Сельский врач Екатерина Николаевна Нахапетян

8 марта у Екатерины Николаевны Нахапетян двойной праздник – помимо международного женского дня она отмечает и свой день рождения. Родилась наша землячка в селе Шебертуй Улетовского района в 1947 году. После окончания медучилища была направлена по распределению в село Митрофаново Шилкинского района. На дворе стоял 1967 год – начало организации совхоза. Катерина сразу включилась в работу с полной отдачей своих сил и знаний.

Обязательные ежегодные медосмотры, профилактические беседы о безопасности на производстве и в работе с ядохимикатами, проверяла и контролировала наличие у всех механизаторов и шоферов аптечек.
Сельский врач на селе – это в одном лице врач разных специальностей: и терапевт, и хирург, и невролог, и психотерапевт. Да еще и обязанности аптечного работника надо исполнять. Бывало, Екатерина Николаевна всегда внимательно осмотрит, выпишет лекарство, расскажет, как надо его принимать, если медикаментов нет в аптеке, то сама привезет. А в послеобеденное время она ходила по вызовам, посещала больных на дому. В 70-е годы у нас в селе было много участников войны, а также молодых мам с детьми. И всем она оказывала медицинскую помощь. В любую погоду: в пургу, в зной, в мороз под сорок, в проливной дождь в резиновых сапогах и с зонтом она спешила к нам на помощь и днем, и ночью. И никто не припомнит случая, чтобы она отказалась прийти. Хотя у самой были и семья, и дети, и хозяйство, и огород. Со всем справлялась!
Кто бывал у нее на приеме, никогда не забудет ее отношения к пациентам. Расскажу про себя. Помню, зашла к ней на прием впервые и была просто очарована, какая же она приветливая, как располагает к себе. Волосы белокурые, глаза голубые-голубые, а улыбка – искренняя, доброжелательная, халатик невероятной белизны белее белого. Такой милой она мне запомнилась в молодости, и такой же доброй остается до сей поры. «Садись, расскажи, что болит», — заинтересованно и по-доброму сказала она мне. Я как-то враз даже повеселела, отлегло от души, страхи все улетучились. Выслушала меня внимательно, расспросила, послушала, измерила давление. «Все нормально, — успокоила она меня, — ты, наверное, переутомилась. Вот витаминки, и шиповник попей. А через неделю приди». И еще добавила: «Работа работой, но и отдыхать нужно обязательно». Оно и правда, у меня ведь шесть детей, четыре коровы, две свиньи, 23 поросенка, собачка, кошки, котята. И все требуют внимания и заботы. Да еще работа и общественные нагрузки. «Поняла. Отдых и лечение», — заверила я ее. После уже, когда занемогу, то прибегала к ней на прием, подлечусь и вновь за дела. Вот уже девятый десяток я разменяла и, слава богу и Екатерине Николаевне, не болею. А чуть что, так отдыхаю. И очень благодарна Николаевне – научила меня, какие и при каких болезнях надо вовремя принимать лекарства, чтобы не болеть.
Сейчас многие из сельчан вместе со мной хотели бы выразить ей благодарность. В том числе и мои дети, которые росли под ее наблюдением. Мой сын Витя, он сейчас в Краснокаменске живет, как-то вспоминал, как маленьким на рыбалке закинул удочку, а крючок за голень зацепился и застрял. Вызвали Екатерину Николаевну, она увезла сына в медпункт. «Потерпи, Витя, чуточку», — и ловким движением вынула злополучный крючок. Положила в коробочку и отдала сыну с улыбкой: «Это тебе на память». Походили на перевязку, и нога зажила. Вите сейчас уже 50 лет, а помнит и передает благодарность Екатерине Николаевне. Моя дочь Людмила сейчас в Белгороде, а раньше, когда жила в Миторофаново и ждала первого ребенка, нередко, если поднимется температура или еще что, тоже звала нашего врача. И она всегда приходила. Благодаря Екатерине Николаевне роды прошли благополучно, и нашей Свете, моей внучке, уже 30 лет. Второй сын Валера, он в Братске, помню, ходил с ребятами за голубицей и вернулся домой весь в красных волдырях и пятнах. «Скорей к Николаевне!». Та посмотрела: «Ничего, это поправимо». Поставила укольчик, дала таблетки, и все быстро прошло.
