Союз, благословлённый магистралью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приближается один из профессиональных праздников — День железнодорожника. Как обычно, в этот день поздравления принимают представители ответственной и во многом трудной профессии. А их, скажу, немало. Например, в селе Размахнино много людей посвятили свою жизнь этому делу. И у каждого из них своя неповторимая история. Кто-то пошел по стопам отца или матери, а кто-то сам выбрал для себя этот нелегкий, но почетный труд. Одну из таких историй мне рассказала семья Тетерелёвых.


Зоя Петровна родилась в Красноярском крае в 1946 году, в 1954-ом вместе с семьей переехала в Шиванду. Отец работал конюхом, а мать была домохозяйкой, на её плечи легло воспитание шестерых детей. У Зои Петровны были одна сестра и четыре брата, двое из которых впоследствии тоже будут работать на железной дороге. Один в колесном цехе в г. Шилке, а второй скальным мастером.
Так получилось, что Зоя Петровна после переезда второй раз пошла в первый класс. На родине начала учиться, но полностью год не доучилась. «Вот и пришлось на новом месте начинать жить заново», – говорит Зоя Петровна.
Жили за три километра от самой Шиванды. Об этом времени Зоя Петровна вспоминает так:
— Приходилось пешком добираться до школы. Никаких автобусов не было. Родители соберут в школу, выведут из дома, а дальше сама. Кругом лес, рано утром еще темно. Было страшно, но ничего не поделаешь. Так я и ходила в школу до четвертого класса.
Потом Зоя Петровна училась до восьмого класса в Размахнинской школе, жила в интернате. Девятый класс окончила в Шилке, а десятый в Первомайском. Несмотря на смену школ училась всегда хорошо, была прилежной ученицей. Недаром после школы, поступив в Шилкинское техническое училище, стала старостой группы.
Во время учебы в техучилище Зоя Петровна не только получила необходимые знания для работы дежурным по станции, но и познакомилась с будущим супругом Владимиром Григорьевичем Тетерелевым. Он, кстати, тоже был старостой своей группы. В Шилку приехал учиться из села Нерчинский Завод. Там он узнал о техучилище и вместе с друзьями решил поступить на дорожного мастера. У Владимира Григорьевича тоже была большая семья – родители и шестеро детей. Мать была домохозяйкой, а отец – разнорабочим.
В 1966 году Зоя Петровна и Владимир Григорьевич поженились и вскоре начали свою трудовую деятельность. Зоя Петровна работала на блокпосту в Пушкарево, а Владимир Григорьевич в Зубарево бригадиром, пока в 1967 году его не забрали в армию. В это время Зоя Петровна родила дочку Ольгу и ушла в декрет. После ее перевели на станцию Зубарево. Там работала сначала сигналистом, потом и дежурным по станции.
В 1969 году Владимир Григорьевич пришел из армии, и супруги переехали в село Размахнино. На станции мест не было, поэтому Зоя Петровна шесть лет отработала дежурным по переезду. Затем, когда место освободилось, стала работать билетным кассиром. А через год ее пригласили работать дежурным по станции.
Сегодня женщины обслуживают сложнейшие технические средства, осваивают современные технологии, занимают высокие посты. Это сейчас никого не удивляет. А как же раньше было? Наверняка было тяжело работать девушкам. «Как вам приходилось трудится на такой нелегкой работе?» — спросила я у Зои Петровны.
— Когда начинали работать, применялась система полуавтоматической блокировки, – рассказывает наша героиня. — Чтобы открыть светофор, нужно было самим поднимать рычаги. Тогда выходили и встречали каждый поезд. Зажигали фонари и следили, чтобы не потухли, иначе нужно было бежать и снова зажигать. Сейчас стрелочные переводы имеют дистанционное управление, а раньше, чтобы отправить поезд по нужному маршруту, стрелки переводили вручную. Только в 1984 году появилась автоблокировка, построили нынешнюю станцию Размахнино.
Безусловно, работа была очень ответственной, чтобы не совершить какую-то ошибку, все тщательно проверялось. Но при этом Зоя Петровна отлично справлялась с обязанностями, за добросовестный труд в 1988 году получила удостоверение ветерана труда. Сама она признается, что несмотря на все тяготы, ни разу не пожалела о выборе профессии.
Дежурным по станции Зоя Петровна работала вплоть до 1989 года. Именно в этом году у неё диагностировали заболевание и установили инвалидность. Поэтому пришлось Зое Петровне оставить свою работу, к которой она за столько времени привыкла и которую полюбила. А Владимир Григорьевич не
переставал трудиться на железной дороге до ухода на пенсию. За 35 лет ему приходилось работать монтером путей, бригадиром, дорожным и мостовым мастером.
Супруги вспоминают, что воспользовались предоставляемым им бесплатным билетом лишь раз, в 1982 году. Тем не менее они смогли посетить Иркутск, Ярославль, Ленинград и Москву. Об этом путешествии у них сохранились теплые воспоминания.
— Отправляться в дальние поездки мешало большое хозяйство, — говорит Владимир Григорьевич. – До недавнего времени все свободное время посвящали разведению скота. У нас и коровы были, и бараны, и свиньи. Но в прошлом году решили прекратить содержать скот. От большого хозяйства остались только курицы.
В браке у Зои Петровна и Владимира Григорьевича родилось двое детей – дочь и сын. Дочка сейчас живет и работает в Свердловской области в городе Талица. Сын поселился рядом с родителями в селе Размахнино. Дети выросли, уже подрастают и правнуки. А в 2016 году у четы Тетерелевых был большой праздник, супруги отметили золотую свадьбу. Оба признаются, что всегда жили душа в душу и считают свой брак счастливым.

Александра Сергутская
с. Размахнино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*