Виктор Суюнда: «Я открыто общаюсь с учениками…»

Сегодня гость нашей «Редакционной беседки» директор Шилкинской средней школы № 51 Почетный работник общего образования Российской Федерации Виктор Суюнда. Разговор с ним состоялся незадолго до профессионального праздника Дня учителя, поэтому много вопросов посвящено школе, образованию. Школа — важный отрезок в жизни любого человека, значит, тема так или иначе касается каждого из нас.

По словам директора СОШ № 51, школа идёт в ногу с современным образованием

— Виктор Владимирович, Вас, конечно же, знают большинство жителей нашего города и Шилкинского района, но все равно расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родился я в Борзинском районе в селе Передняя Бырка. Там же окончил школу. Затем поступил в Читинский государственный педагогический институт на факультет физического воспитания. После окончания вуза работал по специальности в Борзинском СПТУ. В 1986 году всей семьей переехали в Шилку. Свыше 10 лет был учителем физической культуры в школе № 2. По предложению педагогического коллектива школы № 51 получил новое назначение и в феврале 1998 года стал директором этой школы. Жена Елена Александровна — учитель русского языка и литературы. Дочь Татьяна окончила Читинскую медицинскую академию, врач, проживает в краевом центре, подарила нам внука и внучку. Сын Дмитрий, окончивший ЗабГУ, — учитель информатики и физики школы № 51.
— Как Вы пришли в педагогику, в образование? Почему решили стать учителем?
— Глядя на отца, ведь он был учителем физкультуры, позже работал на выборных должностях. В нашей семье все увлекались спортом. Мои сестры стали учителями математики и истории, обе работают в школах Борзи и Цаган-Олуя.
— Всегда интересно узнать, как мужчинам работается в женском коллективе, ведь большинство учителей — женщины.
— Думаю, что в женском коллективе всегда труднее работать. Надо разграничивать рабочие моменты и личностные отношения, что позволяет хорошо функционировать коллективу. Женщин необходимо выслушать, всегда поддержать.
— Вы много лет руководите. Не накапливается усталость? Как боретесь с профессиональным выгоранием?
— Иногда чувствую усталость, но веду борьбу. Знаю, что нужно для этого — больше работы. Просто работаю. Когда с детьми работаешь, некогда думать о профессиональном выгорании. Интересные мероприятия, дела, проекты помогают забывать об усталости. Старшеклассники не позволяют профессионально выгорать, всегда обращаются с инициативами по проведению тех или иных мероприятий. Я открыто общаюсь с учениками.
— Вы улавливаете своим профессиональным чутьем, в каком направлении движется средняя школа? Сложнее было работать раньше или сейчас?
— Как бы мы ни ругали современную школу и сколько бы ни было проблем, школа и коллектив педагогов стараются всегда двигаться, идти в ногу с современным образованием. Сегодня мы работаем над педагогическим ростом коллектива, модернизацией и укреплением материально-технической базы школы, современными методами работы с родителями и общественностью. А сложнее работать всегда в настоящее время.
— Готовы ли Вы покритиковать ЕГЭ? ЕГЭ, по-Вашему, — хороший вариант для образования?
— Я не сторонник ЕГЭ и в то же время понимаю, что такая итоговая аттестация дает нашим выпускникам возможность поступать в любые вузы, образовательные учреждения страны. Тем более дети сегодня стараются выехать в города-миллионники.
— Как Вам удается поддерживать в школе культуру, направленную на привлечение ребят во внеурочное время?
— Наша школа — одна из самых больших в районе. Ее двери открыты с утра до позднего вечера. В педагогическом коллективе выработана культура общения с детьми, и поддерживаются традиции как в культурном поведении, так и в проведении мероприятий. У нас 28 мероприятий в год, включая традиционные по спорту и другие. Проходят праздники песни и строя, волонтерские акции, конкурсы профессионального роста учащихся, например, кулинаров, программистов, дизайнеров, журналистов… Начал действовать кружок робототехники. С учителями информатики и физики ученикам интересно.
— Говорилось о том, что в вашей школе собираются сделать пристройку. От этой идеи отказались или нет?
— В 2016 году наша школа вошла в госпрограмму строительства новых школ и пристроек в Забайкальском крае. Строительство пристройки к школе запланировано на 2024 год. В настоящее время о судьбе этого решения я не знаю ничего. Хотя школа за последние два года начала расти. На сегодня работают две полноценные смены.
— Для Вас 1 сентября по-прежнему праздник?
— Для меня и всего коллектива 1 сентября особенный праздник. По нашим подсчетам, в этом году на территории стадиона собралось более одной тысячи человек. И самое отрадное — на линейку приходят даже бабушки ребят, которые уже давно не учатся. С душевным трепетом относимся к этому мероприятию, готовим его всегда оригинально и интересно.
— Сейчас патриотическому воспитанию уделено значительное внимание. В вашей школе есть мемориальная доска. Вы считаете, это важно? Как воплощаете в жизнь?
