Что делать, если ребёнок оказался в трудной ситуации?

Важно помнить о том, что необходимо сохранять контакт со своим ребенком. Для этого нужно расспрашивать его о жизни, уважительно относиться к тому, что кажется ему важным и значимым.
Не начинайте общение с претензий, даже если он что-то сделал не так. Проявляйте к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Помните, что замечание, сделанное с порога, воспринимается ребенком негативно, тогда как замечание, озвученное в процессе общения, с большей вероятностью будет услышано.
Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», нотаций о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в Интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
С детьми необходимо говорить о перспективах в жизни. У подростков еще только формируется картина будущего. Узнайте, что ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогайте ему составить конкретный, реалистичный план действий. Можно и нужно говорить с ним на серьезные темы: что такое жизнь? В чем её смысл? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что ценно и важно. Говорите о том, что для вас имеет значение в жизни. Не бойтесь делиться собственным опытом и размышлениями. Дайте понять ребенку, что любой опыт важен, будь то опыт поражения или опыт в достижении успеха. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
Сделайте всё, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить его получать удовольствие от простых и доступных вещей: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — собственный пример родителей. Позитивное мироощущение родителей обязательно передастся ребенку и поможет ему справиться с неизбежно возникающими трудностями.
При разговоре важно ориентироваться на чувства ребенка. Так, например, если вы слышите: «Всё кажется таким безнадежным…», не стоит говорить: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе». Лучше сказать так: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас трудности, какую из них надо решить в первую очередь». Другой пример: «Всем было бы лучше без меня!» Ошибочно со стороны родителя отвечать: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом», необходимо сказать следующее: «Ты очень много значишь для меня и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»
Отметим, что существуют различные стили воспитания: гиперопека (чрезмерная забота о детях), гипоопека (попустительское отношение), демократический (учитываются интересы и мнения детей, принято уважительное отношение к ребенку) и авторитарный (дети обязаны беспрекословно подчиняться всем требованиям и приказам). Наиболее приемлемым стилем воспитания является демократический. По сравнению с этим стилем воспитания другие не являются гармоничными. Например, авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или агрессию, направленную на себя. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, нельзя жалеть времени на объяснение его целесообразности. Если же ребенок продолжает протестовать, то постараться вместе найти решение, устраивающее вас обоих.
Найти баланс между свободой и несвободой ребенка нелегко. В этом заключается искусство родительства. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что она может им пониматься как вседозволенность. Важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
Стоит помнить, что подростку очень важны родительская любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления. Подросток делает вид, что родители совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Важно разобраться, что стоит за внешней грубостью.
Если Вы понимаете, что по каким-то причинам вам не удается справиться с ситуацией, то необходимо вовремя обратиться к специалисту. В индивидуальной или семейной работе с психологом возможно освоение необходимых навыков, которые помогут родителям вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Г.Чиркова, С.Глазкова,
педагоги-психологи ГОУ Центр «Семья»
г.Чита

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*