«Хочу сиять заставить заново…»

Преподаватель черчения Владимир Павлович Старчков проводит классный час «Нет на свете выше звания, чем рабочий человек». 1 сентября 1976 г.

К 50-летию Первомайского многопрофильного училища хотелось бы напомнить врезавшиеся в память некоторые моменты работы первомайских педагогов-профтеховцев, посвятивших многие годы своей деятельности подготовке квалифицированных рабочих под девизом: «Нет на свете выше звания, чем рабочий человек». Таким специалистам всегда сопутствовала успешная и результативная педагогическая работа с учащимися, которые с настроением и интересом шли на уроки к таким преподавателям, мастерам производственного обучения, наставникам ЗабГОКа, получая нужный уровень рабочей квалификации.


В.П. Старчков — художник по природе, а по должности преподаватель черчения, — относился к этой категории. Ему всегда удавалось на своих уроках решать в полной мере учебные и воспитательные задачи. Чертежи всеми учащимися выполнялись в полном объёме и в срок в то время, когда часть времени уходила на воспитательные мероприятия. Успех был заложен в уважительном отношении к молодёжи, желанию научить по-настоящему базовым знаниям выполнения чертежа, умению его читать, а затем вести изготовление деталей, строго соблюдая указанные размеры. Владимир Павлович постоянно подчёркивал важное значение принадлежности учащихся к рабочему классу, давая систематические посылы правильности выбора рабочей профессии как начального старта для её осознанного выбора во взрослой жизни. Следуя этому, вёл оформление аудитории своими художественными рисунками, раскрывающими суть той или иной профессии, величия творения рук рабочего человека, без которых немыслима жизнь человеческого общества.
Анализируя организацию всего учебно-воспитательного процесса училища, следует утвердительно сказать, что он сводился к системе различных мероприятий, направленных именно на осознанное понимание молодёжью и их родителями правильного выбора рабочей профессии, её необходимости и значения в жизни общества. Для достижения таких высот педколлектив планировал и проводил предметные недели, в рамках которых проводились открытые уроки и контрольно-проверочные работы, декады по профессиям, заканчивающиеся конкурсами профессионального мастерства на месте или в области. Особое значение придавалось проведению комплексных уроков, разрабатываемых собственными силами. Алгоритм такого урока обеспечивал соединение спецпредметов с несколькими общеобразовательными дисциплинами и профессией. Заканчивался такой урок материализацией полученных теоретических знаний по изготовлению конкретной продукции на практике в своих кабинетах или цехах комбината. Это было интересно и очень полезно; это, несомненно, позволяло глубоко и прочно усваивать структуру профессии в сжатые сроки и получать звание рабочего высокой квалификации.
У первомайских профтеховцев присутствовала вера в способности и таланты учащихся, по разным причинам не получивших в своих школах необходимый запас знаний. Педагоги стремились их увидеть, помочь раскрыть и убедить детей в этом, вовлекая целенаправленно в работу по повышению качества знаний, техническое творчество и художественную самодеятельность. Находясь в состоянии давления негативных проявлений перестройки, была организована подготовка танцевальной группы «Лицей», которая стала лауреатом конкурса, посвящённого 850-летию г. Москвы. На выставках технического творчества учащиеся занимали призовые места. Немалых успехов они добивались и в спорте. Эти мероприятия не являлись самоцелью, а сводились к приобщению воспитанников к искусству, миру техники, к здоровому образу жизни, отвлекая от пагубных привычек. Вроде бы прописные истины, но без целенаправленной работы невозможно было добиться положительных результатов. Выпускник училища Андрей Гайлис в 2010 году занял первое место в межрегиональном математическом форуме молодёжи УНСПО. По итогам работы в этом же году училище вошло в 100 лучших общеобразовательных учреждений НПО России.
В 90-е годы педколлективу по решению управления НПО пришлось принять на себя небывалую нагрузку, зачисляя по 80 подростков, оставшихся без попечения родителей. Очень непросто решались проблемы воспитания и перевоспитания такой категории детей. Воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения работали, не считаясь с личным временем; уделяли дополнительное время, проявляли заботу и внимание подросткам; делали всё возможное и невозможное, чтобы учащиеся получили среднее образование и подготовку к профессии. Ныне поступающие в училище сообщения об их успехах, конечно, радуют наставников. К примеру, О. Казанцева учится на четвертом курсе педагогического института. Надеемся, что она продолжит традиции своих педагогов.
С кадрами всегда была проблема, она есть и сейчас. Но есть такие специалисты, которые, понимая это, работают, не считаясь со своим возрастом, трудятся также ответственно и увлечённо, как и в молодости. Главный бухгалтер В.Н. Коноплёва через два года после окончания Сретенского техникума, заступив на трудовую вахту училища в 1976 году, вот уже 44-й год в любых критических условиях экономического состояния минобразования находит возможность обеспечения финансовой дисциплины учебного заведения и принимает активное участие в сохранении училища. Новая профессия аппаратчик-гидрометаллург с большим патриотизмом поддерживается ветераном училища Н.М. Сидоровой, преподавателем химии и спецдисциплин по гидрометаллургии. Родители с заинтересованностью и большими надеждами отправляют своих детей учиться на эту профессию, где, к удивлению, немало девчат. Они знают, что Надежда Михайловна сумеет передать необходимый багаж знаний, убедит подростков в правильности выбранной современной и востребованной профессии по добыче драгоценных металлов. 39-й год работает в училище В.И. Зелепукин, увлечённо и интересно преподаёт основы безопасности жизнедеятельности, являясь единственным и достойным представителем мужской половины преподавателей.
