Степан Жиряков: «Пришло наше время»

В конце января во Владивостоке пройдет Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, на который съедутся высокие государственные деятели и главы парламентов из 27 стран АТР. Как оценивает такое внимание к востоку России власти Забайкалья? Какими видят предстоящие перемены и готовы ли к ним первые лица региона? интервью на эту тему Председатель Законодательного Собрания края, руководитель забайкальских единоросов Степан Жиряков дал «Парламентской газете на Дальнем Востоке».

 

— Степан Михайлович, планы развития Забайкалья и Дальнего Востока получили статус общегосударственных задач. Как в этом контексте ощущает себя Забайкальский край?

Я бы сказал, что мы находимся в ожидании больших и долгожданных перемен. Последовательное проведение в 2012 году таких важных мероприятий, как саммит АТЭС, Президиум Госсовета по развитию Забайкалья и Дальнего Востока, наконец, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, который пройдет во Владивостоке 27-31 января нынешнего года и который призван обеспечить законодательное обеспечение озвученных предложений и инициатив, лично я оцениваю как реальное начало движения «на восток». Пришло наше время — время восточных регионов страны.  К сожалению, предыдущие федеральные программы, на которые мы тоже крепко надеялись, были выполнены всего на 20-40 процентов. Теперь же на смену точечным решениям приходит комплексная, по-настоящему государственная стратегия. Это не может не радовать.

 

— Подготовлена ли законодательная база региона к большим переменам?

Однозначно, да. Еще в 2010 году мы приняли специальный закон, в котором стратегические направления развития Забайкальского края прописаны основательно и на долгосрочный период, до 2025 года. В числе главных направлений — повышение качества жизни населения за счет экономического роста, которого предполагается достичь путем развития горнорудного, транспортного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии, инфраструктурного развития, а также инновационной системы. Еще один действующий в крае документ стратегического планирования, который формирует, увязывает по срокам, определяет финансовые, трудовые и материальные ресурсы, — это Программа социально-экономического развития Забайкальского края, рассчитанная до 2014 года. Документ этот, без преувеличения, новаторский: в нем впервые использован метод экономического зонирования в целях оптимального выбора для муниципальных образований. То есть районы и городские округа условно объединены в укрупненные экономические территории, отражающие главные различия в факторах их экономического роста. Таких территорий три: приграничного периметра, транспортно-инфраструктурного пояса и развития севера Забайкальского края.

 

— За счет чего Вы видите развитие на этих территориях?

— В документе определены 10 зон опережающего развития, в том числе шесть зон федерального и четыре — регионального уровня значимости. К первым относятся Юго-Восточный и Чарский территориальные горно-металлургические комплексы, торгово-промышленная зона в приграничном пос. Забайкальск, зона развития деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, а также туристско-рекреационная зона «Алханай». На региональном уровне в отдельную зону выделена агломерация на основе города Читы как столицы края и прилегающих населенных пунктов, промышленная зона в пос. Могойтуй, сельскохозяйственная производственно-перерабатывающая зона в Агинском Бурятском округе и Приаргунская сельскохозяйственная зона по производству зерна, кормов, развитию животноводства. Территории, которые я назвал, относятся к южной, юго-восточной и северной частям Забайкальского края, располагаются они преимущественно вдоль существующих и строящихся транспортных магистралей, а значит, обоснованно обладают полноценными возможностями для развития.

 

А чем эти зоны могут быть интересны, например, инвесторам?

— Над созданием этого интереса мы работаем постоянно, и, на мой взгляд, сегодня в крае сформировано не только достаточно привлекательное, динамичное, но где-то и уникальное инвестиционное законодательство, которое обеспечивает инвесторам защиту прав и льготный налоговый режим. В дополнение к действующим базовым законам «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», «О государственно-частном партнерстве», «О промышленных парках Забайкальского края», «О снижении ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Забайкальского края», принят закон  «Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам», утверждена краевая программа создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Забайкальского края на 2011-2015 годы, сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, призванных обеспечить на территории края реализацию Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Наконец, буквально с января 2013 года вступил в силу новый краевой закон, который впервые гарантировал господдержку иностранным инвесторам. Я убежден, что созданное правовое поле не только привлечет в регион новые инвестиционные ресурсы, но и поможет уменьшить нашу пресловутую сырьевую зависимость.

