Нынешний юбилей района совпадает с 55-летием Шилкинского многопрофильного лицея.
Пройден большой путь, насыщенный яркими значимыми событиями в истории района, города и лицея. Из года в год в лицее продолжается подготовка будущих молодых рабочих. Основной профиль по-прежнему — железнодорожный. Многие считают, что работать на Забайкальской железной дороге престижно, рабочим званием нужно гордиться. Большинство выпускников лицея начинают свои трудовые биографии, другие продолжают совершенствовать образование в вузах.
По случаю юбилея Шилкинского многопрофильного лицея ветеран педагогического труда, заслуженный учитель профтехобразования Людмила Яковлевна Вялых с гордостью за образовательное учреждение обращается к выпускникам и коллегам-педагогам:
— Дорогие выпускники, уважаемые коллеги! Вот и наступает торжественный момент — очередной выпуск квалифицированных кадров. Ведь недавно, в 2011 году, наше училище отмечало полувековой юбилей. В 2013-ом прошел юбилей первого выпуска. Я думаю, что эти события хранятся в памяти всегда. Затрудняюсь сравнивать времена выпуска прошлых лет и сегодняшних дней. Это две совершенно разные эпохи, каждая из них имеет свои положительные и проблемные стороны. Сейчас вновь и более остро встал вопрос о подготовке высококвалифицированных рабочих кадров для развивающегося производства. Известно, что в настоящее время многие юристы, экономисты и другие специалисты работают не по своей специальности. Но не хватает квалифицированных рабочих и инженеров-производственников. Старая истина: каждый человек — хозяин своей судьбы. Однако по молодости не каждый это осознает. А ведь любому дано сделать жизнь такой, какой он хочет, и многие этого добиваются.
Если вспомнить выпуск 1963 года, то 12 человек только по узлу Шилка удостоены почетных званий и государственных наград!
Выбор за вами, выпускники! Талант без трудолюбия погибает. Поэтому я от души желаю, чтобы все ваши мечты и надежды исполнились. Но для этого нужно приложить немало усилий, не бояться трудностей. Они всегда сопровождают нашу жизнь. Преодоление — это ведь тоже жизнь. И не надо откладывать насущные задачи на потом. Их нужно решать, как говорится, здесь и сейчас. Тогда и будущее за вами. В добрый путь и удачи вам!
Летопись технического училища № 1 начинается 1 октября 1961 года. Итак, училище открыто. В течение первого же месяца были проведены работы по внутренней уборке учебных корпусов и общежития после строительных работ, благоустройству прилегающей территории. Был заложен сквер возле общежития, подготовлены кабинеты к занятиям. Трудились все: и ребята, и работники училища. С 1 ноября начались занятия. ТУ-1 было первым и единственным учебным заведением в Читинской области, осуществляющим подготовку высококвалифицированных рабочих для железной дороги на базе среднего образования — 10 классов. Для обучения набрали шесть групп: две группы помощников машиниста тепловоза, группы слесарей по ремонту тепловоза, дорожных мастеров, электромехаников СЦБ (сигнализация, централизация и блокировка) и связи, дежурных по станции. Для теоретического и производственного обучения руководством Забайкальской железной дороги были направлены в Шилку специалисты, имеющие стаж работы на ж.-д. транспорте не менее пяти лет и образование не ниже средне-специального. Возглавил новый коллектив директор Василий Степанович Овчинников. Только у него в то время было высшее педагогическое образование. По инициативе директора был построен хозяйственным способом четырехквартирный дом для работников училища. Заместителем директора по учебно-производственной работе в ту пору являлся Александр Георгиевич Шемелин. А после перевода В.С. Овчинникова в Читу на должность директора индустриально-педагогического техникума он возглавил ТУ-1 и руководил с 1964 г. по 1970 г. Затем А.Г. Шемелин был переведен на должность секретаря РК КПСС, но он постоянно находился в курсе всех событий училища, оказывал помощь в подборе и воспитании педагогических кадров. С 1961 по 1965 годы Александр Трофимович Свиргун был заместителем директора по политико-воспитательной работе. Старший мастер Вениамин Иванович Родюков позднее стал преподавать спецпредмет «Тепловозы и тепловозное хозяйство». В этот период становления коллектива руководство училища сделало все возможное для создания оптимальных условий обучения и воспитания учащихся.
В феврале 1963 года состоялся первый выпуск ребят из стен училища. Все выпускники после прохождения производственной практики на предприятиях Забайкальской железной дороги успешно сдали выпускной экзамен и были приняты на работу по своим специальностям на предприятия ж.-д. транспорта. Из первого выпуска остались работать мастерами производственного обучения В.В. Иванов, М.П. Любавский, А.С. Мячин, Г.П. Швец. Выпускник группы № 1 помощника машиниста тепловоза Виктор Дементьев трудился помощником машиниста, машинистом тепловоза, начальником транспортного цеха одного из крупных предприятий на Борзинском отделении ЗабЖД. Учащиеся, окончившие училище с отличием, имели возможность поступать в вузы ж.-д. транспорта вне конкурса.
