Собаке – собачья смерть? Или как вернуть гуманизм?

— Пена изо рта, глаза красные, упала, подскочила. Другая выбегает с визгом, мордой по земле, падает, землю когтями скребет, кувыркается. Я видела, наверное, штук семь таких собак, — начинает рассказывать жительница Шилки. Недавно во дворе их многоквартирных домов по ул. Балябина отравили стаю бездомных собак. Свидетелями страшной смерти бесхозных животных стали десятки людей, в том числе множество детей, которые не понимали, что происходит с дворовыми псами, обитавшими несколько месяцев вблизи мусорных баков.


В числе погибших животных оказался и домашний пес породы хаски. С помощью соцсети хозяева собаки попытались узнать, кто был свидетелем потравы, и призвать к совести догхантеров. Однако мнения людей, как водится, разделились. В Шилке периодически происходят такие вот массовые потравы и даже стрельба животных, которые мучительно гибнут на глазах прохожих, детей. Массово отравили собак год назад возле детского сада «Ласточка». Между тем родители большинства детей уверены, что вред, который могут бездомные собаки принести людям, когда собираются в стаи, намного больше, чем увиденная гибель животных. И примеров тому действительно много. Буквально за несколько дней до потравы в этом дворе укусили за руку ребенка.
— Конечно, страшно, когда они гуляются. Но и так поступать тоже нельзя, чтобы средь бела дня мучительно они умирали. Дети пытались им помочь, они испугались, — говорит очевидец событий Надежда.
— Их били конвульсии, они падали в разные стороны, подпрыгивали высоко. Дети смотрели на это со слезами на глазах. Псу нашему четыре года было, его все в округе знали. Когда я его увидела, у него глаза были бешеные, так скрежетал зубами, что до сих пор стоит в ушах. Пошла туда, где валялись остальные собаки, их собрали с других дворов соседи. Соседка мне рассказала, что видела, как днем приехала женщина на белой машине и что-то кинула животным. В ветлечебнице, в администрации ответили, что они не травили. Нам нужно было, наверное, вызвать полицию, чтобы зафиксировали. Но мне было не до этого, мы сидели с собакой, а потом похоронили ее, — пересказывает мучительные воспоминания владелица погибшего хаски Ольга Кабакова. — Наверное, должны же быть предупреждения, что будет какой-то отлов. Насколько я знаю, их отлавливать должны, стерилизовать, ставить бирки. А в Шилке почему так? У нас пес был привит, он даже не лаял, потому мы спокойно его выпускали. Тут сидит еще овчарка у нас, она на цепи, в вольере. К нам до сих пор приходят другие собаки, ждут нашего хаски. Мне жалко не только мою собаку, но и тех, бездомных, они не виноваты, что инстинкт берет свое. А из-за кого они оказываются на улице? Люди же сами выкидывают их щенками, беременных. Конечно, некому заступиться за четвероногих: то собак, то котят выбросят. А детей мы чему учим? Они же видят наше отношение к животным.
Действительно, в многоквартирных домах постоянно сменяются собачьи стаи. Появляются на кормовую базу – помойки с остатками пищи, подкормка от сердобольных жильцов. Хорошее место с едой нужно охранять, и вот уже три-пять особей начинают полаивать на проходящих людей и на своих пришлых сородичей. На сытый желудок можно подумать и о потомстве: начинаются собачьи свадьбы, а это визг, агрессия, лай, да и картины тоже не для детских глаз. Кроме того, земля покрывается экскрементами, в которых могут содержаться паразиты. Итогом свадеб становится многочисленное потомство и воспроизведение бездомных животных в геометрической прогрессии. А пункт первый и самый главный в этой цепи – появление бесхозного животного на улице.
Уже несколько лет в Забайкальском крае существуют правила содержания собак и кошек, в которых озвучены права и обязанности владельцев животных, а также закон Забайкальского края об организации отлова и содержания безнадзорных животных. Например, согласно правилам вакцинация животных от бешенства и предотвращение нежелательного потомства является обязанностью владельцев животных. А отлов безнадзорных животных закрепляется законодательно за ветстанциями, дальнейшее содержание животных – за органами местного самоуправления. Очевидно, что если общество просит обезопасить себя от животных, оно должно быть готово нести ответственность за действия каждого члена этого общества. И не мазать руки в крови, а цивилизованно и целенаправленно решать вопрос об обязательной стерилизации домашних питомцев, как делают во многих странах мира. Опыт прогрессивных стран никак не приживается на российской земле. Уже который год ситуация кардинальным образом не меняется, потому что требует как определенных материальных затрат, так и жесткого подхода к выполнению закона.
