Легенды расскажут, какими мы были…

 

Вспомнить все!
28 октября исполняется 100 лет ленинскому комсомолу. Юбилей будет отмечаться по всей стране. В Шилке создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий. У комсомола богатая, героическая биография, о которой сегодняшнее подрастающее поколение знает весьма скупо.


Учитывая это обстоятельство, обращаемся к бывшим секретарям первичных комсомольских организаций, активистам и ветеранам комсомола Шилкинского района с просьбой поделиться своими воспоминаниями о делах минувших, о людях, в чьих сердцах горело пламя Данко. Предлагаем и школьникам стать участниками объявленного творческого конкурса (о нем читайте ниже).
По всем возникающим вопросам можно звонить на мобильные телефоны: 8-914-460-15-12; 8-914-122-17-17; 8-914-435-12-63; 8-962-972-28-11.

Творческий
конкурс
к 100-летию комсомола

Районное отделение КПРФ, совет ветеранов войны и труда, редакция газеты «Шилкинская правда» объявляют творческий конкурс, посвященный юбилею ВЛКСМ. В нем могут принять участие старшеклассники, учащиеся профессиональных учебных заведений, работающая молодежь не старше 25 лет.
Творческие работы представляются по последующим номинациям:
1. Великие подвиги комсомола, за которые он удостоен шести орденов.
2. Рассказ о былых делах местной комсомольской организации.
3. Они живут рядом с нами (о комсомольцах 40-80-х годов).
4. Комсомольский лидер села, поселка.
5. Верны традициям (о современном молодежном движении).
Номинанты вправе раскрыть и другие темы, связанные с комсомолом.
Творческие работы могут быть оформлены в виде сочинений, корреспонденций, статей, рассказов, писем, стихов, эссе. Можно использовать фотографии, рисунки. Авторы должны указать свои данные: фамилия, имя, возраст, учебное заведение или место работы, домашний адрес, контактный телефон.
Конкурс проводится до 10 октября. Работы направлять в районный совет ветеранов (г. Шилка, ул. Балябина, 138а) или в редакцию в газеты «Шилкинская правда» (ул. Ленина, 130).
Наиболее интересные материалы будут опубликованы, а их авторы поощрены.