Многие из выпускников ТУ-1 зарекомендовали себя на производстве настоящими специалистами, имеют государственные награды, удостоены почетных званий. Среди движенцев дежурному по станции Анатолию Иннокентьевичу Голобокову присвоено звание «Почетный гражданин г. Шилки», он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Маневровый диспетчер Мария Федоровна Лютина носит медаль «За трудовое отличие», ей было присуждено звание «Лучший мастер-воспитатель по Забайкальской ЖД». Качественным трудом отличались дежурные по станции: Людмила Петровна Луговская имеет звание «Лучший командир среднего звена по Забайкальской ЖД», Галина Андреевна Кисляк награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», Лидия Ефимовна Дубова — орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, Альбина Степановна Киркижова — медалью «100 лет Транссибирской магистрали». Любовь Ивановна Готовская дважды награждалась именными часами министерства путей сообщения, Любовь Михайловна Тарноруцкая — знаком «За безупречный труд на федеральном ж.-д. транспорте». Составитель поездов Владимир Владимирович Чеботарев имеет медаль «100 лет Транссибирской магистрали», дежурная по станции Галина Федоровна Чернавина — именные часы министерства путей сообщения, дежурной по станции Екатерине Окладниковой присвоено звание «Почетный железнодорожник». Анатолий Орлов был награжден орденом «Знак почета». Не покладая рук трудились выпускники ТУ-1 и в ШЧ-3. Старший электромеханик СЦБ и связи Владимир Михайлович Алексеев награжден орденом «Знак почета», ему присвоено звание «Почетный железнодорожник». Главный инженер дистанции связи Владимир Николаевич Арсентьев награжден знаком «30 лет на ж.-д. транспорте». Владимир Павлович Готовский всю жизнь отработал в локомотивном депо. Ему присуждено звание лучший командир среднего звена по Забайкальской ЖД, имеет знак «Миллион километров безаварийного пробега», награжден Почетной грамотой ОАО «РЖД».
Следующий период жизни училища — 1970-1975 гг. Директором в то время работал Юрий Степанович Перетягин, заместителем директора по учебно-производственной работе Владимир Константинович Овечкин, заместителем по учебно-воспитательной работе Земфира Давыдовна Заболоцкая.
70-80-е годы отмечены наибольшим объемом работ по улучшению материально-технической базы училища.
С момента открытия училища проведение уроков физкультуры было организовано в школьных спортзалах на правах аренды. Отлично работал руководитель физвоспитания Илья Лаврентьевич Заяшников. Несмотря на трудности, учащиеся охотно занимались спортом и сдавали зачеты по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, лыжному и конькобежному спорту. А в спартакиадах занимали призовые места как в районных, так и в областных соревнованиях.
В новом учебном корпусе создавались кабинеты, оборудованные в соответствии с современными требованиями. Ответственными тогда в кабинете электротехники были преподаватели В.П. Каратаев, С.Г. Каратаева, в кабинете холодильного оборудования — преподаватель К.Е. Веселов, в кабинете ОКЖД (общий курс железных дорог), ПТЭ (правила технической эксплуатации) — преподаватель Л.И. Косовская и мастера производственного обучения П.М. Гудкова, Е.И. Моряхина, Л.В. Бржезицкая, в кабинете эстетики — преподаватели С.С. Лопатина, Н.Ф. Силкина, в кабинете поваров — мастера производственного обучения Л.Д. Гаврилова, О.М. Квачева, Л.И. Лецкая, в кабинете продавцов — мастер производственного обучения Т.Е. Лисичникова, в кабинете НВП (начальная военная подготовка) — руководитель В.А. Саранин, в спортзале — преподаватель А.П. Лапшин, руководитель А.И. Лисичников. Одновременно продолжалось оснащение новым оборудованием: техникой, тренажерами, наглядными пособиями, макетами уже действующих кабинетов. Кабинет тепловозов, автотормозов возглавлял преподаватель Г.А. Старых, компьютерный класс — преподаватель В.И. Гаврилюк (он был директором училища с 1976 по 1981 гг.), кабинет «Организация движения поездов» — преподаватель И.П. Перетягина (директор училища в 1984-1990 гг.), кабинет устройств СЦБ и связи — мастер производственного обучения В.А. Черных, преподаватели В.М. Гринькова, З.И. Гаврилова, первый кабинет эстетики (преподаватель Л.И. Аранина) позднее был переведен в новый учебный корпус.
В связи с решением Забайкальской железной дороги для организации подготовки машинистов электровозов в училище был направлен из локомотивного депо Куприян Филимонович Печерин. Он стал мастером производственного обучения у электровозников, соответственно и оборудовал кабинет электровоза. В конце 90-х годов для практического обучения дежурных по станции была оборудована лаборатория СЦБ и связи. Эту сложную техническую работу сделал Федор Кириллович Гурко. Кроме того, он отреставрировал тренажеры в кабинете ОКЖД и ПТЭ, произвел их полную наладку.
