Надежда Фёдорова: «Биатлон – такая вещь, здесь поблажек никому не будет»

О жительнице Чирона Надежде Федоровой читатели нашей газеты узнали в середине 2000-х. Под руководством тренера Александра Онаприенко она принимала активное участие в межрайонных спартакиадах инвалидов,..

…успешно выступая в настольном теннисе и стрельбе. В составе команды Забайкальского края блеснула на Всероссийском физкультурно-спортивном фестивале инвалидов в Сочи в 2009-м. Именно там Надя познакомилась с Юрием Кудряшовым, под руководством которого сейчас тренируется в Новосибирске, третий год совершенствуясь в биатлоне. Сохраняя связь с домом, с тренером Александром Онаприенко, другими спортсменами-инвалидами нашего района, эта волевая женщина все еще тянется к своей малой родине. Так получилось и на этот раз, когда Надежда перед началом труднейшего сезона в спортивной карьере — подготовки к Паралимпиаде — решила навестить родных. У спортсменов, как оказалось, не принято давать интервью перед состязаниями, но Надя согласилась пообщаться с корреспондентом «Шилкинской правды».

Надежде подвластны новые высоты
Надежде подвластны новые высоты

Корр.: Надя, Вы часто приезжаете домой?
Надежда: Нет, раз в год только получается. И то я вырвалась, такая возможность выпала, пока межсезонье. Сейчас время активного отдыха, то есть физические нагрузки обязательно нужны, чтобы не потерять все данные, которые я наработала. Приехала на десять дней, дальше опять будет работа и пойдет она уже на объем. Скоро выезжаем со сборной в Кисловодск, а дальше по расписанию у нас сборы в России, во Франции и Болгарии. Этот сезон будет очень важный, стартов будет больше — Олимпиада уже в марте. Сейчас нужно будет работать и показывать свой результат. Все, что будет возможным, мы с тренером сделаем.
Корр.: Расскажите про Вашего тренера Юрия Кудряшова? Как Вы работаете?
Надежда: Родом он с Камчатки, с 16 лет — в Новосибирске. Учился на тренера. Выпустил олимпийских чемпионов, тренировал польскую команду, тоже были результаты. Юрий Федорович говорит: «Я не смотрю, что вы инвалиды, у меня такие же к вам требования, как к здоровым спортсменам». То есть точно такая же идет физическая нагрузка, только мы работаем чисто руками, а здоровые — они же на ногах едут. Поблажек здесь не должно быть, биатлон — такая вещь: либо ты пашешь, либо ты уходишь из этого вида. К нам приходили ребята, и никто надолго не оставался, потому что не выдерживали. Такие нужны нервы, во-первых. Это и морально, и физически истощает, я и на себе это испытывала. Но сейчас, видимо, вошла в такой ритм жизни, поэтому я привыкла. Ну и тренер оценивает эту работу, что меня не нужно подгонять, я сама знаю, когда мне надо встать утром, что делать. То есть он поставил задачу, я уже работаю.
Корр.: Как начинается Ваш день? Сегодня Вы с утра уже на школьном стадионе бегаете, удивляете местных жителей.
Надежда: Я утром встала, двадцать минут пробежка у меня. Потом делаю растяжку мышц. Два часа отдыхаю, затем — на спортплощадку, там идет основная физическая нагрузка: отжимания, работа на пресс, упражнения на брусьях и с резиной — имитация лыж. Стрельба — обязательно, на сборах у нас постоянно тренаж. Без пулек лежишь и тренируешься. Его каждый день надо делать, иначе два-три дня и все, уже теряешь технику. Стрельба — такая вещь: нельзя сказать, все, ты профессионал. Даже у профессионала может быстро потеряться навык. Поэтому постоянно на рубеже. Мы стреляем с десяти метров и только лежа. На соревнованиях мы едем без винтовки, у цели уже тренер ее подает, мы отстреливаемся, он забирает, и мы едем дальше.
Корр.: Где Вы тренируетесь? Есть ли специнвентарь?
Надежда: Колледж (олимпийского резерва — прим. авт.) все нам предоставляет: деньги на питание, путевки в центр биатлона. Он находится тут же, в Новосибирске, мы там 20 дней живем. Там лес, все условия, из других городов приезжают туда. Насчет специнвентаря есть трудности. Юрий Федорович организовывает нам помощь. Посмотрим, что будет. Спонсоров у нас немного пока, депутат из области нас поддерживает. Нам нужны мази, порошки — все это дорого стоит. Лыжи разные требуются, на одну меня только мы возим пять пар лыж. В Сочи ездили на лыжах олимпийской чемпионки из Новосибирска Анны Богалий-Титовец. Она уже сколько на них отгоняла! И нам они пригодились и на чемпионате России, и на этапе кубка мира.
Корр.: А какие процедуры в плане поддержания здоровья Вам делают, например, протезирование?
Надежда: Когда приехала, у меня был старый протез, а мне же нужно много ходить, я же сидеть не буду! У меня мозоли такие были, кровь текла. Но благодаря Юрию Федоровичу сделали реампутацию культи и новый протез с силиконовым чехлом. Я быстро реабилитировалась, привыкла к нему, потихоньку начала пробовать, бегом где-то уже два года занимаюсь. Пробежка — очень большая помощь для сердца, дыхалка вырабатывается, сама это замечаю. Тренер, конечно, очень много сделал для меня. Долго не вызывал, потому что решал, где я буду проживать, устроил в общежитие. Нынче колледж заканчиваю, буду пока жить в центре биатлона. С жильем можно решать вопросы, но нужен результат, чтобы оказывалась помощь. Не знаю, как будет.
Корр.: Кто морально поддерживает вас?
Надежда: В центре, где мы тренируемся, рядом работают здоровые спортсмены. Изначально для них было дикостью, что мы занимаемся спортом и только на руках. А потом, когда они увидели, что у нас нет тормозов на бобах, они говорят: «А как же вы с горок спускаетесь?» (Смеется). Первый боб был тяжелый, наверное, килограммов десять. Потом тренер придумал рули, не так стало страшно. Есть со стороны тех спортсменов восхищение, поддержка, даже помощь. Иногда предлагают где-то донести боб или еще что-то.
Корр.: А непонимание часто со стороны окружающих ощущаете?
Надежда: В спортивной среде я этого не чувствую. Что касается быта, есть такое. Да это везде, наверное, бывает: эти взгляды или еще что-то. Но я уже привыкла, иду мимо, не обращая внимания.