 

Степан Михайлович, какой экономический эффект дают принятые  законы?

В последние 2 года мы отмечаем динамику роста инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2010 годом объем инвестиций 2011 года за счет всех источников финансирования превысил 51, 5 млрд. рублей – рост составил 3,2%. По итогам 2012 года инвестиционный показатель должен приблизиться к 60 млрд. рублей, что составит уже около 7,5% к уровню предыдущего года. Тенденция роста стабильная, но хотелось бы, конечно, большего. Так же, как и во всем реальном секторе экономики. За период с 2008 по 2011 годы объем валового регионального продукта увеличился на 19,3 %, объем промышленного производства – на 8,7 %. Самый солидный «привес» краю традиционно дала добыча полезных ископаемых, здесь рост на уровне 25 %. Как вы понимаете, эти показатели тоже стали возможными во многом благодаря адекватному законодательному сопровождению. В целях поддержки реального сектора экономики в крае принят ряд законов, позволяющих оказывать государственную поддержку экономически значимым предприятиям: «О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности», «О региональной промышленной политике в Забайкальском крае», «О промышленных парках», «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае» и другие. Я очень надеюсь, что перемены, начавшиеся в отношении восточных регионов, позволят нам в ближайшей перспективе на полную мощность «раскрутить» принятые законы и ощутить от их действия более серьезный экономический толчок. И если для этого понадобится расширять, корректировать нормы регионального законодательства, мы готовы впрячься в эту работу, что называется, засучив рукава… Это нужно для того, чтобы на новом историческом витке освоения восточных рубежей России Забайкалье заняло не только свое достойное место в этом процессе, но и стало полноценным участником всех государственных программ, где речь будет идти о развитии нашей территории.

 

Вы упомянули краевой закон «О частно-государственном партнерстве».  Этот формат взаимодействия власти и крупного бизнеса новый для России. Как Вы оцениваете забайкальский опыт такого партнерства?

Для нашего края частно-государственное партнерство — это реализация инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». В свое время, на стадии объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, этот проект был наделен ответственным статусом главного вектора развития Забайкалья. Экономический кризис 2009 года, глубокие внутренние проблемы  компании-инвестора «Норильский никель», а также ряд других нюансов привели к серьезной корректировке проекта. В результате срок его реализации увеличен до 2016 года, а сметная стоимость уменьшена на 38% —  теперь это 105 миллиардов рублей, а не 170, как ожидалось. Протяженность железнодорожной линии составила 226 километров вместо 375. Фактически речь шла не о строительстве новой железной дороги Нарын — Лугокан, а ее участка: станция Нарын 1(Борзя) — Александровский завод — Бугдаин — Газимурский завод. При этом  изменились и доли инвесторов в реализацию проекта. Если первоначально Инвестиционный фонд РФ должен был профинансировать 68% стоимости строительства железной дороги, то впоследствии эта цифра подросла до 75%. То есть львиную долю финансовой нагрузки  приняло на себя государство.

К началу 2010 года генеральным подрядчиком — корпорацией «Ижтрансстрой» — было построено 130 километров дороги до станции Александровский Завод. В июне 2012 года открыто рабочее движение до Газимурского Завода. Таким образом, заложена  инфраструктурная основа для последующего масштабного освоения полиметаллических месторождений. Следующая задача проекта – завершить строительство железнодорожной трассы и возвести на одноименных месторождениях  Быстринский и Бугдаинский горно-обогатительные комбинаты. Назад дороги нет! Поэтому наш, забайкальский опыт частно-государственного партнерства он хоть и трудный, но, без сомнения, успешный! Сохраняется за проектом и статус «локомотива» развития края: еще на стадии проведения геолого-разведочных работ для пяти ГОКов, которые планировалось строить изначально, мы  получили  хорошие результаты еще по нескольким месторождениям. Это Савкинское и Наседкинское, рудные площади Уронайская, Курунзулаевская, Сретенская… Сегодня на Савкинском месторождении в Нерчинско-Заводском районе уже работает золоторудное предприятие «Ильдиканзолото», на Наседкинском месторождении в Могочинском районе ООО «Дальневосточная компания цветных металлов» проектирует строительство горно-перерабатывающего комплекса.  Все это — гарантия дополнительных поступлений в казну, новые рабочие места, улучшение жизни в муниципалитетах. Такой вот «побочный» эффект. И это не говоря о Быстринском и Бугдаинском предприятиях, которые максимум через 5 лет, при нормальном течении событий, должны обеспечить краю сбалансированный бюджет.

