Сильный характер начинающей балерины

Хрупкая девушка в балетной пачке, стук пуантов по дощатому полу… Увидев такое в Шилке, мои друзья немало удивились: «У вас что, балетное училище есть?». Я и сама не ожидала встретить это чудо, придя на обычный концерт. Не знаешь, на что смотреть в первую очередь: то ли на весь номер целиком, то ли следить за точеными движениями стремительных ног в неустойчивой, на взгляд обывателя, конструкции.

Постигающая искусство танца во всей его полноте, хрупкая и утонченная девушка Дана Шеломенцева говорит, что танец – это целая жизнь со всеми эмоциями, которую проживаешь на сцене, и история, которой делишься со зрителем.
В танцы Дана пришла в 7 лет по настоянию мамы, а самой ей на тот момент хотелось заниматься изобразительным искусством, быть художником. Но когда девочка оказалась в ансамбле «Юность», то прониклась тягой к этому виду искусства и достаточно быстро влилась в коллектив, выучила танцы. «Я дома постоянно занималась по своей инициативе, родители мне помогали, их поддержка огромная для меня, без нее я бы не осталась, наверное, в танцах: за все мои заслуги, даже за небольшие достижения они хвалили, меня это очень подбадривало. А сейчас на них ложатся еще и материальные затраты, все поездки и костюмы оплачиваются ими, за что большое спасибо моим маме и папе».
Талантливая хореограф, балетмейстер шилкинского ансамбля «Юность», в прошлом и сама участница знаменитого образцового ансамбля «Мозаика» Маргарита Туранова спустя несколько лет репетиций и выступлений Даны предложила ей попробовать себя на пуантах. С 2016 года девушка начала еще больше трудиться под руководством своей наставницы, проводя в танцевальном зале все свободное время, стирая ноги в кровь, и готовила сольные номера. «Я не знала основ, была далека от классического танца, но труд и личная заинтересованность дали свои плоды, — твердо говорит моя собеседница. — Маргарита Владимировна придумывает номер, подбирает музыку, и я начинаю разучивать движения под ее руководством. Сейчас изучаю основы классического танца, станочные экзерсисы, серединные экзерсисы (комплекс всевозможных тренировочных упражнений, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений — прим. авт.) для будущего поступления в хореографический. И параллельно с танцем я учу необходимые классические элементы. Зал теперь мой второй дом, оттуда буквально не выхожу, со школы сразу на танцы. Все свободное время посвящаю им, потому что интересно. Год назад я поняла, что хочу связать с танцами свою жизнь, хочу стать хореографом».
Хореография, как и любое дело, воспитывает трудолюбие и дисциплину, уверена Дана, а потому она советует родителям малышей отдавать детей не только в хореографические кружки, но и вокальные, и театральные. Здесь можно выплескивать энергию, творчески развиваться, мыслить, создавать образы, стать частью мира искусства, считает девушка. Даже моменты поражений или работа над трудными элементами – это еще одна ступенька вверх, это нива для работы, которая обязательно принесет свои плоды. Такая борьба с самой собой нравится Дане, потому что позволяет сделать еще больше и лучше. Балет – это еще один вызов себе, есть куда расти, где показать и проявить свои таланты. По мнению моей собеседницы, там большое количество партий, вариаций, каждую из которых можно прожить по-разному, показать себя с разной стороны. «Балет потому многим не понятен, к сожалению, что нужно не только смотреть, но и думать во время просмотра танца. А танцору важно прочувствовать и понять всю партию, танец, неважно на пуантах он или обычный. Когда ты проживешь этот танец, зритель тоже поймет его, будет сопереживать. Мой самый любимый балет – это классика, величайший балет «Лебединое озеро». Там настолько интересный сюжет, казалось бы, история любви, но обыграна с такой романтикой, с таким драматизмом, присутствует мистика».
Дана не только смотрит съемки с различных постановок, но и ездит на гастроли балетных трупп в Читу, была рада видеть балеты «Щелкунчик», «Аврора» и легендарное «Лебединое озеро» в исполнении артистов под руководством Хасана Усманова. Она следит за творчеством прима-балерины Мариинского и Большого театров и этуаль театра Ла-Скала Светланы Захаровой, успехи которой дают определенный стимул к самосовершенствованию для девушки. Интересно ей наблюдать и за 18-летней Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра.
Делая первые шаги на пуантах перед публикой, Дана получила много удивленных откликов от шилкинских зрителей. Были вопросы, что находится в пуантах, почему они издают такой стук (многие думают, что там бетон – смеется девушка), и как она признается, «люди даже больше смотрели на мои ноги, а не на постановку в целом». Но со временем они привыкли, и несколько исполняемых сейчас Даной номеров находят своих восторженных почитателей, которые, к радости девушки, задают любопытные вопросы, а ей интересно отвечать. В передней части пуантов, кстати, находится «стакан» — плотная ткань, склеенная между собой слоями. На него и опираются кончики пальцев. Когда только купили пуанты, нужно было подготовить их: размять, пришить ленты, обшить, приклеить пятаки, чтобы не скользили. После этого были упражнения, чтобы научиться стоять, держать равновесие, делать базовые движения.
