребят.
Никогда о тебе не забудут,
Никогда не посмеют забыть,
Будут помнить тебя, о тебе
будут думать
И всю жизнь будут
благодарить!
(Автор И. Кривошеева).
Александра Алексеевна Ковальчук — педагог-организатор в общеобразовательной школе № 52 г. Шилка. Она — молодой специалист, пришла в профессию в 2020 году. По первому образованию — воспитатель. Какое-то время, после окончания школы, работала в одном из детских садов города музыкальным руководителем. Позже окончила курсы переподготовки по специальности учитель музыки, музыкальный руководитель. В настоящее время получает высшее образование в Забайкальском государственном университете по специальности учитель истории. С нового учебного года пробует себя в роли учителя истории и музыки, а также совмещает основную работу с работой в детской школе искусств.

А.А. Ковальчук

Александра родилась и выросла в Шилке. Очень разносторонний человек. В школьные годы была активной участницей городских и районных мероприятий, занималась танцами. Обучалась в музыкальной школе. После окончания 11 классов девушка мечтала поступить в медицинский и быть врачом, но судьба распорядилась иначе. «В медицинском заочно не учат, а мне нужно было учиться и работать, чтобы помогать маме, которая одна меня воспитывала», — отмечает Александра Ковальчук.
— Почему решили стать учителем истории?
— На мой выбор повлияла мой классный руководитель Ольга Викторовна Суханова — учитель истории и обществознания. Это учитель от Бога, я очень любила ее уроки. Это мой большой пример. У нее не знать историю было просто невозможно.
— Вы помните Ваш первый урок в роли учителя?
— Да, конечно. Это урок музыки, 5-7 классы. Ребята сразу восприняли меня хорошо, с уважением. Мне было, о чем им рассказать.
— Что значит быть учителем?
— Учитель — это добрый и отзывчивый человек. Работать с детьми — это большая ответственность. И сейчас я очень много наблюдаю за своими коллегами. Я благодарна моим наставникам: Н.В. Эповой — она всегда поможет и научит, если есть вопросы. Нельзя не сказать здесь и о директоре школы Л.В. Алтынниковой, она дает нам, молодым специалистам, возможность набираться профессионального опыта непосредственно на практике. Каждый мой день на работе — это день, когда ты чему-то учишься.
— Что для молодого педагога самое трудное в профессии?
— Ну, не знаю. В силу неопытности, может быть, недопонимание, которое иногда возникает. Трудности, они были всегда, но это все решаемо.
— Что бы Вы изменили сегодня в учебно-воспитательном процессе?
— У меня нет возмущений каких-то в этом вопросе. Я такой человек, что мне сказали — я подчиняюсь.
— А случались тяжелые времена, когда хотелось бросить школу?
— Нет, такого не было. Я не жалею о своем выборе.
— За что Вам как учителю бывает обидно?
— За себя иногда (смеется).
— Заинтересованы ли Вы в проведении каких-либо внешкольных мероприятий?
— Да, я заинтересована. Я же педагог-организатор. Это мое: все школьные мероприятия — праздники, торжественные линейки, акции… Принимаю также участие в городских и районных мероприятиях, люблю танцевать.
— Идеальный ученик, он какой?
— Не обязательно отличник. Главное, чтобы ученик был активным и заинтересованным в предмете.
— Идеальный педагог, он какой?
— Образованный, тактичный и тот, который по-настоящему любит свою работу.
— Самое главное в отношениях ученика и преподавателя?
— Быть на одной волне с учеником, то есть понимать его. Педагогу важно уметь слушать и слышать своих учеников.
— Что приносит Вам радость?
— Когда моя работа сделана хорошо.
— Что написать про Вас? Вы какая?
— Активная, я люблю быть в центре внимания. Я добрая.
— О каком подарке ко Дню учителя Вы мечтаете?
— О выходном дне (смеется). А если серьезно, чтобы в этот день ничего не расстроило меня. Чтобы наше мероприятие, которое мы сейчас готовим с ребятами ко Дню учителя, прошло хорошо.
Юлия Анатольевна Глоткина — преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Шилка. Простой и открытый в общении человек. И это особенно ценно, когда ты педагог и работаешь с детьми. Именно так можно охарактеризовать Юлию Глоткину.

