Только сочувствия мало, надо развивать возможности

О таких подъёмных устройствах, какие были в автобусах в олимпийском Сочи, наши инвалиды могут только мечтать

Готовя материал ко Дню инвалидов, мы в первую очередь обращаемся к организациям, которые призваны напрямую сотрудничать с этой категорией граждан. В преддверии памятной даты, учрежденной мировым сообществом, мы обсуждаем, насколько социализированы инвалиды на сегодняшний день. И если о создании доступной среды говорим много, и результаты этой работы зачастую на виду, то остальное в работе с инвалидами остается мало освещенным. В первую очередь, возможно, хотелось бы услышать о вопросах социализации от самих инвалидов, их идеи и предложения. И, вообще, нужно ли это самим людям с ограниченными возможностями или они бы хотели остаться в тени.


Как известно, в Шилкинском районе с 90-х годов работает местное отделение общества инвалидов. В былые годы, о чем газета уже писала, общество не только оказывало душевное участие, но и помогало с трудоустройством, с решением жилищных вопросов, зарабатывало средства на нужды общества. К сожалению, сейчас таких возможностей у общества нет. По словам председателя районного отделения ВОИ Людмилы Дутовой, взносы членов общества в размере 50 рублей в год не позволяют работать в полную силу, а взаимодействие со спонсорами не налажено. Новые люди вступать в состав общества не особо стремятся, очевидно, не видя в нем пользы для себя.
Во время визита зампредседателя региональной общественной организации инвалидов Сергея Петрова, корреспондент «ШП» поинтересовалась у него, в чем же ценность участия в обществе инвалидов, чем оно может заинтересовать своих потенциальных членов.
— В большинстве случаев общество инвалидов не дает материальных благ. Другое дело, когда человек добивается реализации своих прав, он приходит не один, а приходит с организацией. Слово, ходатайство, мероприятие, за которым стоит общество, оно ценится больше, чем когда инвалид действует в одиночку. На уровне Читы нам удается отстаивать права в предоставлении жилищных помещений, на образование, при трудоустройстве. Если возникает необходимость подключения нашей организации, мы всегда подключаемся, — рассказал Сергей Петров. – К сожалению, а, может, и к счастью, в большинстве наших общественных организаций больше всего людей пожилого возраста. Они прошли определенную советскую закалку, в хорошем смысле слова: пионерию, комсомол и, как ни парадоксально, более социально активны, чем молодые. Люди старшего поколения этим и ценны, что если они взялись за что-то, их не остановить. Например, общество ветеранов в Холбоне было, тренировались увлеченно. Сейчас направления в наших местных отделениях более творческие, это, может быть, не всем подходит. Хорошо, что у вас есть человек, который занимается с инвалидами спортом, у нас далеко не во всех районах подобное есть. Нужно попытаться здесь в Шилке найти человека или людей, кто бы взял на себя волонтерскую функцию в работе с инвалидами. Если появится желание у волонтеров, то, я думаю, они найдут точки соприкосновения с обществом инвалидов.
По отзывам одного из волонтеров, имевших опыт организации праздников для детей-инвалидов в Шилке, «трудно найти контакты непосредственно с родителями детей-инвалидов»: «Вся информация, конечно, конфиденциальна. По своим знакомым удалось наладить взаимодействие с родителями порядка 15 детей. Это хорошие ребятишки, они хотят общаться, хотя диагнозы у всех разные: ДЦП, аутизм. Но их родители стремятся в общество, а остальные, наверное, стесняются. Мы занимались с ними творчеством и иппотерапией, смотрели мультфильмы, посещали концерты. Конечно, нам в работе финансово помогали и администрация, и спонсоры, и храм. Одна девочка до сих пор пишет, спрашивает, когда будут еще проводиться праздники».
Сохранность персональных данных, конечно, важна. Но, с другой стороны, она и создает первый барьер отчуждения общественности от инвалидов. Словно людей с ограниченными возможностями и вовсе нет среди нас. А на самом деле от инвалидности не застрахован никто, и, как показывает статистика, каждый год число инвалидов в мире растет: генные мутации и врожденные патологии среди новорожденных, приобретенные заболевания, последствия ДТП и производственных травм – основные факторы риска. И хотя общество в России до сих пор не готово лицом к лицу встретиться с этой проблемой и открытым доброжелательным взглядом смотреть в глаза людей с ограниченными возможностями, приучать общество к такой встрече кому-то нужно. Пусть это в очередной раз будут волонтеры, но государство и чиновники не должны мешать, а должны идти на контакт, делясь частью своих полномочий с заинтересованными лицами.