— В больших академиях балета детей ставят на пуанты с 7 лет, разрабатывая стопы, ноги, готовя тело. Я старалась и где-то, может, делала во вред себе, но быстро освоила и встала на пуанты, — рассказывает тонкости работы девушка. — Перед каждой репетицией нужно, несомненно, разминаться, чтобы обойтись без травм. Можно поставить номер за полгода, можно за два месяца. Три месяца, на мой взгляд, это оптимальное время, за которое можно подготовить номер: разучить движения, сделать целостным выступление, придать ему эмоции, закрепить результат. Никогда не было желания бросить, если что-то не получается. Я не уйду из зала, пока не сделаю и не добьюсь результата, цели. После закрепления базовых движений я уже училась именно танцевать.
Результатом начинающей шилкинской балерины стали номера, названия которых говорят сами за себя: «Русский с платочком», «В ритмах Испании», «Кукла», «Пробуждение бабочки». Без соответствующего костюма гармоничности номеру не придать. За пошив сценического одеяния берутся как швеи в Шилке, так и в Чите, а пачку заказывали за пределами региона. Аксессуары — маски и коробки для куклы, крылья бабочки — готовят умельцы в Шилкинском ДК. Дана, к слову, сама рисует, брала уроки у одного художника, а еще свое воображение она питает классической литературой. Радует, что ее окружение – одноклассники и девочки с танцев – тоже читают и в этом находят пищу и темы для общения, разговоров.
— Приятные воспоминания остаются после путешествий. Я люблю наслаждаться видами природы, нахожу в ней много красивого. Танцы для многих девочек останутся хорошим воспоминанием о нашем детстве и юности, и пусть они забирали какое-то время, что мы не провели в играх на улице, а были на репетиции в зале. Но они дали возможность выступать в других городах, на международных и всероссийских конкурсах. И это всегда греет душу! – философски рассуждает моя героиня.
В прошлом году, благодаря участию в организации «Республика юных забайкальцев», солистка «Юности» побывала в лагере «Березка» (с. Акша) на сменах «Созвездие талантов», посвященных хореографии. Туда приезжали мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и учили танцевать в других стилях, выходить за рамки привычного, что важно для личного прогресса любого танцора, подчеркивает Дана.
— Я там научилась исполнять современные танцы, спортивно-бальные, чирлидинг, преподавали также народные, эстрадные. На конкурсах нам иногда дают мастер-классы признанные мастера или популярные танцоры современности, например, в Новосибирске Уэйд Лайон под псевдонимом «Черный бриллиант», участник четвертого сезона шоу «Танцы» на ТНТ, учил нас хип-хопу, — описывает свою насыщенную событиями жизнь моя героиня. — Меня интересует возможность самой ставить танцы. Ведь здесь около 10 лет я танцевала, буду танцевать, пока буду учиться, но у меня уже есть много интересных идей, которые мне хотелось бы воплотить в будущем как хореографу. Сейчас я работаю в школьном лагере, и там мы тоже ставим хореографические номера.
В этом году Дана уже выпустила на сцену своих подопечных. 25 мая на общегородском последнем звонке выпускники школы № 51 выступили с номером, поставленным девушкой. Дану приятно удивило доверие старших ребят, и в течение двух месяцев они ежедневно репетировали, прислушиваясь к словам юной наставницы. «Наше общее отношение к делу дало такой результат, выпускники были довольны, что выступление запомнила публика», — улыбается девушка. Сама Дана со школой «дружит»: почти отличница, школу запускать не планирует, а дисциплина позволяет распределить время на все. После сдачи экзаменов в будущем году ее ждет Институт современного искусства в Москве. Внеконкурсное зачисление на кафедру хореографии – награда в международном конкурсе «Берега Надежды», о чем уже писала «ШП». Но Дана не исключает возможности, что получит и юридическое образование, как мама, если будет интересно. Когда нет огня и желания, делать свое дело хорошо не получится. Пока ее любовь – хореографическое искусство во всех его проявлениях.
— Я благодарна Маргарите Владимировне за все, потому что даже замечания – они во благо, значит, к тебе внимательно относятся. Ну и если заслужил – тебя хвалят. Во время награждения приятно, что усилия и труд были не напрасны, на это и направлена вся работа получить удовольствие от самого танца на сцене и понять, что ты не зря проделала весь этот путь. Это дает стимул развиваться дальше, — рассуждает моя собеседница. — Танец — не просто картинка на сцене, это то, что человек хочет сказать: окунуться в прошлое, подумать о будущем, что-то донести до зрителей. Мы исполняем в «Юности» народные танцы, несем культуру разных народов, а вместе с музыкой и костюмом это даёт огромный смысл. Спасибо всем нашим родителям, что они помогают нам финансово, мы все в коллективе это ценим и благодарим. Когда мои близкие в зале, это меня радует и я танцую с чувством благодарности за то, что они дали мне попробовать. Несомненно, волнение присутствует, но это значит лишь то, что ты можешь чувствовать, что не двигаешься как по шаблону, это возвышает твое выступление.
Пожелаем Дане Шеломенцевой раскрыть в танце все свои способности и создать десятки завораживающих и возвышающих сознание зрителя образов.
Анастасия АЛЫПОВА

Одна мысль про “Сильный характер начинающей балерины”

  1. Девочка , конечно, молодец. Но честно говоря помимио расхваленных ее качеств, есть много подводных камней. Высокомерие не по годам,. девочке надо бы побороться с этим недугом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*