Ю.А. Глоткина

Родом Юлия из Шелопугинского района. После окончания школы в 2005 году Юлия вместе с семьей переехала в Шилку. «В этом же году я поступила в Забайкальское краевое училище культуры (г. Чита) на отделение народно-хорового творчества (НХТ). Три года училась там. Потом сразу вышка. Я заочно продолжила обучение по тому же направлению в ВСГАКИ, академии культуры в Улан-Удэ», — отмечает Юлия Глоткина. В сфере дополнительного образования с 2018 года. До недавнего времени Юлия Анатольевна совмещала свою работу педагога с деятельностью в сфере культуры, работала в межпоселенческом культурно-досуговом центре хормейстером. Является участницей народного ансамбля «Силькари» (руководитель Алексей Рыбаков).
В прошлом году прошла переподготовку в Чите и получила квалификацию «преподаватель общего фортепиано».
— Почему именно учитель? Почему сделали такой выбор?
— Если честно, мне не хотелось раньше быть преподавателем. Я всегда хотела быть исполнителем где-то в коллективе. Это мне по душе, это мне нравится. А преподавателем? Как-то меня просто попросили помочь, так как кадров в ДШИ не хватало раньше. Вот так и пришла в профессию. Изначально тяжело, конечно, было. Ведь необходимы подготовка, квалификация соответствующая и опыт, которого у меня еще не было. А сейчас нормально, втянулась, нравится. Здесь все по графику, а это удобно.
— Вы помните Ваш первый урок в роли учителя?
— Да, конечно. Было волнительно.
— Что значит для Вас быть преподавателем сферы дополнительного образования?
— Дать ребенку развиться немного в другом направлении, открыть ему мир с другой стороны.
— Что самое трудное в профессии?
— Ну, времени иногда не хватает. А самое трудное — найти правильный диалог с учеником, чтобы он действительно понимал тебя.
— Что бы Вы изменили сегодня в учебно-воспитательном процессе?
— Побольше хочется методической литературы и новых учебников, так как чаще всего мы с ребятами занимаемся по старым учебникам. А в воспитательном процессе хочется решить проблему с телефонами и другими гаджетами на уроках. Это очень отвлекает ребенка и не дает ему сосредоточиться.
— За что Вам как учителю бывает обидно?
— Уровень отношения ученика к учителю сейчас, в основном, низкий, честно скажем. Такой пример: ты несколько лет преподавал у ребенка, все было хорошо, а спустя время он идет по улице и даже не здоровается с тобой… Вот это обидно.
— Заинтересованы ли Вы в проведении каких-либо внешкольных мероприятий?
— Да, конечно. У нас, например, ежегодно проходит отчетный концерт детской школы искусств. Нам нужно подготовить детей, мы дополнительно ходим на репетиции, занимаемся. Но итог хороший получается, результат своей работы видишь на сцене, а еще положительные отзывы родителей много значат, конечно. В составе ансамбля «Силькари» мы принимаем участие в различных культурно-массовых мероприятиях, фестивалях. Вот, например, одно из последних — традиционный казачий фестиваль и фестиваль «Люди и солнце» в Чите.
— Поделитесь секретом, как заинтересовать ученика своим предметом?
— Ну, чтобы заинтересовать ребенка, нужно быть самому заинтересованным в своем предмете. Я стараюсь как-то необычно, в игровой форме проводить уроки, особенно с маленькими.
— Идеальный ученик, он какой?
— Ответственный (смеется).
— Идеальный педагог дополнительного образования, он какой?
— Он должен хорошо знать свой предмет.
— Что значит для учителя вырастить талантливого ученика?
— Ну, здесь очень много сил требуется. Чтобы вырастить талантливого ученика, нужно в нем этот талант найти и помочь развить его. Вот в этом и цель. Ребенок должен получать удовольствие от учебного процесса.
— Самое главное в отношениях ученика и преподавателя?
— Ну, тут доверие нужно, прежде всего.
— Самые счастливые моменты в Вашей профессиональной жизни?
— Когда переехали в новое, отдельное здание. Теперь у каждого преподавателя теплый, отдельный кабинет (смеется). А если серьезно, счастливый момент — это когда ты видишь результат своей работы, есть положительные эмоции у детей.
— Педагог имеет право быть собой?
— Естественно, но все должно быть в меру.
— Какие уроки, тренинги, семинары Вы посещали? Как Вы самосовершенствуйтесь?
— Ну, одно из последних — это когда была переподготовка, переквалификация на преподавателя общего фортепиано в Чите. Я много занимаюсь самообразованием, читаю специальную методическую литературу, мы проходим различные дистанционные курсы.
— Что написать про Вас? Вы какая?
— Мне кажется, я простая. В силу профессии я публичный человек, мне это нравится. Усидчивая, наверное.
— О каком подарке ко Дню учителя Вы мечтаете?
— Простая обнимашка от учеников.
Мы благодарим педагогов за участие в интервью, за честные ответы на непростые вопросы и от души поздравляем всех педагогов Шилкинского района с профессиональным праздником — Днем учителя!
Виктория Василенко,
специалист по связям
с общественностью
администрации района
Фото: личный архив преподавателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*