Я рассказала о своих частных случаях из жизни нашей семьи. Но поговорите с моими односельчанами, все подтвердят мои слова, и никто не скажет, что наша Николаевна кому-то не помогла. Она всегда внимательно выслушивала жалобы, осматривала, профессионально ставила диагноз и назначала лечение. И старые, и малые ей благодарны. Ведь всю трудовую жизнь она проработала в нашем селе, каждого человека знала почти сызмальства, ее медицинский стаж 47 лет. Если собрать все врученные ей благодарности, то получится толстая книга.
Но особо хочется отметить ее подвижнический труд в 90-е годы, когда неожиданно вышел указ о реформировании сельского хозяйства, и началась приватизация. Как снежная лавина покатилась. Стал разрушаться и наш знаменитый на всю область совхоз «Митрофановский». Затем наводнили паленой водкой село. Спирт «Рояль» целыми ящиками предлагали купить всем желающим. Потом пошел спирт в канистрах. Мужиков из совхоза сократили, с горя пошло пьянство. Работы нет. Куда пойти? А тут спирт да в долг дают. Это было ужасное время. Стали случаться даже самоубийства. Драки в семьях, голодные дети, нуждающиеся неблагополучные семьи, в день по двое-трое умерших. Страшно вспомнить! И со всем этим бедствием работает врач, она и смерть констатирует, пока скорая и милиция приедут, и с мамочками нерадивыми беседы проводит. Кому можно было помочь, она помогала, молча и терпеливо вытаскивала из беды. Тогда даже песни появились в Митрофаново грустные: «Долги угнетают, долги, и люди уходят из жизни, как в годы Великой вой­ны».
Сколько помню, Екатерина Николаевна всегда была активным сторонником здорового образа жизни, сама держалась стойко, хотя и была уже в предпенсионном возрасте. Лечила детей и всех взрослых, кто хотел лечиться, принимала активное участие в совете профилактики при сельсовете. Ставила на контроль пьющих, сама лично постоянно контролировала неблагополучные семьи, помогала чем могла, вызывала и скорую, и милицию. Но самое главное – всегда активно выступала на сходе граждан села против торговли суррогатным спиртом. Ведь в нашем небольшом селе, бывало, выявляли по 22 незаконных торговых точки. Штрафовали. Рисовали плакаты и вывешивали на заборе торговцев. Но зеленый Змей Горыныч вползал в каждый дом, в каждую семью. Драки, травмы – все надо было лечить и оказывать помощь, спасать алкоголиков от отравления. Как же тяжело пришлось сельскому врачу! Она и плакала порой вместе с матерями пьющих сыновей. Я написала об этом так подробно, чтобы знали новое поколение, что такое по-настоящему трудное время с 1990-го по 2000-й годы. Только позже люди поняли, какой коварный враг алкоголь и сколько он унес молодых жизней, поняли, что с ним связываться опасно. Вот такое было страшное перестроечное время…
Наш сельский врач вместе с нами пережила и боль, и утраты. Но всегда оставалась доброжелательной, с приветливой улыбкой. Непременно остановится и спросит, как дела, как здоровье, настроение. А мне лично при встрече всегда так хочется ее обнять, рассказать о себе, поговорить по душам, попросить доброго житейского или медицинского совета. И в очередной раз сказать ей: «Спасибо, что ты есть, наша дорогая Екатерина Николаевна!». Пожелать ей долголетия и стариться красиво, ведь она всегда была и остается настоящей красавицей. И чтобы дочка и сын, внучата берегли ее и почаще навещали.
Клавдия Казанова
с. Митрофаново

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*