Так, по информации Шилкинского отдела соцзащиты населения, в районе проживают 3522 человека, получающих пособия. К первой категории относятся 455 человек, ко второй – 2045, к третьей – 918. На учете стоят 104 ребенка-инвалида. Как рассказал начальник Шилкинского отдела ГКУ «Краевой центр занятости населения Забайкальского края» Хачатур Агабекян, в этом году были трудоустроены 23 человека с ограниченными по здоровью возможностями. В районе работает программа квотирования рабочих мест, в настоящее время не менее 30 организаций с количеством сотрудников свыше 35 человек имеют квоты на работу инвалидов. Работодатель обязан выделить по своему усмотрению рабочее место и на него в центре занятости подбирают человека с инвалидностью. Учитывается, естественно, индивидуальная программа реабилитации. И работодатель обязан принять сотрудника с инвалидностью. Кроме того, местный отдел центра занятости может направить инвалида на обучение, с учетом его возможностей, но на сегодняшний день средства на эти цели отсутствуют. Попытаться трудоустроиться можно, позвонив в центр занятости, либо прийти, вставать на учет необязательно. Х. Агабекян отмечает, что в большинстве случаев у кандидатов нет образования, которое для определенных специальностей является обязательным. Отсюда вырисовывается еще одна проблема, связанная с обучением инвалидов.
Изначально социализация детей начинается в детских садах и школах. Так, например, в городской средней школе № 51 обучается 15 детей-инвалидов и 28 детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолог школы Ольга Пастухова рассказывает, что для установления статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» родителям необходимо пройти обследование в краевом психолого-медико-педагогическом центре «Дар». В результате этого обследования детям рекомендуется обучение по адаптированным программам. Есть, например, адаптированные программы для детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие. Каждая из этих программ предусматривает свой учебный план. Так дети с умственной отсталостью проходят социально-бытовую адаптацию, знакомятся с окружающим миром и безопасностью этого мира. Для таких детей предусмотрено больше часов технологии. Для детей с ОВЗ проводятся коррекционно-развивающие занятия, которые направлены на коррекцию индивидуальных особенностей личности: познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой и др.
Детей с ОВЗ становится все больше, но чем раньше ребенок пройдет обследование в центре «Дар», и будет определена программа обучения, тем быстрее начнется коррекция. Дети-инвалиды от детей с ОВЗ отличаются тем, что проходят медико-социальную экспертизу, и если не прошли ЦПМПК комиссию, то обучаются по общеобразовательной программе.
— В нашей работе мы используем инклюзивное образование. Инклюзивное образование (фр. Inclusive – включающий в себя, лат. Include — заключаю, включаю, вовлекаю) – практика общего образования, основанная на понимании того, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
(Окончание на 2 стр.)
(Окончание. Начало на 1 стр.)
В школе № 51 обучаются дети с сахарным диабетом, с заболеванием сердца, эпилепсией, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими. Все педагоги учитывают в своей работе индивидуальные особенности детей: дети-инвалиды зачастую ограничены в физической культуре, если у них сахарный диабет, эпилепсия, больное сердце. Все учителя ориентируются в том, что ребенку может быть нужен укол, он может во время урока выйти, чтобы его поставить. 10 детей обучаются индивидуально на дому, согласно заключениям районной врачебной комиссии и заявлениям родителей (законных представителей), занятия проводятся по индивидуальному расписанию. Но есть дети, которые при сопровождении своих родителей посещают индивидуальные занятия в школе, — рассказывает психолог. – К кому-то нужен особый подход, чтобы просто установить контакт, начать взаимодействовать. В своей работе учителя применяют развивающие технологии, наглядные пособия, разнообразные формы и методы, которые способствуют развитию ребенка. В результате усиленной работы дети успешно адаптируются в окружающем мире, начинают читать, писать и считать. Здоровые дети не удивляются, они привыкли к этому, относятся адекватно. Если так будет в обществе в целом, будут изменения в лучшую сторону. Мы включаем детей-инвалидов во все внеклассные мероприятия, праздники. 1 декабря в школе пройдет мероприятие ко Дню инвалидов «Мы вместе».
