Законов много – ты один…

Муниципальный юрист, порой, единственный специалист в поселении, который может грамотно применить ту или иную статью закона, чтобы не допустить конфликта между жителями и органами власти. Он должен в совершенстве владеть не только федеральным законодательством, но и знать содержание местных нормативных документов, представлять интересы муниципальных органов в прокуратуре, суде, уметь вести переговоры и давать консультации.

Учитывая пожелания

К муниципальному юристу обращаются, когда вопрос касается получения жилплощади, оформления земли, строительства, размещения рекламы. Он обязан знать, какие льготы положены определенным категориям граждан на местном уровне. Юрист участвует в подготовке актов, договоров администрации, осуществляет представительство администрации в органах государственной власти. Другими словами, должностная инструкция  муниципального юриста объемна, а источников получения актуальной информации, касающейся изменений в законодательстве, к сожалению, не много. Да и разобраться в потоке нововведений, разбросанных на просторах Интернета, самостоятельно не просто. Поэтому полтора года назад Ассоциация «Совет муниципальных образований Забайкальского края» выступила с идеей проводить для специалистов органов местного самоуправления обучающие семинары.

В конце ноября по инициативе и при непосредственном участии членов Совета в Чите состоялось уже третье занятие Школы муниципальных юристов «Юридические аспекты различных сфер деятельности органов местного самоуправления». По традиции при разработке программы семинара учитывались пожелания муниципальных служащих и были подняты темы, которые интересны и волнуют специалистов.

— Следующее занятие будет в конце первого полугодия следующего года, но я уже сейчас прошу вас подумать над теми вопросами, которые стоило бы осветить. Также обращаюсь к главам, заместителям глав городских и сельских поселений. Вы также можете обозначить интересующие вас проблемы, и мы составим программу с учетом ваших пожеланий и проведем обучающий семинар. Хочется, чтобы темы, которые мы здесь рассматриваем, не оставались достоянием только тех, кто приехал на семинар. Призываю вас быть проводниками тех знаний, новостей, с которыми вас ознакомят здесь специалисты.  Более того, вы должны стать трансляторами тех вопросов, которые интересуют ваших коллег, в районах, — приветствуя участников семинара, отметил исполнительный директор АСМО Забайкальского края Валерий Буянов.

Цель – помочь сориентироваться

А программа семинара была насыщенной и информативной. Так, Людмила Яковлева, заместитель начальника отдела правовой работы с органами местного самоуправления и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, представила обзор изменений в федеральном и региональном  законодательстве о местном самоуправлении. В первую очередь она обратила внимание коллег на изменения, которые коснулись главного документа муниципальных служащих — Федерального закона о местном самоуправлении РФ № 131 — ФЗ.

К примеру, согласно внесенным законодателями изменениям, формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления дополнены понятием «общественное обсуждение». Теперь по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, и другим вопросам в сфере градостроительной деятельности, могут проводиться общественные обсуждения или публичные слушания. В ранее действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ по указанным вопросам требовалось обязательное проведение публичных слушаний.

Определен правовой статус старост сельских населенных пунктов. Предусматривается, что староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан из числа лиц, проживающих на территории данного сельского поселения и обладающих активным избирательным правом.

По словам Людмилы Яковлевой, нормами, конкретизирующими понятие официального опубликования (обнародования), дополнены положения Федерального закона № 131-ФЗ по вступлению муниципальных правовых актов в силу. Так, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Также для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе использовать сетевое издание.

По этому поводу представитель пгт Новокручининское отметила, что печатать НПА в районной газете дорого, а сетевой площадки нет. В данное время согласно уставу все нормативно-правовые акты администрация поселения размещает на своем официальном сайте. Специалисты пришли к выводу, что теперь придется вносить изменения в уставы и находить средства для опубликования НПА согласно закону.

Изменения произошли и в земельном законодательстве. Так, Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» установлен специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком). Такой сервитут будет устанавливаться на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка. Одновременно законом уточняется, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках.

Законодателями уточнен ряд положений ГК РФ о признании строений самовольными постройками. Согласно федеральному закону не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Юристам напомнили, что с 1 января 2019 года начинают действовать Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно данным Правилам места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления либо лицами, на которых лежит такая обязанность в соответствии с законодательством. Решение о соответствии места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов принимается органом местного самоуправления в соответствии с заключением территориального органа Роспотребнадзора. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется органом местного самоуправления и размещается на его официальном сайте в сети Интернет.

Ведущий консультант государственно-правового управления Аппарата Законодательного собрания Забайкальского края Людмила Дорожкова рассказала о порядке осуществления права законодательной инициативы в Законодательном собрании Забайкальского края представительными органами муниципальных образований. Ирина Тверскова, старший помощник прокурора края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, осветила вопросы взаимодействия органов МСУ с органами прокуратуры  при подготовке и принятии НПА и проектов НПА. Кроме того, юристы обсудили  нюансы регистрации уставов муниципальных образований, типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления в ходе осуществления нормотворчества, вопросы осуществления нотариальных действий  должностными лицами местного самоуправления, говорили о противодействии коррупционных правонарушений, обсуждали проблемы трудового законодательства.

Так, выступающие обратили внимание слушателей на то, что с принятием ФЗ от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в России появилась процедура, позволяющая сопоставлять доходы и расходы должностных лиц. И хотя в нашей стране не предусмотрено уголовное наказание за сам факт превышения расходов над официальными доходами, имущество,  происхождение которого должностное лицо не может объяснить, может быть изъято по решению суда в доход государства.

Более того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Подарки, которые получены служащими и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Муниципалам также напомнили, что в соответствии со ст.  17 Федерального закона «О государственной гражданской службе» в связи с прохождением гражданской службы государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. Исключением являются жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические, дачные потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости и профсоюзы.

Актуально в нашей стране ограничение на поступление на гражданскую службу и нахождение на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Причем, некоторые статьи законов были для наглядности рассмотрены на конкретных примерах. Так, главой администрации городского округа Челябинской области на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий был принят тесть (отец супруги), которому главой органа местного самоуправления установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. После вмешательства прокурора, по результатам заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник — директор МУП —  уволен. В Ульяновской области по утрате доверия освобожден от должности заместитель главы администрации муниципального образования, который не принял мер к урегулированию конфликта интересов в связи с участием в качестве заместителя председателя контрактной службы в проведении аукциона на ремонт водозаборной скважины, победителем которого был признан его родной брат — директор общества с ограниченной ответственностью.

Интернет – гид – подарок для специалистов

Помимо лекций каждый семинар предполагает обмен опытом, наработанными практиками и практические занятия, закрепляющие полученные знания. В этот раз практическое занятие «Эффективная навигация в информационных потоках и обеспечение доступа к найденной информации независимо от местоположения информационного ресурса» состоялось в Забайкальском региональном центре Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина на базе Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Кстати, специалисты библиотеки презентовали собравшимся Интернет-гид  —  специализированное информационное издание, предназначенное для быстрого нахождения пользователем интересующей его информации. В издании содержатся наиболее полные сведения о юридическом мире Забайкальского края, а именно сведения о судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, об учреждениях юстиции, органах внутренних дел, учебных заведениях, юридических изданиях и справочно-правовых системах, общественных объединениях юристов и т.д.

Виктория Сивухина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*