— Сегодня говорят о том, что необходимо вернуть военно-патриотическое воспитание в школы, а из нашей школы оно не уходило. Мы традиционно проводим мероприятия в военно-патриотическом клубе «Витязи». В школе регулярно проходят мероприятия в честь Дней воинской славы, Дня воина-интернационалиста, месячники военно-патриотического воспитания с проведением военно-полевой игры «Зарница». Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание на уроках ОБЖ, истории, обществознания, литературы. Сегодня в школе принято в ряды «Юнармии» 60 учеников. Мы обновили мемориальную доску участнику боевых действий в Афганистане, нашему выпускнику Виктору Школину, погибшему при исполнении интернационального долга. Военно-патриотическое воспитание — одно из важнейших направлений в школе, позволяющее улучшить дисциплину, качество образования, позицию детей в отношении старшего поколения.
— Вы гордитесь своими успешными выпускниками, которым школа помогла раскрыть свои способности?
— Встает вопрос, кого можно считать успешными выпускниками. Для меня успешные выпускники — это те, кто получил образование, стал специалистом, достиг высоких результатов в своей деятельности. И в то же время я горжусь ребятами, учениками, которые не так хорошо учились, но работают в нашем городе или районе, построили дома, создали крепкие семьи. И за таких ребят вдвое больше гордости.
— Вы согласны, что любая профессия требует творческого подхода?
— Скажу о профессии учителя. Она требует творческого подхода и в то же время эта профессия требует таких качеств, как дисциплина, порядочность, уважение любой личности.
— Как Вы считаете, кто в школе — учителя или ученики — должны быть гибче друг к другу?
— В силу своей профессии учителя в школе должны быть намного мудрее, профессионально компетентны в отношениях с учащимися, раскрывать в учениках коммуникабельность, развивать лучшие качества.
— Можете назвать свою самую сильную сторону?
— Не каждый человек может сказать о своих слабых и сильных сторонах. В себе я хотел бы отметить, что если что-то запланировал, то стараюсь сделать это до конца.
— Правда ли, что сейчас дети совершенно другие, чем были 20-30 лет назад?
— Да, дети каждое время разные. И сегодня они другие — намного умнее, более приспособленные к современным условиям жизни. У многих детей высокий интеллект, хорошее воспитание, которое дают в семьях. Не верьте современному обывателю, что дети у нас плохие. Они также сочувствуют, идут на помощь, влюбляются, переживают.
— Какова Ваша позиция о том, кто должен воспитывать ребенка — школа или же только семья?
— В воспитании ребенка школа несет равноценную роль вместе с семьей. Конечно, в большей степени воспитанием должны заниматься родители. В школе ребенку надо доверять и с уважением относиться к нему.
— Школа, работа с детьми меняет человека? Какие, по Вашему мнению, качества главные для учителя?
— Думаю, меняет. Такой человек становится более внимательным и требовательным к детям, дисциплинированным, всесторонне развитой личностью. Многие учителя — творческие люди: поют, танцуют, сочиняют, пишут, рукодельничают, развиваются сами и развивают детей.
— Встречались ли в Вашей практике случаи так называемой педагогической запущенности детей? Что с этим нужно делать?
— Да, бывало. Встречаются такие случаи и всегда встречались. Детям, ученикам, семье необходимо помогать всевозможными способами. Сегодня таких случаев, таких учеников становится меньше, но они всегда будут.
— За годы работы удалось потрудиться рядом со многими коллегами…
— Я всегда испытываю глубокую признательность учителям, с которыми я работаю, и прежде всего учителям-ветеранам: Галине Георгиевне Аршинской, Раисе Дмитриевне Овечкиной, Тамаре Степановне Горбань. Ушедшим из жизни — Раисе Ивановне Усовой, Ольге Игоревне Носовой.
— Вам ученики дарят цветы?
— Да, бывает, дарят.
— Как Вы считаете, до какого возраста можно воспитывать человека?
— По моему мнению, всю жизнь можно воспитывать человека — самовоспитываться и получать уроки жизни. Возраст неограниченный. Хотя основы воспитания закладываются в раннем детстве, в семье.
— Насколько известно, Вы совмещаете основную работу с активной общественно-политической жизнью.
— Да. Веду общественную деятельность, являюсь депутатом Шилкинского городского совета.
— Какое решение в жизни Вам давалось труднее всего?
— Решения, связанные с судьбами других людей.
— Как Вы считаете, что такое счастье?
— Здоровье близких людей, семьи, людей, коллектива. Ну и возможность работать и отдыхать.
— Вы по-прежнему сохраняете приверженность к здоровому образу жизни и занимаетесь спортом?
— Стремлюсь больше заниматься физическим трудом, по возможности занимаюсь спортом, участвую в ветеранских турнирах по волейболу. Стараюсь заниматься физической культурой ежедневно, но не получается.
— Вы романтик или прагматик?
— Больше романтик, люблю помечтать.
— О чем Вы мечтаете?
— Улучшить жизнь в нашем городе, мечтаю построить пристройку к нашей школе, бассейн в городе.
— Верите ли Вы в любовь с первого взгляда?
— Да, верю. Влюбился в свою жену с первого взгляда.
— Вы сами готовите?
— Люблю готовить, но получается редко. Хорошо готовит жена.
— Насколько Вы активны в социальных сетях?
— Минимально. Соцсети для поддержки связи с одноклассниками, причем редко.
— Верите ли Вы в приметы?
— В традиционные приметы, которые присущи каждому человеку, верю. Остались приметы из занятий спортом, чисто водительские приметы. Конечно, стараюсь обходить такие ситуации стороной.
— Как отдыхаете летом?
— Очень люблю отдыхать на Байкале, бывали там всей семьей неоднократно. Отдыхаю на реке Шилке и других наших забайкальских реках и озерах. Увлекался туризмом, ходил со школьниками в походы.
— Спасибо за беседу. С профессиональным праздником Вас и педагогический коллектив школы № 51!
Беседовала
Людмила Михайлова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*