Документальный фильм «Путь…». Экспедиция на Север

Колонна машин участников экспедиции на Север

Во время новогодних праздничных каникул в городском ДК для шилкинцев прошел встреченный аплодисментами показ нового документального фильма «Путь…», снятого читинской киностудией «Альтес».

Короткометражная лента рассказывает об организованной настоятелем Шилкинского Петро-Павловского храма протоиереем Александром Тылькевичем поездке на Север, в Каларский район Забайкалья. Участники экспедиции в составе прихожан православной церкви и волонтеров ежегодно выезжают в дальние северные селения, чтобы доставить по зимнику жителям тех мест — малочисленным тунгусским народностям — гуманитарный груз и выполнить социальную миссию православного проповедничества.
Как сообщил на встрече со зрителями отец Александр, премьера этого фильма уже состоялась в Москве, где с аншлагом прошли пять показов. В 24-минутный фильм с метафоричным названием «Путь…» документалисты сумели уложить повествование о непростом и сопряженном с риском для жизни трехнедельном походе общей протяженностью в 3000 километров. В роли рассказчика в ленте со своими размышлениями и комментариями выступает сам священник. Создатели короткометражки использовали такой художественный прием, когда видеосъемки активного действия с места события сменяются неспешной и проникновенной философской беседой, которую спустя время ведет батюшка уже в московской телестудии. За её панорамными окнами угадывается пейзаж мегаполиса. Эпического настроения рассказу добавляет дождь. Он не по-осеннему щедро омывает огромные окна, являя собой символ вероятного небесного одобрения и одновременно выражая тонкую светлую грусть. «Люди даже не знают, зачем они хотят зайти в храм и помолиться. Но что-то в глубинах души заставляет их проявлять один из пяти факторов человечности – религиозность», — негромко произносит во вступлении батюшка, и у зрителей от его проникновенных слов начинают бежать по коже мурашки…
…Февральским морозным утром прошлого года энтузиасты во главе с протоиереем выдвинулись из Шилки в поход в сторону Каренги колонной из двух машин. Один церковный автомобиль выполняет функцию походного храма в честь благоверного князя Александра Невского, он сделан из ЗиЛ ЗИС-121 и оборудован для работы на Севере: имеет автономное электричество, предпусковой подогреватель двигателя, может ехать до 800 километров без дозаправки, потому что, кроме газа и бензина, оснащен гидролизером, который с помощью солнца расщепляет воду на водород и кислород. Для второй машины путешествие стало первым дальним северным походом – она прежде служила походным храмом святителя Николая, но в одну из поездок перевернулась, оторвавшийся кунг не удалось поставить на место, и пришлось модернизировать ее основательно, поделился техническими подробностями батюшка. В машине оставили базу от ГАЗ-66, установили сверху старую «ГАЗель» и оборудовали бэтээровским двигателем. На каждом автомобиле смонтировали солнечные панели для обеспечения солнечной энергией. Они дают возможность в условиях Севера, где нет электричества, включать сварку и болгарку — крайне необходимые в дальней дороге и в работах при строительстве храма агрегаты.
Участникам похода хотелось посмотреть, как же там, на Северáх, — так у бывалых людей принято называть Север — живет народ. А народ не унывает, считает священник, руки не опускает. Хотя жить там без поддержки очень сложно. В Усть-Каренге осталось 157 человек, на Зеленом Озере — 50, в Среднем Каларе — около 30 жителей. Конечно, усугубляют ситуацию социальные болезни. Местному коренному населению, тунгусам, ороченам и эвенкам, нельзя употреблять алкоголь. Их народности сейчас очень сокращаются.
— Я понимаю, и после войны мы поднялись, когда мужиков было мало, и женщины выполняли огромную работу: все тянули, от пахоты до преподавательства. И страна поднялась. Я понимаю, что в любом моменте мы можем подняться, но ситуация на сегодняшний день непростая. Поэтому мы будем ходить на Северá. Мы будем продолжать поддерживать население, которое там осталось. Но, конечно, здесь нужны общие усилия.
В Усть-Каренге несколько лет назад построена церквушка, она возведена в виде восьмигранной гайки. Как говорит батюшка, «в общей каренгинской гармонии не хватало только храма, и такого вопроса вообще не стояло – строить или не строить. Однозначно строить!». Заводили храм лет пять, потихонечку, по венцам, по столбам. Потом привезли купол, все поставили руками. В тех местах ведь нет никаких кранов, агрегатов — ничего. Храм прошлой весной освятил владыка, архиерея доставили на Север самолетом. Теперь есть все для полноценного прихода, осталось только сохранить деревянное симпатичное здание. С появлением православного средоточия, надеется протоиерей, жизнь Каренги как-то изменится. «Благодаря Северу в нашем общении появились люди, совершенно не похожие на нас, с другим менталитетом. Люди, которые живут в условиях отсутствия электричества, телевизора, компьютера, интернета. Живут только лесом, человеческим общением и теперь вот молитвой. Представляете?!, — восклицает священник. В какую бы избу ни постучал, рассказывает зрителям отец Александр, первое, что слышит гость, когда ему здесь открывают дверь, — участливый вопрос: «Чем тебе подсобить?».
