
Нина Алексеевна Туранова родилась 2 февраля 1938 года в с. Кыэкен Шилкинского района. Отец Нины — Алексей 1914 года рождения, был крестьянином, сыном казака. Колхозов и совхозов тогда не было, и работа на земле была обычным делом для всех жителей забайкальской глубинки, да, наверное, всей дореволюционной страны.
Когда началась война, отца сразу забрали на фронт, он был шофёром. Мама осталась одна с тремя детьми, но еще был жив дедушка — потомственный казак. Дед помогал косить сено, рубил дрова в лесу. Бабушка была уже старенькая, но всё равно старалась помочь с детьми маме Нины. Брат Миша был на три года старше Нины. И он стал главным помощником в семье; по сути, он заменил отца. Еще был маленький брат Петя. Когда отца забрали на фронт, ему не было и месяца. В 4 года Нина была уже помощницей матери, которая рано утром уходила на работу, с малышом оставалась девочка. Однажды это чуть не закончилось трагедией. Брат Петя провалился между топчаном и стеной, маленькая девочка никак не могла его вытащить. Что было сил, она бежала на мельницу, где мама работала, с криком: «Мама, пойдём быстрее, там Петя повесился…». Мама сама не помнила, как прибежала и помогла сыну, который уже терял сознание. Малыша удалось спасти.
«Голод был страшный, — вспоминает Нина Алексеевна. — Зимой сидели на русской печи, нечего было надеть. Мама печку натопит, мы залезем наверх и сидим, там было теплее. К тому же очень хотелось кушать. Хоть в хозяйстве была корова, а молока не хватало на всех. Но всё-таки благодаря ей и выжили. Ждали, когда наступит весна. Как только на полях появлялась первая зелень, дети бежали собирать мангыр, чеснок, кислицу. Когда появлялись грибы в лесу, вставали ранним утром и бежали в лес, чтобы кто-нибудь не опередил. Мама отваривала грибы в рассоле, а потом обжаривала, и мы ели. В один год даже картошка не уродилась. Если раньше копали мерзлую картошку на полях, то в этот год даже мёрзлой не было. Всю войну отец провоевал на передовой. Когда у других сельчан начали после войны возвращаться с фронта отцы, наш отец вернулся почти последним. Мы плакали, ждали его каждый день, а его всё не было и не было».
Как помнит тогда маленькая Нина, отец вернулся в конце ноября или начале декабря 1945 года. Он доехал до станции Шилка. Так как транспорта в то время никакого не было, отец пошёл пешком из Шилки до села Кыэкен. Стояли уже крепкие морозы, и расстояние было немаленькое, почти 60 километров по бездорожью. Когда он добрался до родного дома, весь обморозился, особенно уши. Шапки тёплой у отца не было, вместо неё летняя фуражка и шинель. Нина Алексеевна помнит, как отец пришёл домой поздно вечером весь в снегу: «Мы вскочили с постели и бросились к отцу, нашей радости не было предела. На улице стоял мороз 50 градусов, но отец всё-таки дошёл до родной деревни, не замёрз».
После окончания войны жизнь не стала лучше, колхоз ничем не помогал сельчанам. Все выживали, как могли. Отец Нины устроился работать кузнецом в колхоз, ремонтировал старую технику, которой было очень мало. В основном сельчане работали на лошадях и быках. Прожили до 1948 года в селе и решили переехать в Нижний Стан, так как брат Миша окончил 4 класс, а в Кыэкене учителей не было. А в Нижнем Стане было 7 классов в школе. Нине исполнилось 9 лет и она до сих пор не училась. В 1 класс пошла только на новом месте. Школа была старенькая, учителей не хватало, но всё же какие-то знания детям давали. Папа сшил из старой овчины ичиги, девочка надела их, и отец сказал: «Ну, доча, пляши». Нина была счастлива: «Папочка, я теперь обутая». Отец произнес: «Ну ничего, дочь, вот заживём еще лучше, тебе сапожки справим». Мама смастерила дочери фуфайку из старой куртки, и в такой одежде Нина пошла в школу. На занятия не всегда приходилось ходить, в сильные морозы сидели дома. Школу девочка все-таки окончила, несмотря на холод и голод. В школе столовой не было, после уроков бежали домой в надежде хоть что-то поесть.
Замуж девушка вышла рано. Муж Николай Туранов был на 11 лет старше. Переехали в Шилку, устроилась работать на железную дорогу. Приходилось принимать и обслуживать за смену по 55 вагонов. Молодая семья купила в Шилке небольшой старенький домик. Уже спустя несколько лет построили большой дом, за лето вдвоём залили стены. А потом уже доделывали, штукатурили и благоустраивали. 66 лет супруги Турановы прожили в большой любви. Ни разу за всю жизнь Нина Алексеевна не услышала от мужа грубого слова. Родились сын и дочка. Некоторое время Нина Алексеевна работала в швейном цехе, но зарплата была очень маленькая, а детей нужно учить, обувать и одевать. Пошла работать в депо помощником кузнеца. Муж Николай работал рядом кузнецом. Работа была очень тяжёлая, не женская. Мужчинам-то было тяжело, не говоря о хрупкой женщине. Нужно было поднимать и нажимать на рычаг молота с большой силой. «Я была здоровая и физически сильная. Все удивлялись, сколько же силы у меня. Я была дюжая и муж тоже», — вспоминает Нина Алексеевна.
Муж Нины Николай Афанасьевич Туранов родился в большой семье в 1926 году, где было шесть ребятишек. Отца забрали на фронт. Николай остался за старшего в семье, помогал матери растить всех младших братьев и сестер.
Старшая сестра Николая сбежала на фронт и работала телеграфисткой, её неоднократно забрасывали в тыл к немцам. Награждена медалями и орденами. После войны приезжала в гости, рассказывала, как воевала в тылу врага.
Николай Туранов совсем мальчишкой, в 16 лет, пошел работать осмотрщиком вагонов на парке, работал по 12 часов в сутки, неделю в день, неделю в ночь. Организм был молодой и крепкий, парень еще дома матери помогал. Николай был награжден медалью «За доблестный труд в годы ВОВ». После войны работал в локомотивном депо почти 30 лет, а потом перешёл в кузнечный цех. Был очень сильным, поднимал и ковал раскалённые болванки под 100 кг весом. Молоты были на 250, 500 килограммов. Николай Афанасьевич — ветеран труда, ветеран тыла, передовик производства.
Нина Алексеевна и Николай Афанасьевич прожили вместе долгую и счастливую жизнь. У них родились сын и дочка. Дочка Вера всю жизнь проработала детской медсестрой. Сын Александр окончил технический вуз, работал на станции техосмотра автомобилей, а затем стал, как и родители, кузнецом. У супружеской пары много внуков и правнуков, достойных продолжателей славной династии семьи Турановых. Николай Афанасьевич после болезни ушёл из жизни.
Желаем Нине Алексеевне здоровья и хотим сказать ей огромное спасибо за её доброту, жизненную стойкость. Она настоящая русская женщина, является примером для многих поколений.
Полина Номоконова,
Светлана Иванова,
сотрудники Шилкинской
центральной библиотеки
Фото: личный архив Н.А. Турановой