В 2015-2016 учебном году школа участвовала в программе «Доступная среда»: был проведен ремонт, согласно потребностям детей-инвалидов (расширение дверных проемов, дверей, ремонт санузла, сглаживание порогов и др.), и приобретено специальное оборудование. В школе есть кабинет психолога, с использованием специального оборудования мы работаем над развитием индивидуальных особенностей и потребностей, для развития эмоционально-волевой, познавательной сфер, мелкой моторики и других. Раньше в ДК работала сенсорная комната, туда отправляли своих подопечных. Родителям тоже нужна помощь, в первую очередь, морально-психологическая, ведь они бывают изолированы от общества вместе с детьми. Мы говорим с родителями о ребенке как о личности, которая должна получить возможности найти себя в жизни. Все равны, у всех есть права, у каждого есть способности в каком-то направлении, главное – их увидеть.
В реабилитационном центре «Сибиряк» есть сопровождение детей-инвалидов: наши дети пользуются этой услугой, а вообще узких специалистов не хватает ни в садах, ни в школах района.
Хотелось бы, чтобы детям-инвалидам были доступны по мере их сил и различные формы организации досуга, например, занятия по декоративно-прикладному творчеству, концерты местных артистов, занятия в музыкальной школе. Все те немногие виды досуга, которыми заняты и остальные шилкинские дети.
Внимательные читатели нашей газеты знают, что в Шилкинском районе есть команда спортсменов-инвалидов, и ребята каждый год выезжают на различные соревнования, привозят медали, показывают результаты. У них появляются совершенно новые чувства, впечатления, победы окрыляют их и приносят уверенность в себе. Согласитесь, это ведь очень хороший эффект для человека, который часто ловит на себе косые взгляды окружающих? По своему опыту могу сказать, что, оказавшись в окружении спортсменов-инвалидов, когда пытаешься общаться, кто-то стесняется, другие, наоборот, как распахнутая книга, а третьи спокойны и величественны в силу характера, который закалился в трудностях. Все, как у обычных людей без видимых проблем со здоровьем. И еще, мне кажется, явная жалость оскорбляет инвалидов. А вот ласковое слово, доброе внимание, пустячная для здорового человека помощь в быту всегда приятны. Говоря о спортсменах-инвалидах, нельзя не вспомнить достижения нашей землячки Надежды Федоровой. Этой маленькой девушке, с детства столкнувшейся с несправедливостью и предательством, человеку с огромным добрым сердцем и несгибаемой волей недаром дали такое имя. Она как символ борьбы и целеустремленности. Сейчас биатлонистка снова на сборах, в Швейцарии обкатывает свое снаряжение перед стартами в Канаде. Конечно, написать об этом проще, чем этого добиться, но Надя — достойный пример для подражания. Серьезная и собранная в спорте, неравнодушная и добрая в обычной жизни. Нам всем стоит у нее поучиться. А взять ее друга, спортсмена, а ныне и тренера Сергея Кушлянского. Он не только обладатель десятков медалей и наград в нескольких видах спорта, он готов всегда помочь, а теперь учит побеждать других, ребятишек, в том числе и с ограниченными возможностями. В своей команде он является опытным наставником, а когда сам оказывается с ракеткой за теннисным столом, его азарт, пыл и в то же время собранность делают игру увлекательнейшим зрелищем.
Еще один участник команды инвалид по зрению Виктор Тюменцев, известный многим в нашем районе тем, что делает лечебный массаж, рассказал о своем видении ситуации с инвалидами:
— Меня в 10 класс не брали, пришлось ехать в интернат для слабовидящих и незрячих в Хабаровске. Тяжело чисто психологически было уехать в большой город. С нами работали психологи, занимались мы в классе по семь человек, изучали Брайля (язык слепых), учились с тростью обращаться. Потом уехал в Томск, окончил колледж, где учили массажистов-инвалидов по зрению. Там оборудованы были специальные бордюры, которые не дадут уйти в неправильном направлении. Узнал я про этот колледж на комиссии ВТЭК. Еще предлагали поехать в Иркутск, где обучали на столяров и плотников, в Бийск, там раньше валенки катали, сейчас обучают программированию.
У нас изначально нет условий в жилых помещениях. Сдали новый дом – в нем нет пандусов, в нем отмостка высокая, как человек должен туда забираться? Не только инвалид, но и другие маломобильные категории. Инвалиды, кстати, по закону должны получать квартиру не выше первого этажа. Дома должны строиться адаптированные.
