мифы о цифровом поколении разоблачены

Ученые изучили привычки 15-25-летних. Думаете, цифровое поколение переселилось в виртуальную реальность и разучилось читать художественную литературу? На самом деле все не так!
Группа российских ученых провела масштабное исследование и пришла к выводу, что все это мифы, высосанные из пальца. Корреспонденты «Комсомольской правды» (kp.ru) побеседовали с автором исследования кандидатом философских наук Юлией ГРЯЗНОВОЙ.

МИФ № 1: ОНИ НЕ ЧИТАЮТ
БУМАЖНЫХ КНИГ
— Для меня самым удивительным стало открытие, что молодые люди до сих пор готовы читать тексты, — говорит профессор Грязнова. — Например, 90 % подростков заявили, что текст является для них удобным носителем информации. В контрольной группе взрослых похожий показатель – 89 %.
— Если слухи о смерти текста слишком преувеличены, то кто же тогда перестал читать? Нет ли тут противоречия?
— Тиражи падают, потому что молодежь не читает современную литературу. Художественные книги, которые их интересуют, написаны максимум до 60-го года прошлого века. Главный хит — это «Три товарища» Ремарка!
— Почему Ремарк? Они воспринимают себя как потерянное поколение?
— Нет. Здесь мы пришли к еще одному неожиданному выводу, он больше российский, чем мировой. У подростков катастрофический экзистенциальный голод! У них нет картины мира. Они попали в образование, которое нацелено на ЕГЭ, то есть на упражнения. У старшего поколения было заполнено то место в голове, которое называется «картина мира». У молодежи этого нет. Поэтому подростки хватаются за Ремарка, он дает им жизненную опору. Кстати, не только Ремарк. В обойме русская классика — Толстой с «Войной и миром», Достоевский с «Преступлением и наказанием». Нынешние дети считают, что это написано про них.
МИФ № 2: ЖИТЬ НЕ МОГУТ
БЕЗ ИНТЕРНЕТ-НОВОСТЕЙ
— Разве можно испытывать такой голод в информационную эпоху, когда в поисковой системе ты получишь десятки вариантов ответов на любые вопросы?
— Подождите! Информированность не решает ваших внутренних проблем. Никакая поисковая система не даст ответа на вопрос, как жить.
— Вы пишете о том, что поколение старших и подростки живут в совершенно разных мирах. Повестка дня взрослых практически полностью заимствована из выпусков новостей СМИ, а молодежь события во внешнем мире почти не интересуют…
— Это общий тренд — молодые люди принялись выстраивать собственные миры, у каждого он уникальный и неповторимый. Поэтому мы не имеем больше общей повестки. События, которые попадают в топ-5 новостей Яндекса, с интересами молодых не соприкасаются. Подростки из жизненного потока для себя выбирают другие события.
— Какие, например?
— Просим молодого человека выделить главное событие года. Причем общественно-политическое, а не личное. Он отвечает про юбилей какого-то нишевого журнала, о котором большинство людей никогда не слышало. А там украинский кризис в разгаре, смертник теракт устроил, экономический коллапс нагрянул, рубль упал… Но для него ничего более грандиозного в мире не произошло. Этот журнал и есть его жизнь. Взрослые так не отвечают. Они перечисляют, как на уроке политинформации: война на Ближнем Востоке, допинг-скандал на Олимпиаде, миграционный кризис в Европе — их волнует все, что показывают в теленовостях. Отчасти это отражение собственного небогатого внутреннего мира. Взрослые не способны строить вселенную собственного «Я». Они выросли в другую эпоху, когда общая норма была правилом, и они до сих пор стараются ее придерживаться. А для нового поколения нет общей нормы, они не боятся быть непохожими на других. Поэтому с ними очень сложно разговаривать: вам нужно найти общий язык с дико разрозненной аудиторией, у которой очень разные и непонятные для вас интересы.
МИФ № 3:
МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ СТРАШНЫЙ
КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ
— Это ситуация классического конфликта поколений или сегодня это непонимание приобретает новые характерные черты?
— Конфликта отцов и детей в тургеневском понимании у нас сегодня нет в силу того, что мы имеем не очень конфликтных детей. Война поколений возникает, когда старшие имеют одну норму, а младшие стремятся насадить свою. А поскольку новое поколение не ориентировано на жесткий кодекс, оно терпимо относится к отцам. Для них родители очень важны.
— Почему?
— Потому что молодые боятся будущего, оно у них очень неопределенное. Соответственно базовой ценностью подростков является семья как единственный оплот и убежище. Практически во всех группах, которые мы анкетировали, семья среди ценностей железно оказалась на первом месте. И только для представителей двух профессий она неважна: это программисты и те, кто относит себя к сфере искусства. Остальные испытывают страх перед будущим и воспринимают семью как островок спокойствия и безопасности. Но это ни в коем случае не возвращение традиционных семейных ценностей!
МИФ № 4: МОЛОДЁЖЬ
ПОМЕШАНА НА ГАДЖЕТАХ
— Еще один неожиданный результат исследования: у молодых оказалось меньше гаджетов, чем у взрослых. Как это объяснить?
— Молодые действительно не представляют свою жизнь без гаджетов. Но у них к ним чисто прагматическое отношение. А зачем больше? Функционально два устройства позволяют им делать все: это большой компьютер для работы и телефон.
МИФ № 5: ФАНАТЫ СОЦСЕТЕЙ
— «Молодое поколение предпочитает общаться в соцсетях!» — уверенно заявляют взрослые и снова… попадают пальцем в небо.
— Современные подростки и молодые люди вовсе не потеряли вкус к реальному общению. Они встречаются со своими друзьями как минимум раз в неделю. При этом мы исключаем здесь тех, с кем они учатся ежедневно. Социальные сети и мессенджеры молодежь использует рационально: они нужны, чтобы связываться с теми, кто далеко, либо когда необходимо быстро обменяться информацией.
— Чем Вы объясните то, что наши, казалось бы, «незыблемые» представления о молодых оказались ложными?
— Потому что взрослые видят иное поведение, но пытаются его объяснить, исходя из собственной позиции. Это порочная практика. Вам любой антрополог скажет, что про чужое сообщество невозможно судить по себе. Именно так и рождаются мифы.
— Дайте практический совет, что нужно делать, чтобы взрослым было легче найти общий язык с детьми?
— Что делает людей едиными? Общие знания и представления. Надо жить их жизнью. Поменьше пялиться в телик, который они не смотрят. Заинтересованно посмотреть вместе с ними фильмы, на которые они западают, или выпуск новостей ведущих блогеров. И если вы удержите себя от соблазна убедить ребенка, что это все полная фигня, то у вас образуется единое понятийное пространство и вы начнете понимать, чем они живут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*