В Усть-Ножовой готовятся к встрече Сагаалгана

Дарима Жигмитова хранит не только традиции и рецепты, но и традиционные наряды бурят. Фото: личный архив Даримы Жигмитовой

В этом году отмечать главный буддийский праздник — Сагаалган начнут с 10 февраля. Уже не первый год на территории Забайкальского края первый день Белого месяца является официальным выходным днем.

На территории Шилкинского района основным местом проведения торжеств по случаю празднования Цаган Сара традиционно является село Усть-Ножовая.
Численность населения в селе уже, конечно, не такая большая, как раньше, но оно живет: создаются новые семьи, сельчане ведут подсобное хозяйство, работает начальная школа, появилась мобильная связь, в этом году даже запланирован ремонт здания местного сельского клуба… Надо сказать, что в селе проживают и буряты, и русские, поэтому там жители отмечают как христианские праздники, так и буддийские, как, например, Сагаалган.
О том, как представители бурятской национальности готовятся к своему главному празднику года, как его проводят, а также о том, удается ли в семье соблюдать традиции своего народа, мы поговорили с местными жительницами — Евгенией Мункуевой и Даримой Жигмитовой.


Евгения Балдановна Мункуева родилась в с. Боржигантай Могойтуйского района. Выросла в многодетной семье Балдана Жамсарановича Мункуева и Валентины Галсановны Немаевой. «Родители мои всю жизнь чабанили, держали большое хозяйство. Дети, а нас шесть человек, с детства были приучены к труду, всегда помогали отцу и матери. В нашей семье всегда придерживались традиций. Большой богатый стол накрывали на Сагаалган. Сейчас родителей уже нет, но мы стараемся делать все так, как они учили», — делится своими воспоминаниями Евгения Мункуева.
В 1981 году семья Мункуевых переехала в село Усть-Ножовая Шилкинского района. В 2011 году Евгения вышла замуж за местного жителя Эдуарда Жундуева. В семье подрастает сын Витя, нынче пойдет в первый класс. Муж работает на вахте. Кроме этого, супруги держат подсобное хозяйство, что является хорошим подспорьем для семьи. Сама Евгения Балдановна уже больше 10 лет работает культорганизатором в местном клубе.
«В нашей семье все сообща. Стараемся соблюдать наши традиции. Все, как родители учили. Сагаалган — большой праздник, и готовиться к нему надо заранее. Надо в доме, конечно, убраться, чтобы чисто было, избавиться от всего старого. В этот день надо рано встать, мы в пять утра уже печку растапливаем», — рассказывает Евгения Мункуева.


