13 марта в Шилке работал исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Забайкалья Алексей Гончаров, который провел совещание с руководителями коммунальных служб и пообщался с главами поселений, руководством железнодорожных предприятий и жителями.
Вице-премьер отвечает за деятельность Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта, Министерства ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи, Минприроды (в части обращения с ТКО и общераспространенными полезными ископаемыми). Корреспондент «ШП» попросила его об интервью, в ходе которого задала вопросы по наиболее животрепещущим темам.
Корр.: — Алексей Николаевич, начну с актуального: сейчас идет защита смет на подготовку к новому отопительному сезону 2024-2025 гг. Насколько известно, специалистами Шилкинского района запрашивалась одна сумма на подготовку — порядка 33 млн рублей, а предварительно одобрено меньше. Есть понимание сейчас, какие в итоге средства получит на подготовку к осенне-зимнему периоду Шилкинский район, и почему не удается выделить все необходимые средства?
Алексей Гончаров: — Мы сейчас проанализируем, что в эту сумму заложено, эти затраты должны быть эффективны, чтобы аварий не было. Условно те деньги, которые вкладываются, должны приносить какую-то пользу гражданам. Проанализируем, и деньги, которые необходимы, мы выделим. Нужно понять приоритеты этих затрат. Я уверен, что в Шилкинском районе просчитали все, что было нужно, поэтому, думаю, мы эти деньги найдем.
Корр.: — Планируется ли смена концессионера в сфере ЖКХ по Шилке и ряду населенных пунктов?
А.Г.: — Я бы сказал, планируется выбор той модели, которая позволит жилищно-коммунальному комплексу: а это и теплоснабжение, и водоснабжение, и водоотведение — нормально развиваться. На сегодняшний день в существующей модели развитие невозможно. Существует большая закредитованность ЗабТЭКа, дезорганизация работы в различных направлениях – соответственно мы выбираем ту модель, при которой управление будет эффективно. По поручению губернатора у нас задача сделать это в кратчайшие сроки, поскольку скоро начинается подготовка к отопительному сезону 2024-2025 годов. Мы каждый год увеличиваем выпадающие доходы, но основной материально-технический комплекс при этом не модернизируется, а приходит в упадок. Складывается ощущение, что мы недофинансируем отрасль, но это не так, мы средства вкладываем, но эффекта не видим.
Корр.: — Чему должен отдаваться приоритет при финансировании системы ЖКХ: водоотведению, тепло- или водоснабжению, поскольку в каждом пункте сейчас существуют проблемы, износ теплосетей, 100-процентный износ очистных сооружений?
А.Г.: — Если модернизируешь систему водоснабжения, то нужно модернизировать и водоотведение. Это параллельные вопросы, но мы будем смотреть, в каком состоянии та или иная сфера, где максимально оперативно нужно осуществлять мероприятия, туда и идем. Это однозначно. Но что касается системного подхода, это уже должны быть такие концессионные соглашения, которые предусматривают модернизацию жилищно-коммунального комплекса. Грамотно должны быть определены эти мероприятия, за какой период они должны быть выполнены и должны быть вложены в концессионные соглашения, где закреплены подписями правительства Забайкальского края, муниципального образования и концессионера. Очень важная роль в этом всем у Службы по тарифам.
Корр.: — Успеем ли мы это все сделать до начала ремонтных работ на новый отопительный сезон?
А.Г.: — Все мероприятия, которые необходимы, чтобы пройти отопительный сезон, будут выполнены. Но в новый 2025 год мы должны уже зайти с концессионным соглашением и с мероприятиями долгосрочного характера, инвестиционными мероприятиями: перекладка сетей, модернизация источников теплоснабжения – котельных, нужны новые схемы ресурсоснабжения.
Корр.: — Строится котельная в Первомайском. Расскажите, на каком этапе находится строительство?
А.Г.: — Согласно посуточному графику реализации работ они должны строительные работы завершить 31 марта. Затем идут пуско-наладка и запуск котельной.
Корр.: — В Шилке и Первомайском нужно капитальное строительство новых очистных сооружений. Какое видение в решении этого вопроса, есть ли какие-то программы, где мы можем получить финансирование, что-то наподобие программы «Чистая вода»? Наша река Шилка впадает в Амур. Может, на уровне Дальневосточного федерального округа можно найти источники финансирования?
А.Г.: — Мы однозначно пойдем за федеральными средствами. Мы работаем в рамках государственной программы Забайкальского края «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Мало того, по инициативе Забайкальского края в Российской Федерации такая программа вообще была принята. Она была частично секвестирована и в этом году, выделено более 460 млн рублей на все Забайкалье. Этого нам, естественно, недостаточно, нам ежегодно нужно 3 млрд рублей на ее реализацию. И мы, естественно, этого тоже будем добиваться. В этом плане концессионные соглашения позволяют это финансирование растянуть во времени.
Корр.: — То есть в федеральном правительстве сейчас есть понимание, какие огромные затраты нужны Забайкалью?