В 1968-1969 гг. шла переподготовка машинистов паровозов на тепловозников. В 1971 году началась подготовка машинистов тепловозов.
Большой вклад в оснащение и оборудование мастерских новыми техническими средствами внесли старшие мастера С.Ф. Смолкин, В.К. Овечкин, В.В. Иванов. Многие мастера производственного обучения трудились не покладая рук, оборудовали мастерские. Среди них были А. Ларьков, С.Н. Суханов, Ю.И. Бобрик, А.С. Мячин, А.В. Еремин, В.К. Казаков, К.Ф. Печерин, В.А. Черных, Г.М. Стафеев. На базе училища регулярно проводились конкурсы «Мастер — золотые руки». Мастерские были признаны лучшими среди мастерских других училищ Читинской области. Много лет подряд будущие молодые рабочие под руководством своих наставников выпускали всевозможную продукцию: станки, тиски, различные инструменты.
Людмила ВЯЛЫХ
В продолжение темы
В 70-80-е годы XX века значительно улучшилась материально-техническая база училища. Было построено общежитие для девушек (ранее они проживали на частных квартирах). Введён в эксплуатацию новый учебный корпус со спортивным залом и столовой. В ПУ-16 обучалась молодёжь из разных районов Читинской области. За время своей деятельности лицей выпустил более 10 тысяч молодых специалистов железнодорожного профиля, большинство из которых трудятся на разных участках нашей огромной страны.
В 2013 году училище вышло на новую ступень развития: из начального профессионального образования шагнуло в среднее. Шилкинский многопрофильный лицей входит в десятку лучших профессиональных образовательных учреждений Забайкальского края.
В 2015 г. на базе лицея открыта региональная инновационная площадка по теме: «Структурно-функциональная организация взаимодействия ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей» с образовательными организациями и предприятиями железнодорожного транспорта города и района как условие развития научно-технического потенциала студентов».
В 2016 г. Чернышевское училище вошло в состав Шилкинского МПЛ, является его филиалом.
В лицее ведётся обучение студентов по специальностям, востребованным на рынке труда: машинист локомотива, электромонтёр тяговых подстанций, проводник на железнодорожном транспорте, повар, кондитер.
С 2004 года лицей возглавляет Сергей Александров. Ему помогают заместители директора по учебно-производственной работе Инга Музгина, по общеобразовательной подготовке Наталья Алексеева, по учебно-воспитательной работе Лариса Шахватова, по административно-хозяйственной части Наталья Кулаева, старший мастер Ирина Суханова. Большое внимание педагогический коллектив уделяет учебно-методической работе по повышению качества знаний студентов. Лицей славится тем, что формирует трудовые династии работников железнодорожного транспорта. Качественной подготовке студентов способствует материально-техническая база лицея: учебные кабинеты, компьютерный класс, производственные мастерские, столовая, библиотека, спортивный зал, актовый зал, общежитие.
Студенты лицея под руководством педагогов участвуют в акциях, тематических мероприятиях, посещают кружки и секции. Ежегодно проводится научно-практическая конференция «Поиск и творчество», совместно с технической библиотекой продолжает действовать школа молодого рационализатора и изобретателя, налажен контакт с предприятиями узла Шилка. Дни открытых дверей, дни профессии в лицее посещают инженеры-производственники по охране труда, машинисты-инструкторы пункта подмены локомотивных бригад и другие специалисты предприятий. Вместе с учителями приходят в гости школьники города, знакомятся с лицеем, ведь им скоро выбирать профессию. Приезжают ребята из сёл нашего района, посёлков соседних районов. Им всегда интересны экскурсии по лицею. Ведётся совместная работа с председателем районного совета ветеранов войны и труда Яковом Ивановичем Сухих, председателем совета ветеранов железнодорожного узла Шилка Сергеем Ивановичем Саблиным. Продолжается сотрудничество с работниками ГДК, центральной межпоселенческой библиотекой.
Педагогический коллектив лицея трудовой, слаженный. У многих педагогов большой опыт работы. Коллектив пополняется молодыми кадрами. Ветеранов педагогического труда в лицее окружают заботой, теплом и вниманием. Они внесли большой вклад в развитие ТУ-1, ПУ-16, МПЛ. Среди них Валерий Эдуардович Дельгас, Сергей Владимирович Новиков, Людмила Яковлевна Вялых, Лидия Ивановна Косовская, Елена Ивановна Моряхина, Нина Фёдоровна Силкина, Полина Михайловна Гудкова, Владимир Андреевич Саранин, Альбина Ивановна Оноприенко, Галина Дмитриевна Толстоногова, Екатерина Михайловна Савченко, Нина Степановна Ганова, Ирина Григорьевна Корниенко, Светлана Михайловна Варич и другие.