Они были
первыми

(Из «Шилкинской правды», январь 1971-го)
«В эти дни «золотого» юбилея мне захотелось рассказать о славной, героической биографии комсомола, о молодежи Шилки и района…
Год 1918-й для Забайкалья был годом ожесточенной борьбы с семеновщиной и интервенцией, породившими подполье и партизанские отряды.
О работе одной подпольной группы рассказал в газете «Шилкинская правда» её участник Г. Вдовин.
Но были и легальные организации. В Шилке в тех условиях – это культурно-просветительная организация («культурка») при существующем народном собрании, которым, правда, заправляло меньшевистско-эсеровское правление. «Культурка» численно росла не только за счет рабочих и их детей, но сюда входили даже дети жандармов, стражников, священника и торговцев. Но большое влияние на работу организации оказывала подпольная группа, да и в президиуме было большинство подпольщиков (Вдовин, Загайнов, Курицын, Чистяков).
Сотни людей вечерами приходили на репетиции, сыгровку, шахматно-шашечные турниры, различные спектакли, которые ставились с благотворительной целью.
А в это время за «спиной» «культурки» шла невидимая, на первый взгляд, упорная, кропотливая работа по собиранию сил для пополнения партизанских отрядов, передаче им оружия для борьбы с семеновцами.
Руководимые подпольщиками, равняясь на старших товарищей из Читинских главных мастерских (ныне ПВРЗ), рабочие срывали ремонт паровозов, выводили их из строя, плохо ремонтировали путь, задерживая тем самым переброски семеновских войск. А когда и этого оказалось недостаточно, рабочие депо бросали работу и уходили в тайгу.
Товарищи по депо провозили на паровозах представителей партизанских отрядов, их связных, скрывали их не только у надежных людей, но и на водокачке и других местах.
Нет сейчас тех ветеранов, которые многое могли рассказать об этом. Но вот один из примеров. В 1961 году в Москве мне стало известно о Георгии Ивановиче Мордвикове – известном чекисте Забайкалья. Он очень был благодарен шилкинским паровозникам за провоз его из Куэнги в Шилку и из Шилки в Нерчинск для выполнения поручения командования по «нейтрализации» Нерчинского крупного семеновского гарнизона. Поручение было выполнено («нейтрализованные» солдаты быстро разбежались), и наши части смогли беспрепятственно продвинуться от Куэнги до Урульги. Фамилии этих товарищей он не помнит.
Наконец, удрали из Шилки семеновцы, а 4-5 августа и японцы. И уже 7 августа начинается становление новой жизни. Сразу же организуется боевая группа, переросшая затем в часть особого назначения (ЧОН).
Изменившийся в корне характер и содержание работы переросли рамки прежней «культурки» и она была 25 августа реорганизована в союз молодежи.
В дальнейшем всей своей деятельностью, идейной убежденностью и преданностью партии организация заслужила право вступить в ряды Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ).
Наконец, наш посланец Катя Курицына (потом Четверикова) привезла из Сретенска Устав РКСМ. Каждый вечер шло обсуждение Программы и Устава РКСМ, разгорались диспуты, горячие споры, размежовывались с теми, кому не по пути с рабочим классом и его партией.
1 ноября 1920 года – день рождения комсомольской организации Шилки. В первый комитет той организации были избраны секретарем Александр Шаваев, членами: Павел Налобин, М.С.Чистяков, Павел Кузин, Николай Кузичев, Иван Ерохин, Валентина Бердникова. Членов Союза насчитывалось 130 человек. В 1921 году отсеялись все, кто был чужд нам, случаен. Кое-кто ушел, испугавшись трудностей, которые тогда были у нас на каждом шагу, той большой работы, которая пала на плечи коммунистов и комсомольцев, а благ им мы никаких дать не могли.
Но остались те десятки членов организации, пополняемые впоследствии новыми, свежими силами, которые с честью выполняли все задания партийной организации, были её верной опорой.
«Ни одного свободного вечера для себя, всё общественно-полезному труду, общественной работе» — таков был девиз комсомольцев первого поколения.
Если раньше выводили из строя паровозы и вагоны, то теперь встала задача обеспечения бесперебойной работы транспорта. И во главе с коммунистами в первых рядах – комсомольцы, а за ними и остальные рабочие.
Следуя примеру рабочего класса России, проводились субботники, воскресники, настоящие «Недели труда» по ремонту паровозов, вагонов, ремонту пути. Нет топлива – прямо с митингов, рабочих собраний во главе с коммунистами комсомольцы, рабочие едут в лес.
А ведь тогда, во второй половине 1922 года, рабочие не получали ни заработной платы, не было и общественных столовых, не всегда своевременно выдавался и скудный паек.
И этот «великий почин», начатый в Шилке в сентябрьские дни 1920 года, продолжался десятилетиями комсомольцами второго и последующих поколений…
Три вечера в неделю – военные занятия в ЧОНе. В течение целого десятилетия первое поколение комсомольцев (и парни, и девушки) стояло под ружьем, всегда готовое прийти на помощь в ликвидации различных банд. В созданной ДВР, в силу ряда условий, допускалось существование различных политических буржуазных партий и их пособников: меньшевиков и эсеров. Надо было повседневно разъяснять рабочим и крестьянам смысл политики Коммунистической партии, временный характер ДВР, сплачивать трудящихся вокруг большевистских организаций, чтобы парализовать деятельность буржуазии и её пособников и не допустить превращения учредительного собрания в орган контрреволюции. Коммунистические же организации Забайкалья были связаны с другими партиями и поэтому по дипломатическим соображениям не могли широко, полно и вполне открыто развивать свою агитацию против этих партий.
Тогда большевики возложили на комсомольцев выполнение этой ответственной задачи: разоблачение контрреволюционной сущности предательских партий и недопуска их в правительство ДВР. И не ошиблись. Комсомольцы выступали на всех собраниях, митингах, ходили на предприятия, по домам, агитируя за список коммунистов, разъясняя трудящимся смысл их политики. Шилкинский рабочий класс и крестьянство голосовали за коммунистический список.
Чтобы вести за собой молодежь, нужно было самому быть политически зрелым. Вот почему, собираясь каждый вечер в своем клубе, комсомольцы в первую очередь заслушивали политинформацию, сводки РосТА и ДальТА, коллективно читали те газеты и политические брошюры, которые мы получали. И только с 1922-1923 годов были организованы политзанятия по учебникам. Часто мы тогда проводили диспуты. Темы их – о будущей жизни, о коммунистической морали.
Кое-кто из современников говорит: «Как вы жили скучно». Нет, нам не было скучно. Ведь мы в те времена были такими же романтиками, только слово «романтика» у нас в обиходе не было. Жили очень весело и полнокровно. Об этом свидетельствуют хотя бы песни. А ведь песни всегда отражают жизнь и быт народа. После политинформации песни пели все. Среди нас не было «безголосых» — ни парня, ни девушки. По песне знали, где сегодня собралась «комса».
После политинформации – репетиции, сыгровки струнного оркестра. Ведь культурную революцию партия возложила на молодежь, и клуб железнодорожников, построенный в 1929 году, уже ставший вполне народным, никогда не пустовал.
Александра Полежаева,
комсомолка
20-х годов»
(Окончание следует).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*