А.Г.: — Понимают и не только про Забайкалье, но и по всей стране. Будем смотреть, как наши нужды сформировать так, чтобы они были системными.
Корр.: — От сферы ЖКХ перейдем к дорожному хозяйству. Насколько я знаю, в правительстве есть информация, подготовленная специалистами Шилкинского района, об актуальных проблемах участков подъездных дорог регионального значения к населенным пунктам района. Определены ли уже размеры финансовых средств на реализацию дорожных работ?
А.Г.: — Мы работу эту только начали, информацию уже получили и не только по дорогам регионального значения, но и по дорогам, требующим первоочередного внимания, внутри поселений. Эту программу по региональным дорогам мы защитили, проводим торги. Сейчас продумываем долгосрочную программу, в рамках которой мы сможем дофинансировать в том числе и местные дороги, и региональные, которые соединяют населенные пункты в районе. В любом случае это будет дорожный фонд, вопрос в его размере и как он будет пополняться. Будем готовить обращение в Минтранс РФ и на уровне заместителя председателя правительства России. Но нужно понимать, что сейчас большие затраты идут на первоочередные нужды в рамках защиты нашего государства. Это должны все понимать, что идет СВО, и увеличивать в больших количествах финансирование сложно. Правительству нужно делать так, чтобы везде хватало, сбалансировать финансирование. Нужно набраться терпения, чтобы в первую очередь завершилась СВО, и параллельно вести подготовительную работу на выделение денежных средств из федерального бюджета, чтобы удвоить-утроить объемы работ в дорожном хозяйстве края, в том числе в муниципальных образованиях.
Корр.: — За 2-3 года в ходе восстановительных работ после наводнения отремонтированы несколько мостов в районе. Однако много лет жители нескольких населенных пунктов на берегу Онона в нашем районе рассчитывают на строительство моста через эту реку, пешеходного, как минимум. Можем ли мы рассчитывать на подвижки в этом вопросе? По информации администрации, необходимо около 36 млн рублей в ценах 2022 года.
А.Г.: — Нам нужно разработать проектно-сметную документацию и профинансировать. Нужно посмотреть, что мы сможем сделать: либо в рамках местного дорожного фонда, либо через субсидию. Скорее всего, сможем запустить в этом году проектирование, а строительство — в следующем.
Корр.: — Алексей Николаевич, вы курируете также работу регионального оператора «Олерон+», вывоз ТКО. Постоянно есть претензии жителей к работе компании: где-то график не соблюдается, мусор копится, что сказывается на санитарном состоянии населенных пунктов. Как отрегулировать этот вопрос? Это первое. А еще неясно, как мусор будет дальше перерабатываться. Наша свалка растет.
А.Г.: — Чтобы полностью выполнять обязательства по вывозу мусора, нужно всего лишь два водителя и два грузчика. Зарплата там хорошая, работают по 15 дней. Я их проверял, они ищут людей. Свалку мы включили в федеральный проект «Генеральная уборка», до 2026 года свалка будет ликвидирована, и поток мусора перенаправлен на новый полигон в другом районе. Там же будет и мусороперерабатывающий завод.
Корр.: — Знаете, людей больше возмущает то, что не весь мусор за эти деньги можно вывезти. Может быть, нужно как-то вносить поправки в этот закон? Вы бы могли выступить с этой инициативой?
А.Г.: — Законодательную инициативу по изменению федерального закона мы, конечно, запустим. Но вообще этой темой на федеральном уровне никогда не занимались так, как в последние годы. Идет наладка этого процесса в целом в стране. Естественно, нормативная база несовершенна, установление тарифов, в моем понимании, до конца не обточено.
Корр.: — Последний вопрос задам про строительство. Вы заметили, что строительство новых домов нам нужно. Но сейчас то же расселение из аварийного жилья идет через сертификаты, и люди находят подходящее жилье за пределами города, идет миграция людей. Как вы видите решение этого вопроса, есть ли планы на строительство многоквартирного муниципального или коммерческого жилья?
А.Г.: — Долгое время строительство велось в больших центрах — таких, как Чита. Сейчас идет разворот на уровне правительства РФ, чтобы начинали строить в районах. Мы понимаем, какие проблемы связаны с этим вопросом: это инфраструктура — её нет, это объективно. Чтобы запустить строительство, например, квартала, у нас нет не только инфраструктуры ЖКХ, но и дорожной, и строительной, заводов бетонных и кирпичных нет. Это влияет на стоимость, она будет в районе высокой. Это базовые вопросы, которые мы будем решать. Финансирование расселения пока приостановлено. Сейчас будем реализовывать проект «Арендное жилье» в некоторых районах и в Забайкальске строительство жилья для таможенников, а значит, задачи с инфраструктурой строительства уже будут решаться. Нужно добиваться признания реальной аварийности, в Шилке у вас такого жилья прилично. Администрации надо проводить работу с населением, проживающим в аварийном жилье, чтобы люди оставались в городе, а мы для них будем строить.
Корр.: — Спасибо за беседу!
Анастасия АЛЫПОВА