О вкладе забайкальцев в победу

«В Сибири не было войны…» Строками стихотворения поэта И. Краснова в городской библиотеке начался патриотический час для учащихся 8-9-х классов школ п. Первомайского, посвященный забайкальцам — в тылу и на фронте. Далеко удаленный от линии фронта (7 000 километров) забайкальский тыл был задет огнем войны. 175 тысяч забайкальцев было мобилизовано. Из одного только Шилкинского военкомата на фронт ушло 7 450 человек. Каждый второй из призванных на фронт забайкальцев домой не вернулся.

Тем, кто остался в тылу, пришлось проявлять мужество и героизм, ничуть не уступая бойцам на передовой. Особенно если учесть, что Забайкалье в предвоенные годы в экономическом и социальном отношении находилось в довольно отсталом состоянии. Фотографии Читы 1940 года на видеослайдах – горожане в очереди перед одним из городских колодцев, размытые улицы после дождя из-за отсутствия в городе асфальта, – наглядное подтверждение того положения, в котором областной центр встретил войну. В начале 1941 года первый секретарь обкома ВКП (б) Иван Кузнецов писал И. Сталину и В. Молотову: «…областной город Чита – в отношении благоустройства, наличия культурных учреждений и жилищ является одним из отсталых городов СССР». Почти без света, без централизованного водоснабжения, без асфальта (асфальтированы были только центр города и район вокзала), с одной действующей поликлиникой на 100-тысячный город, не говоря уже об острой нехватке жилья, карточках на хлеб (следствие неурожая предвоенного времени) – такова общая картина Читы предвоенной. Стоит ли добавлять, что в остальных городах Забайкалья положение было не лучше.
Тем не менее, вопреки всем этим сложностям, Забайкалье мобилизует все свои силы. За первые месяцы войны в промышленность и на транспорт пришло около 13 тысяч женщин. Фотографии детей и женщин у станков на одном из заводов Читы, на полевых работах – это летопись тылового героизма. В Чите на базе механических мастерских создан завод № 11, наладивший выпуск до ста наименований деталей для самолетов. Читинский паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ) освоил выпуск ручных гранат и огнеметов. На читинском шубзаводе выпускали полушубки военного образца. На средства, собранные и заработанные жителями области, была построена танковая колонна «Комсомолец Забайкалья». В память об этом в Чите на углу улиц Бабушкина и Горького стоит памятник-танк Т-34 из этой самой колонны. Стоимость одного танка в 1941 г. составляла 269 тыс. руб., а средняя зарплата 1940-х гг. в стране была от 220 до 380 рублей.
Колоссальный тыловой подвиг совершила забайкальская деревня. Забайкальские колхозники в 1942-1943 годах по официальным данным получали по 240 г хлеба на трудодень, а члены семей – по 60-70 г. Положение сильно усугублялось тем, что 1942-й, 1943-й, 1944-й годы оказались годами сильной засухи в Забайкалье. В таких условиях забайкальские крестьяне дали государству свыше 300 тыс. тонн зерна, около 52 тыс. тонн мяса, более 88 тыс. тонн масла, около 3,5 тыс. тонн шерсти, 10 млн штук яиц, 23 тыс. лошадей.
Самая прямая и важная связь забайкальского тыла и фронта – это работа госпиталей. В 1942 году на территории Читинской области развернуто 35 эвакогоспиталей, 27 из них были расположены в Чите, которые принимали раненых с фронта. Развёртывание системы эвакогоспиталей в Восточной Сибири происходило в основном за счёт внутренних резервов, то есть почти без помощи из центра, а резервы самой Читинской области были невелики. В Чите была всего одна фельдшерско-акушерская школа. На фото в ходе беседы показаны ее первые выпускницы – 18-летние читинки. За годы Великой Отечественной войны через эвакогоспитали в Читинской области прошли 57 920 человек, летальность (смертность) по госпиталям составила 0,4%. Чтобы решить проблему нехватки хирургов, при больнице имени Ленина организовали школу для молодых врачей и врачей другого профиля – стоматологов, педиатров, терапевтов. Большие проблемы были с оборудованием зданий госпиталей канализацией и водоснабжением, обеспечением топливом, электроэнергией. И тем не менее, читинские медики делали тысячи и тысячи сложнейших операций. Один только Максим Георгиевич Старосельский – врач-хирург сделал в Чите за годы войны 6 000 операций. В читинских эвакогоспиталях работали лучшие врачи того времени: Григорий Моисеевич Аксман, Василий Аркадьевич Коханский, отличник здравоохранения врач-хирург Мария Сорокина и многие другие. На фото эти герои тыла представлены во время операций, на снимках с пациентами госпиталей и уже в мирное время. К сожалению, не установлены имена большинства медицинских сестер. На многочисленных фотографиях читинских госпиталей, госпиталя Петровск-Забайкальского запечатлены большие коллективы среднего медперсонала. Приходилось им не легче, чем докторам, а где-то и гораздо тяжелее. Медсестра Нина Денисова вспоминает: «Ранения были очень тяжёлые: в брюшную полость, в голову. Работали мы день и ночь, оставались ночевать, потому что и ночью привозили раненых».
Героизм тыла перекликался с героизмом фронта. 99 забайкальцев удостоены звания Героев Советского Союза, 15 из них – из Шилкинского района. Воины-забайкальцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной. Многие дошли до Берлина. Например, на одном из фото – четверо забайкальцев (уроженцы Борзи, Могойтуя, ст. Оловянной и соседней с нами Бурятии) у знаменитых Бранденбургских ворот в Берлине.
Представленные и рассмотренные в ходе беседы материалы сами за себя говорят, что Забайкалье оставило славный след в тылу и на фронте. Поэтому чтить и помнить подвиг земляков – наш священный долг.
Татьяна Баранова,
зав. Первомайской
городской библиотекой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*