Когда был ребенком, не осознавал, а сейчас понимаю, что нет условий для инвалидов. Не только в Шилке, но и в Чите нет доступной среды. А еще отношение людей к инвалидам — люди здоровые стараются нас не замечать. Сейчас в Шилке уже привыкли, что я хожу с собакой-поводырем, но бывает, еще шарахаются, хотя собака в полной амуниции. Люди не адаптированы к этому. Недавно на НТВ обсуждали высказывание какого-то блогера, который всех инвалидов в России обозвал животными, которые позорят страну и ничего не делают для нее, которых надо убивать. Самое страшное, что большинство так считают в нашей стране.
Когда мы собираемся с другими инвалидами на спартакиаде, мы там все равны, и общение более легкое. Если не будет спорта, то мы совсем сядем дома. Я с детства занимался футболом, пока зрение совершенно не упало. В команде прыгаю, толкаю ядро, бегу стометровку, соревнуюсь в дартсе, шахматах, шашках. 100 метров бегу по памяти, перед стартом прохожу эту дистанцию, тростью «просматриваю», забежать на вторую дорожку нельзя, сразу дисквалифицируют. Прыгать приходится в пустоту, в неизвестность, подсознательно гасишь прыжок, страхуешься. Сейчас в телефоне изучаю шахматы, купили большие фигуры. Мне нужно ходить в кружок и играть со школьниками, сейчас я учусь понимать ход игры, нужна доска с углублениями. Про «слепой» дартс читаю, гугл в помощь и вперед! Но нужен специализированный дартс электронный, голосовой, который будет подсказывать, какой результат. Стоит такой дартс 2500 рублей.
Инвалиды подросткового, молодого возраста социально не адаптированы никак. Надо возить детей на спартакиаду: в этом году ездил Ярослав Новиков, бегал там, почувствовал единение с людьми, это интересно. Нам до комплекта команды не хватало человека и мы случайно в банке увидели инвалида-колясочника Олега Туранова. Большие трудности, чтобы найти инвалидов в команду. У нас только инвалидов по зрению в Шилке 40 человек, а они все по домам сидят. В Чапае видел мужчину на коляске, он в магазин съездит и домой. Нам не дают информацию о других инвалидах, хотя можно было сделать официальный запрос в Пенсионный фонд, чтобы нам дали контакты, нам же не нужен размер пенсий. В 51-й школе учится активная девочка, слабослышащая, по-моему, мы до нее дозвониться не можем. Может, она захотела бы попасть в нашу команду?
Некому заниматься инвалидами, им некуда выйти. Снег выпадет, ходить скользко будет не только инвалидам, но и всем. О нас вспоминают только перед 3 декабря. Вот недавно приезжал Сергей Петров, он бы тоже мог нас собрать, поговорить. У инвалидов много вопросов, а задать-то их некому, в Читу же просто так не поедешь. Возникли проблемы у девушки с нашей команды, мы собрались все вместе, сбросились деньгами, оплатили долги за электроэнергию. Почему-то у нее инвалидность второй группы, хотя по показаниям может и первой группы быть, отсюда и пенсия мизерная. На коляске у нас негде передвигаться, а пройти она может совсем немного, так что остается сидеть дома или учиться работать на дому.
Недавно был турнир по бочче среди инвалидов, в которую мы соревнуемся на спартакиаде. Я об этом узнаю из телевизора, хотя мы хотели поучаствовать. Сейчас никак не можем собраться командой, только вот 1 декабря соберемся. Я уже задумывался, что можно было организовать для молодежи и подростков. Конечно, встает и финансовый вопрос. Сейчас выходит на большие экраны фильм о жизни инвалидов, их быте. Можно было собрать людей, вывезти в кинотеатр «Удокан», но нет денег. Некуда выйти в Шилке не только инвалидам, но и здоровым.
Я зарабатываю тем, что делаю массаж. Мне надоедает сидеть дома. Политика государства обязывает принимать инвалидов, за это дают льготы. Но кто будет брать на себя ответственность за инвалида первой категории, создавать особые условия труда, тратить деньги? Зачем и кому это надо? Это еще и проблема края нашего, я думаю, от этого много зависит. В других регионах встречаются и положительные моменты в обеспечении инвалидов инфраструктурой и работой.
Что остается сказать? Что для развития гражданского общества нам нужно научиться помогать друг другу, помимо того, что дает государство, делать много и самим. Конечно, нужен человек-локомотив, который мог бы цеплять за собой других, а лучше, чтобы это была целая группа людей, объединенная желанием помочь инвалидам не быть одинокими.
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*