Надя 2

Корр.: Лично у меня, когда вижу бегунов без ног или Вас на бобе, слезы на глазах и восхищение Вашей силой. А что чувствуете Вы сами в момент выступлений?
Надежда: У меня был такой момент на этапе кубка мира. Мы бежали 12 км, я пришла к финишу и сама не поверила в это, и заплакала, что я пробежала и еще бы могла. То есть я не поверила, неужели так начинаю расти. Для нас это здорово, мы можем бороться. И я плакала… Тренер говорит: чем чаще старты, тем рост идет быстрее.
Корр.: Тяжело после таких стартов или закалка спортивная уже берет свое?
Надежда: В начале восстановление проходило тяжело, а сейчас быстро. Это значит, я уже функционально начинаю подходить к нужной форме. А изначально, у меня рука, видите, какая, очень все ныло, нагрузки были стрессом. Сейчас организм уже начал выдерживать, а тренер говорит, что еще два года, и можно конкретно валить всех. (Смеется). Потому что не просто так ты пришел и все, ты — ас. Правда, в 2011 году мы через месяц тренировок были четвертыми на бобах. Все очень удивились. Ну, а чтобы классно выступать, нужно как минимум четыре года готовиться.
Корр.: Чему Вас научило постоянное преодоление спортивных трудностей?
Надежда: Выдерживать боль, скорее всего, и быть сильной. Ну и когда делают нам подножки, я говорю тренеру, отпустите ситуацию, сейчас мы уже ничего не сможем сделать. Они так и ждут, чтобы мы сломались и ушли. Но давайте думать о дальнейших выступлениях. Конкуренция среди паралимпийцев очень сильная, нужно быть очень аккуратным и внимательным, чтобы тебя не загнали. Бороться можно, нужно бороться. Биатлон — такая вещь, что нужно с головой подходить, сразу не кидаться. А я, когда приехала, думаю, надо работать, раз я тут. Я же не знала, что нужны перерывы. Сначала не понимала, а сейчас уже где-то себя притормаживаю, отдых делаю, чтобы себя не загнать. Витамины, диеты тоже обязательны.
Корр.: На свое увлечение — резьбу по дереву и теннис — остается время?
Надежда: Ну, в настольный теннис, когда бывает возможность, играю с ребятами. Они так смотрят, вообще не ожидают, они же видят, что я инвалид, думают, что не смогу, видимо. А так планы расписаны с утра до вечера — работаю. Отдых через 3-4 дня, в зависимости от усталости.

Надя 1
Корр.: Надя, что Вас радует?
Надежда: Меня только спорт радует, результат. Мне хочется оправдать надежды тренера, коль уж он взялся за все это, не хочется, чтобы все ушло впустую, потому что это такие нервы и физические затраты. Ну и себе доказать, что я тоже могу. Действительно, спорт меня радует. Вот в теннис когда играла, Александр Валентинович только позвонит, что соревнования, я уже рада, готова ехать, выступать.
Корр.: Что важно в жизни?
Надежда: Пока вот эта цель — попасть на Олимпиаду. О семье я пока даже не задумываюсь, потому что для создания семьи должно быть желание, а не абы как. У спортсменов амбиции: дойти до победы. На данный момент у меня такая цель.

надя путин
Корр.: Что почувствовали, когда узнали, что вошли в состав сборной на Паралимпиаду 2014 года?
Надежда: Я не поверила, я думала, только в резерв возьмут. Когда мне тренер сказал, у меня и радость, и не радость. Я растерялась, не ожидала. Но потом, когда осознала, думаю, ну вот — шанс. Теперь все зависит только от меня, как там буду себя проявлять. Сложно будет, но надо бороться!
Беседовала
Анастасия Алыпова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*