Почти полвека из жизни Юлии Федотовны Швец на службе санитарной безопасности района

Когда любишь работу, она становится увлекательной и приносит радость

Восемнадцатилетней девчонкой Юлия Федотовна Швец пришла трудиться в санэпидслужбу в 1948 г. и добросовестно, самозабвенно отдавалась своей профессии. До 1996 г. проработала она в бактериологической лаборатории. Через ее личную трудовую биографию можно проследить историю развития санитарно-эпидемиологической службы в Шилкинском районе.


Сыпной тиф, брюшной тиф в буквальном смысле косили народ. Зимой приходилось выезжать на расследование вспышки сыпного тифа в отдаленные села Чирон, Казаново, Вершино-Дарасун (с. Цигакшино, с. Воскресеновское). Летом в этих же местах происходила вспышка брюшного тифа. Своего транспорта в службе еще не было, поэтому добиралась на попутных машинах, на лошадях, а то и пешком. Юная Юля без страха отправлялась в любую точку, как только это требовалось. Например, как-то зимой ей пришлось ехать в Холбон, чтобы забрать анализы от больных и обследовать очаги. Приехала в поселок на поезде, а обратно возвращалась пешком. Сначала добралась до Мирсаново, — а это 12 км, — там заночевала у местного фельдшера, а утром снова пошла пешком до Шилки — еще 8 км. И этот случай не единичный, когда ей доводилось проявлять мужество, силу воли, гуманизм и любовь к профессии.
При санитарно-эпидемиологическом отделе, который находился в начале улицы Толстого, был отдел профдезинфекции, ютившийся в маленьком домике по ул. Журавлева. Там был санпропускник. У них имелся самый распространенный в то время гужевой транспорт. Сегодня даже сложно представить, что ради нормального функционирования службы работникам приходилось самостоятельно заготавливать сено для лошадей, закупать зерно. Для отопления дезинфекционной камеры готовили дрова, разгружали уголь в любое время суток, ведь вагоны не должны были простаивать. Все работали с усердием, и никто даже не мог и подумать, что это не входит в обязанности медицинского работника. Надо было спасать народ от сыпного тифа. Лошадка подвозила все новые и новые вещи от больных сыпным тифом, а работники профотдела почти 24 часа в сутки прожаривали зараженную одежду.
В конце 50-х и начале 60-х годов регистрировались вспышки дифтерии, кори, коклюша, вирусного гепатита — болезни Боткина, эпидемического паротита — свинки в простонародье. Смерть не щадила ни детей, ни взрослых. Чтобы забрать анализы от больных, Юля выезжала опять на попутках и доставляла материал в бактериологическую лабораторию. А анализы еще нужно было посеять — такой термин, обозначающий работу с биоматериалом, есть только у бактериологов.
Но с улучшением вакцинопрофилактики значительно снизилась заболеваемость корью, дифтерией, коклюшем, эпидемическим паротитом. В эти годы создаются санитарные дружины, выпускаются листовки. Практически в каждой организации, колхозе были сформированы действующие дружины, проводились учения по оказанию первой помощи больным. А еще были соревнования санитарных постов в день пионерского слета. Не без помощи этих сандружин и санитарных постов удалось ликвидировать многие вспышки заболеваний. Вглядываясь в пожелтевшие фотографии, с болью и сожалением осознаем, что ушло то время, когда люди с высоким патриотизмом относились ко всему. Профессиональная биография Юлии Федотовны Швец пестрит многочисленными фактами, показывающими, насколько ответственно работники относились тогда к порученному делу.
В 70-е годы наблюдался подъем заболеваемости дизентерией. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями оставалась на высоком уровне многие годы. Эпидемиологам, бактериологам приходилось обследовать контактных в очагах, отбирать анализы и доставлять их в лабораторию. И опять на своем нелегком посту была уже стажированный бактериолог Ю.Ф. Швец.
Юлия Федотовна была наставником у молодых врачей-бактериологов — выпускников санитарного факультета Иркутского медицинского института. С профессиональной любовью и трепетом Юлия Федотовна рассказывала про каждую бактерию — о том, как она растёт, как пахнет, рассуждала, какие они все разные и красивые под микроскопом.
В 1986 г. после окончания Иркутского государственного университета была принята на должность врача-бактериолога Любовь Леонидовна Карпова, то есть автор статьи, которой посчастливилось работать с таким опытным профессионалом, как Ю.Ф. Швец, которая передала мне свой опыт работы. Я ждала каждый рабочий день с интересом. За свою работу врачом-бактериологом я увидела многие, казалось бы, забытые заболевания: дифтерию, коклюш, сальмонеллез.
Ее неравнодушия и душевного тепла хватало и на родных людей. Помню, с какой любовью и гордостью она всегда рассказывала о своих детях Сергее и Ирине. Ирина выбрала профессию педагога. А Серёженька, как она всегда называла старшего сына, а теперь Сергей Геннадьевич Швец, в прошлом многие годы возглавлявший Шилкинскую среднюю школу, — один из самых уважаемых людей в районе, сейчас он является председателем Совета муниципального района «Шилкинский район».
Санитарно-эпидемиологическая служба Шилкинского района поздравляет нашего любимого лаборанта-бактериолога Юлию Федотовну Швец с юбилеем! За почти 50 лет трудовой деятельности Вы воспитали многих хороших бактериологов, передали им все свои знания, умения и навыки. Огромное Вам за это спасибо.
Любовь Карпова,
руководитель филиала ФБУЗ
«Центр гигиены
и эпидемиологии г. Шилка»

Фото: досье ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии г. Шилка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*