— Я даже не могу сказать, кому они важнее, эти экспедиции, — нам или людям, ради которых мы выходим, — размышляет вслух служитель церкви. — Изначально, конечно, цель в первую очередь миссионерская — рассказ о Христе, о Евангелии, Литургия, крещение, проповедь. Кроме того, мы собрали в колонну социальную службу, которая выполняла гуманитарную функцию доставки на Северá зимних вещей, продуктов, спичек, всего того, что нужно охотникам и местным жителям. Но другая из задач – обучение и проверка личного состава. Мирсановская казачья школа каждый раз в миссионерский поход дает двух-трех кадетов, и наши дети ходят вместе с нами. Тут, конечно, едут старшеклассники, которые на Северáх вместе с нами изучают географию не по картам, а в реальности. Чтобы не только полюбоваться картинками забайкальской зимы, но и проверить себя. Подходит ко мне один курсант и говорит: «Батюшка, возьмите меня тоже!». А мы неподготовленных людей не берем, человек должен быть не только спортивно подтянутый, но еще и по дисциплине отвечать каким-то требованиям. Но что-то внутри сказало: «Бери!». У нас с ним условие было такое: один скулёж – садим на первого встреченного оленя и отправляем обратно. Слёз никаких в дороге быть не должно. И даже когда парня отправили потом рубить дрова, а он по неосторожности рубанул себе по пальцу, то героически терпел, пока мы его забинтовывали. И вот уезжал он с нами маменькиным сынком, а через три недели вернулся настоящим мужиком. Его уже никто не называет Вовчиком, как раньше, все теперь называют Владимир.
По мнению Александра Тылькевича, фильм получился самым экстримным из того, что приходилось снимать. Поход был сложный, говорит он, страшнее его не было. Когда происходит экстремальная нештатная ситуация, и ты вместе с машиной неожиданно проваливаешься под лед, трудно снимать. И руководитель экспедиции, и каждый участник, включая оператора, были заняты спасением машины. Настоящий квест! За всю дорогу машины шесть раз (!) уходили под лед. Шесть раз, говорит священник, Господь был к ним милостив, и техника проваливалась так, что либо ее вовремя выдергивали, либо сумели на ней вовремя выехать.
— У нас были неправильно отрегулированы фары после ремонта, они светили чуть выше уровня дороги и не освещали, что вокруг происходит, — вспоминает драматичные моменты путешествия отец Александр. — Когда мы это поняли, оказалось, что справа чернота – вода и слева та же чернота и вода. И наверху, на небе, темным-темно, только шелест воды вокруг в этой тишине. Меня спросили: «Батюшка, вам не страшно?». Я понимал, что под нами вода, и мы просто не видим, куда едем, ориентируемся только по приборам. Как руководитель экспедиции я не мог проявить страх. Тогда вместо ответа я просто замолчал минут на десять. Когда «кипят» реки, образуются новые трещины, оттуда фонтаны бьют, заливают огромные пространства. А пространство залилось, сверху подмерзло, и кажется, что оно ровное. А на самом деле ты заехал и ушел в пустолед. Это то самое время, когда даже если ты проваливаешься, то ты все равно внизу на что-то упираешься.
Для многих людей, которые ходили с ними в северные экспедиции, характерно изменение сознания, убежден священник. «Человек входил туда как турист, а вышел как боец, — говорит отец Александр. – Есть выражение «Я бы с ним в разведку пошел». Так вот, в нашей экспедиции каждый отдельно взятый человек – это человек, с которым бы я в разведку пошел. Думаю, наша отдельная цель и задача – формировать в людях мужественность, способность жертвовать, участвовать в каких-то мероприятиях, которые связаны с тяготами и сложностями, и, возможно, даже с риском. Но способность двигаться в ту сторону, она делает человека Человеком с большой буквы».
В фильме прозвучала ода Забайкальскому краю, его природе, которой нельзя не очароваться. Никакой фотоаппарат и другая аппаратура, уверен батюшка, не могут передать то, что видит глаз. Даже зимой, когда скудная растительность и только голые камни видны, картина открывается невероятная. «Она не передаваема. Мы снимали, мы летали, мы смотрели с неба на наши скалы, на нашу воду, на наш песок. Только одно это доставляет огроменное эстетическое удовольствие. У нас есть Кодар с Удоканом, горы и степи, леса, пески. С какого ракурса ни посмотри на Забайкалье, найдешь красоту в каждом временном отрезке года. Собственные красоты и краски, каких не встретишь нигде!», — восхищается рассказчик.
— На нынешний год запланировано две экспедиции, — поделился планами отец Александр. — Первую, если Господь управит, мы собираемся совершить в сентябре по большой воде. Хотим пройти по Романовке, по Витиму, по Каренге до Тунгокочена. Мы должны пройти кругом, доставить гуманитарку, совершить богослужение и сплавом уйти по Нерче, затем подняться по Шилке. Вот такой крестный сплав должен получиться. Зимняя экспедиция в начале февраля будет проходить с телегами, с гуманитаркой, продуктами. Она будет не только миссионерской, но опять и социальной. Нам предстоит вывести зимой очень много продуктов. В другое время ни на лодках, ни на вездеходах гусеничных, ни на самолетах столько груза туда не доставить. Будем заезжать в пески, дойдем почти до Кодара, потом до Якутии и хотим обратно вернуться по старой зэковской дороге, по которой через Тупик гоняли грузы и зэков на Мраморное ущелье, где на рубеже 40-х и 50-х годов добывали уран.
…Такой вот вышел фильм про северный поход. По большому счету, он не только про экспедицию. Он про нас, таких разных жителей нашей страны. И про саму нашу огромную Родину.
Ольга Терещук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*