Старается соблюдать бурятские традиции со своей семьей и Дарима Жигмитова — коллега Евгении.
Дарима Петровна Жигмитова родилась на территории Шилкинского района в с. Новое. «Мама моя Жигзима Балданова 1930 г.р., труженица тыла. Родила и воспитала шестерых детей. Она много работала, держали хозяйство. Моя мама дожила до 90 лет. Всегда старалась придерживаться бурятских традиций и нас научила», — с большой теплотой и любовью Дарима рассказывает о своей матери. В 1982 году семья переехала в Усть-Ножовую.
Дарима вышла замуж за местного жителя Виктора Жигжитовича Жигмитова. Супруги держат подсобное хозяйство. Муж работает на вахте, а сама Дарима уже 12 лет трудится библиотекарем в местной библиотеке. Несколько лет назад она вполне успешно окончила Забайкальское краевое училище культуры (техникум), став дипломированным специалистом. Кроме этого, Дарима является у себя в селе еще и председателем участковой избирательной комиссии.
В дружной семье Жигмитовых родилось двое детей — две дочери. Они сейчас уже взрослые, живут отдельно. В селе не остались: одна дочь живет в Чите, другая — в Улан-Удэ. Старшая дочь Жигмитовых — многодетная мама, у нее трое детей.
О том, как принято встречать Сагаалган в их семье, Дарима подробно рассказала мне в ходе нашей беседы. Итак, перед праздником обязательно нужно съездить в дацан, заказать молебен, чтобы в семье все было благополучно. «Там у астролога смотрим, что нас ждет, какой год для нас будет. Всей семьей ехать совсем не обязательно, может кто-то один съездить. Мы с мужем раньше ездили в Цугольский дацан, теперь вот дети узнают все нам. Еще там проходит обряд Дугжууба — обряд очищения проводят перед праздником. Мой муж несколько раз уже ездил на такой обряд», — отмечает моя собеседница.
Сагаалган наступает сразу с восходом солнца. Нужно встать пораньше, а лучше вообще не спать эту ночь. Есть поверье, что на рассвете богиня Балдан Лхамо облетает землю и благословляет тех, кто приветствует её, кто не спит в этот момент. Обязательно в честь праздника нужно сделать подношение богам. «Это подношение должен делать именно тот, кто является хозяином в доме. Нужно поставить тарелку с белой пищей — девять слоев сладостей (печенье, пряники, конфеты, сахар, а сверху обязательно масло). Еще ставим кусок мяса от грудинки, который должен простоять три дня. Также чай и молоко. Лампадку обязательно зажигаем. Так мама моя делала, и мы теперь тоже так делаем», — подчеркнула Дарима Петровна. Еще один важный ритуал упомянули супруги Жигмитовы во время разговора: рано утром, когда еще темновато, хозяин должен выйти на улицу и в ограде дома разбрызгать по очереди водку, чай и молоко во все стороны света, а также в печку. Это делается для того, чтобы в семье было все благополучно.
Сагаалган — это большое, прежде всего, семейное торжество, во время которого принято угощать родных и близких «белой пищей» — молочными продуктами, мясными блюдами. Среди традиционных бурятских блюд, которые ставят наши хозяйки на праздничный стол, можно отметить молоко, творог, а также буузы, хээр — мясо с шейного позвонка, сваренное в бульоне, арса — национальный молочный напиток, боовы — выпечка (как русский хворост, но только мягкий), урма — еще одно национальное лакомство и другие.
На Сагаалган принято ходить в гости и принимать гостей у себя. «Если гость пришел к тебе в дом, ему нужно обязательно что-то подарить, ну, конечно, и чаем напоить», — уточняет Дарима Жигмитова. А Евгения Мункуева, в свою очередь, добавляет: «Обязательно надо родственников посетить, особенно тех, кто старший в семье, поздравить с праздником. Среди подарков дарят чаще всего полотенца, чай, деньги, ребятишкам — сладости». Надо отметить, что старейшинам или уважаемым людям необходимо подарить еще один важный подарок — хадак — шелковый шарфик, чаще всего, синего цвета. Это символ гостеприимства. Его преподносят человеку в знак почтения и уважения.
Празднование Сагаалгана включает в себя не только посещение дацанов, встречи с родственниками, но и народные гуляния с танцами, песнями, национальными играми. Каждый год жители села собираются в местном клубе на концерт в честь праздника Белого месяца. Этот год — не исключение. Усть-ножовцы с большим нетерпением ждут гостей из Ононского и Шилки. 10 февраля специалисты межпоселенческого культурно-досугового центра подарят жителям свои творческие номера и искренние поздравления с наступившим праздником, а также по сложившейся традиции все вместе станцуют бурятский танец — ёхор.
Много дел и суеты сейчас у всех перед праздником: надо навести порядок и чистоту в доме, посетить дацан, приготовить лакомства на стол, закупить подарки. Надо сказать, что предпраздничная суета не мешает усть-ножовцам делать и доброе дело — помогать участникам СВО. Жители села собираются в местном клубе и плетут маскировочную сеть для наших бойцов. До этого они всем селом собирали деньги. Сумма тогда получилась хорошая, все собранные средства были отправлены нашим бойцам в зону проведения СВО. Стремление помочь тем, кому сейчас это необходимо, протянуть руку помощи — важное человеческое качество, которое объединяет и бурят, и русских.
Дарима Жигмитова и Евгения Мункуева в честь наступления праздника Белого месяца всем своим родным, близким, односельчанам, жителям Шилкинского района желают крепкого здоровья, мира, благополучия и процветания! Мы, со своей стороны, поздравляем всех представителей бурятской национальности с их главным праздником — Сагаалганом, а Дариму и Евгению благодарим за сотрудничество.
Пусть этот год принесет счастье в каждый дом!
Виктория Бородина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*