В работе с молодёжью на уроках, классных часах подчёркивалось, что первая профессия послужит базовой для новой, приемлемой к своим наклонностям, интересам и будет востребована в конкретных социальных условиях. Это уже получило подтверждение. Часть выпускников работают сегодня по другой специальности. Известно, что немало выпускников училища окончили ЗВФ факультет представительства ИРГТУ в нашем посёлке. Выпускница 1996 года по профессии продавец Е.В. Днепровская получила высшее образование юриста в этом представительстве и сейчас работает редактором газеты «Первомайские ведомости». О.В. Казанцева окончила Кемеровский технологический институт, начала работать в училище мастером производственного обучения, продолжила старшим мастером, затем заместителем директора по УПР. В 2018 году назначена на должность директора. Приложила немало усилий, чтобы значительно улучшить учебно-материальную базу современным оборудованием профессии автомобилистов, гидрометаллургов, поваров, сварщиков и информатики. Пожелаем Ольге Викторовне уверенности, такой же мобильности в непростой работе и дальнейших успехов.
Большинство выпускников училища изначально работают по полученным или смежным рабочим профессиям, активно участвуют в развитии экономики Забайкальского края. Обязательно следует назвать токарей Н.А. Матофонова и С.А. Золотухина, которые с 1973 года познакомившись в училище с токарным станком, после выпуска через три года по сегодняшний день не расстаются с ним, выполняя сложные заказы предприятий 47 лет, поднявшись до самого высокого шестого разряда. Выпускник 1990 года А.Ю. Иванов после окончания училища бессменно работает 30 лет в литейном цехе по редкой профессии столяра-модельщика. Ежедневно занимается изготовлением объёмных, замысловатых стереометрических фигур, необходимых для литья из стали и чугуна на всевозможные промышленные механизмы. Вот где пригодились знания черчения, способность их читать, обладать пространственным воображением. Выпускник 1977 года С.Н. Подольский окончил Хабаровский механический техникум и работает в ООО «РМЗ» по шестому разряду. Выпускник 1976 года В.Ю. Дюпин трудился в СМУ и ТЭЦ. Остальное время до пенсии проработал в Хабаровской мостостроительной организации по шестому разряду сварщика. Эти и другие выпускники своей жизнью и трудом доказали правильность выбора рабочей профессии. Тем, кто их учил, надо порадоваться и сказать: «Молодцы, наши выпускники!».
Педагоги-профтеховцы Первомайского училища работали в содружестве с рабочими ЗабГОКа, выполнявшими заказ правительства по созданию ракетно-ядерного щита для государства, поставив 40 % стратегической продукции. Не надо забывать об этом, проявляя ложную скромность, и не надо предавать забвению эту часть истории п. Первомайского. Выпускники ГПТУ-17, СПТУ-17, ВПУ-15, ПЛ-15 и их родители, работая на режимном предприятии, внесли свой посильный вклад в сохранение мира, который наши недруги пытаются разрушить. Им никогда не удавалось это сделать и они никогда не добьются этого. В связи с этим мне как бывшему руководителю следует сказать огромное спасибо всем причастным к работе училища во все времена, включая экспериментальный период подготовки по сельскохозяйственным профессиям. Особо отмечу родителей, бескорыстно помогавших решать проблему питания учащихся в период прекращения финансирования училища. Они запомнились навсегда, потому что не требовали расписок на поставленные продукты питания и оказали неоценимую помощь в сохранении училища.
В юбилейный год системы ПТО и нашего училища, без тени сомнения, хочу сиять заставить заново величественные слова «Рабочий человек», благодаря которым создаются все материальные ценности на Земле.
Уважаемые забайкальские профтеховцы! Поздравляю вас с 80-м юбилеем системы ПТО СССР. Уважаемые ветераны и выпускники, родители, ныне действующие педагоги и студенты! Поздравляю вас с 50-м юбилеем Первомайского училища (2 октября 2020 г.), которое выстояло в содружестве с жителями Шилкинского района и п. Первомайского, сумело подготовить более 10 тысяч рабочих, находится в творческом поиске и двигается вперёд. По-прежнему педагоги верят в молодёжь, стремятся дать ей, сообразуясь с новым временем, среднее образование и первоначальную профессию на базе современного учебного оборудования. Молодому поколению посоветуем не сомневаться в выбранной профессии, а слушая своих наставников, глубоко и прочно усваивать знания, вырабатывать умения и навыки для успешного использования в рыночной экономике, которая признаёт сейчас только грамотных и трудолюбивых рабочих. Желаю всем отменного здоровья и светлой дороги в новом десятилетии!
Дмитрий Иванович Михайлов,
экс-директор ПЛ-15
(1995-2002 гг.)

Фото: досье Первомайского многопрофильного училища

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*