— В сравнении первого полугодия 2019-го и 2020-го количество заявок на отлов собак в этом году уменьшилось. Нынче их 30, в прошлом году было 50. Основные причины вызова: рычание, лай, агрессивное поведение. Недавно выехали по заявке: в грузовом дворе на ст. Шилка было отловлено пять щенков, увезли их в приют, — рассказывает начальник станции СББЖ Шилка Екатерина Петрова. – Ресурсы на отлов больших собак ограничены, но будем решать вопрос по созданию бригады на отлов, приложим для этого все усилия. Чтобы отловить, нужно ввести седативный препарат, обездвижить, не всегда это получается с первого раза. Много времени тратится на поимку одной головы. Население частично реагирует на это негативно: в наш адрес летят не только нецензурные выражения, но и банки с бутылками. Отловим, вывозим в приют, дальше идет работа администрации приюта. Там согласовываем отдельно и выезжаем на клинические осмотры, вакцинацию, стерилизацию и кастрацию. На сегодня заключен договор на оказание услуг, запланирована стерилизация.
Екатерина Петрова уверяет, что стерилизованная собака не несет угрозы, всплеска гормонов не будет. Эксперт также отмечает, что при встрече с собаками не нужно делать резких движений и по возможности стоит избегать скопления собак. На вопрос, надо ли прикармливать, ветврач уверена, что не нужно. Она призывает ответственнее относиться к желанию завести питомца, обеспечить его вакцинацию и стерилизацию. К слову, чаще несут на стерилизацию в Шилке кошек, но стали появляться и собаки.
— Самое сложное время года – это весна. Если вас беспокоят агрессивные животные, вы должны позвонить нам по телефону: 8 (30-244) 2-04-79, в трехдневный срок мы отрабатываем заявку. Если не получится с первого раза, то едем повторно. Мы создаем график рейдов плановых, работаем и по ним. Самым проблемным в плане бездомных агрессивных животных является Первомайский. Если вы видите травлю собак, то нужно звонить в полицию, а также нам, в ветстанцию, чтобы мы могли оказать помощь животным, для которой мы здесь и созданы. Можно звонить и по мобильному телефону: 8-914-501-68-80, — подчеркивает начальник ветстанции.
В больших городах в помощь ветслужбам существуют различные группы зооволонтеров и частных приютов. Крупнейшим на территории Читы является объединение «Островок надежды. Помощь животным», которое организовывает людей для сбора средств, берет на себя заботы по лечению и стерилизации животных, помогает устроить животное к хозяину или на передержку. Представитель группы отметила, что самое верное решение в вопросе с регулированием числа бездомных собак и кошек — это проявление гуманности по отношению к животным.
— Это, в первую очередь, осознание того факта, что все животные на улицах — вина только человека и его безответственного отношения к ним. Решение простое — реализация программы отлова и стерилизации/кастрации. Чтобы численность не прибавлялась, нужно, чтобы каждый гражданин нашей страны стерилизовал или кастрировал своих домашних животных. Многие люди против этого, так как считают это «неправильным, против природы», либо потому что это стоит денег. Но важно понимать, что животное не испытывает никакой боли и никакого мучения после такой операции. Очень часто ветеринарные клиники проводят акции и скидки на стерилизации/кастрации, и это будет гораздо дешевле и лучше, чем несколько раз в год раздавать потомство, не зная, хорошие ли хозяева попадутся для каждого щенка или котёнка. Важно, чтобы каждый человек, решающий завести животное, брал не только «милую зверушку», которую можно погладить и с которой можно поиграть, а, в первую очередь, брал на себя полную ответственность за жизнь и здоровье этого беззащитного существа. Мы всегда предупреждаем людей, которые взяли у нас животное, о том, что если их что-то не устраивает, они могут его вернуть. Но случаи, когда животных просто выкидывали, были. Так что здесь нужно работать с населением и как можно чаще говорить о гуманном отношении. Пока люди не поймут этого, ничего не изменится, — говорит зоозащитник.
Вряд ли в ближайшее время в Шилке появится подобная группа людей, которые не просто поделятся куском хлеба, но и возьмутся решать другие вопросы по уходу за четвероногими друзьями. Да и продолжать такую работу — все равно, что носить воду в решете. На данный момент необходимо решить, как обеспечить ветстанцию транспортом и кадрами, чтобы сбор бродяжек с улиц был максимально удобен для работников службы и гуманен к животным. И основной законодательной инициативой снизу все же должно стать обязательное содержание собак согласно закону – вакцинированными и стерилизованными.
Гибель десятка собак, с рассказа о которой начался этот материал, случилась незадолго до Всемирного дня бездомных животных. Он призван еще раз обратить внимание на то, что именно человек несет ответственность за появление животных на улице. Внедряя циничные убийства животных, мы закладываем почву для появления садистов, которые с животных могут переключиться на человека, в том числе на беззащитного ребенка или слабого старика. Примеры из уголовной практики есть так же, как и свежи случаи издевательств подростков над щенками и котятами, которые уж точно никого не искусали. Их просто некому было защитить.
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*