 

Степан Михайлович, альтернативные «локомотивы» у экономики Забайкалья есть?

Безусловно.  Например, агропромышленный комплекс. Как системообразующий сектор экономики края, он всегда был и остается объектом повышенного внимания законодателей. Для восстановления и развития регионального агропрома принят целый пакет новых для края законов. Например, «О племенном животноводстве», «О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений», «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края», о государственной поддержке заготовительной деятельности, развития личных подсобных хозяйств и садоводческих объединений.  Особенно приятно отметить, что разработчиками большей части аграрных законов выступили мои коллеги-депутаты. Экономическая отдача есть: объем производства продукции сельского хозяйства, несмотря на суровые климатические условия,  имеет устойчивую положительную динамику. Но на фоне прогрессивного вроде бы законодательства беспокоит другое: сумеют ли наши аграрии адаптироваться к жестким условиям членства России в ВТО? Надеюсь, что на Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме этим вопросам тоже будет уделено внимание.

 

— А какие законодательные решения Вы могли бы выделить в социальной сфере?

Скажу лишь, что с начала работы депутатов нынешнего созыва краевым парламентом принято 168 законов социальной тематики – почти четверть всех документов. Одно из последних решений связано, например, с увеличением зарплат бюджетникам, причем даже не столько учителям и медикам, сколько работникам культуры, воспитателям детских садов. В этой сфере оплата труда у нас самая низкая. При принятии бюджета края на 2013 год расходы на повышение зарплаты предусмотрены нами по абсолютно всем категориям бюджетников. Повышение составит от 30% до 216% по различным категориям. В бюджет заложено также увеличение стипендий и социальных выплат на 5,5%. С 1 июня начнутся единовременные денежные выплаты многодетным семьям – это совершенно новые расходы, раньше у нас таких выплат не было.

При этом должен подчеркнуть, что в целом на заработную плату край потратит 16,5 миллиардов рублей. Это — 43% всех расходов, и как раз это обстоятельство уже не радует, а изрядно тревожит, ведь мы тратим на зарплату почти половину всех доходов! Учитывая, что Президент поставил задачу к 2018 году довести зарплату бюджетников до средней по экономике – а это 42,5 тыс. рублей – нам предстоит постоянно повышать расходы на эти цели. Вынужден констатировать, что без финансовой поддержки федерального центра мы не в состоянии обеспечить в полной мере даже реализацию полномочий, переданных сегодня на региональный уровень. Фактически при юридическом равенстве субъектов Российской Федерации мы наблюдаем очевидное неравенство в уровне жизни населения. Ведь, согласитесь,  жизнь человека в Забайкалье и, например, в Подмосковье — это два разных качества жизни. Одни свой путь в школу или больницу измеряют десятками километров даже не дорог, а направлений, а другие всего несколькими минутами ходьбы. Корень проблемы – в кривых межбюджетных отношениях. Законодательное Собрание Забайкальского края неоднократно, на разных уровнях заявляло о том, что стране необходима реконструкция межбюджетной системы, закрепление дополнительных доходных источников за региональными и местными бюджетами. Очень хочется надеяться, что  государство и здесь примет правильный, восточный вектор. В противном случае вывести Забайкалье и Дальний Восток в экономические лидеры будет просто нереально.

Подготовила Анна Беседина

 

***

 

Врезка: С.М.Жиряков: «На смену точечным решениям приходит комплексная, по-настоящему государственная стратегия»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*