А в случае чего… звони в 103!

С. Бут, И. Султангулова, М. Локтева заступили в очередную смену

Первое звено, куда попадает почувствовавший недомогание человек, – это скорая помощь. Увидишь ее у дома или когда ворвется в общий поток транспорта спецборт с сиреной и проблесковым маячком, стараясь успеть, довезти, спасти. Замирает сердце: кому-то плохо… А в это время фельдшер выполняет свою работу: осматривает рану, измеряет давление или делает ЭКГ, ставит укол, ведёт борьбу за жизнь и здоровье.


На Шилкинской подстанции скорой помощи трудятся 23 человека: фельдшеры, диспетчеры, водители. В составе одной смены две бригады, которые сменяются каждые 12 часов. Скорая обслуживает Шилку, Митрофаново, Кибасово, Мирсаново, Холбон, Арбагар и федеральную трассу «Амур». За месяц в среднем получается обслужить 550 вызовов. Старший фельдшер Сергей Иванович Бут говорит, что в скорую он шел осознанно, с желанием оказывать помощь людям. Начинал с холбонской скорой помощи, а потом перевелся в Шилку. День Сергея Бута начинается с обхода кабинетов, осмотра укладок, доклада о прошедшей смене. К началу нового рабочего дня свое место, всегда рядом с монитором и двумя телефонами – стационарным и мобильным, занимают диспетчеры скорой. На бесплатный номер 103 можно позвонить с мобильного, а также есть сотовый номер: 8-914-450-23-03. Диспетчер помимо общего опроса о возрасте и ФИО пациента, его адресе должен задать дополнительные вопросы о самочувствии, потому что в дальнейшем это поможет фельдшеру сориентироваться. Все мы знаем, что в экстренных ситуациях можем нервничать, забывать какие-то данные о себе или своих близких, можем некорректно вести себя. Диспетчер скорой старается быть максимально вежливым.
— Очень часто бывает, что звонят на два телефона одновременно, ориентируюсь по срочности. Иногда прошу, чтобы подождали, обязательно перезваниваю. Нужно быть почти психологом, спокойным, уравновешенным, успокоить людей. Мы уже научились не поддаваться панике, не реагировать на оскорбления, если случаются. Приняв вызов, сообщаю коллегам и отправляю бригаду, — рассказывает диспетчер Наталья Веригина.
Работа усовершенствована, все данные о выездах и перемещении скорых отображаются в координационно-информационной системе. На большом мониторе диспетчер не только видит карту местности, но и заполняет контрольный талон, распределяет вызовы на бригады. Отсюда информация передается на планшеты фельдшеров, здесь же видно время, потраченное на выезд. Система ориентирует и в неотложных, и в экстренных вызовах – это большая помощь для оперативной отправки бригад.
— Получив вызов, диспетчер передает данные на планшет, и, уже находясь на одном выезде, фельдшер может знать, где и какой следующий. Если в пути есть срочный вызов, планшет начинает мигать красным, подает звуковые сигналы, что нужно экстренно обслужить. К таким срочным заболеваниям и состояниям относятся те, которые несут угрозу жизни человека: это сердечно-сосудистые или травмы при ДТП, но они не так часто случаются, — рассказывает Сергей Бут. — В период заболеваемости ОРВИ много вызовов, порядка 40 в сутки, около 700 в месяц. Иногда нет времени на отдых, мы постоянно в машинах. Со временем к такой посменной работе привыкаешь, стрессовые ситуации прорабатываем с психологами. И вызовы сложные, и пациенты, бывает, уходят. Это все оставляет отпечаток.
Принцип работы скорой четко отлажен – осмотрев пациента на месте, произведя неотложные процедуры, фельдшер принимает решение о дальнейшем лечении. Если больной экстренный – о нем сообщают в отделение и там его уже ждут, по приезду фельдшер доводит информацию о предпринятых мерах, о состоянии пациента. По мнению Сергея Бута, самые страшные и сложные вызовы при ДТП. Нужно быстро среагировать на обстановку, как правило, бывает много пострадавших. При ДТП, кстати, свою роль играют и вызвавшие врачей водители других автомобилей, не оставшиеся в стороне: они находятся на связи с диспетчером, зачастую дожидаясь приезда скорой помощи на место происшествия.
— Сейчас у нас современные машины, которые оснащены необходимой аппаратурой для оказания всего спектра помощи в дороге: следим за динамикой состояния пациента, определяем пульс и сатурацию, ставим катетеры и вводим инъекции внутривенно. Планшеты позволяют снимать ЭКГ сразу на месте и смотреть расшифровку. В укладках содержимое находится согласно приказу, а остальное оборудование — для реанимации, для пострадавших в ДТП шины и теплые одеяла, акушерский чемодан – все уже лежит в машинах и всегда проверяется перед началом смены, — продолжает разговор Сергей Иванович.
Иногда фельдшер тоже волнуется, но должен четко понимать и осознавать что делает, от этого будет зависеть и качество помощи, и вера пациента в сохранение его жизни и здоровья. Свою роль играют и близкие больного – они не должны мешать работе медиков, кричать и торопить. Им нужно как можно четче отвечать на вопросы фельдшера, при необходимости оказывая посильное участие. «В некоторых случаях нас торопят, чтобы мы побыстрее увезли человека. Но наша задача осмотреть пациента, при необходимости оказать экстренную помощь на месте, чтобы остановить прогрессирование болезни, а не просто загрузить и увезти», — уточняет Сергей Бут. Большинство работников скорой – женщины, и нередко им приходится непосредственно заниматься транспортировкой больного в машину. Тут всегда на подхвате водители скорых. Помимо такого рода вопросов всегда есть риск, что на вызове могут присутствовать люди в состоянии алкогольного опьянения, ведущие себя неадекватно. Зачастую неудобство доставляют собаки, с которыми трудно совладать даже хозяевам. От таких вещей у работников скорой, да и у терапевтов, педиатров, нет защиты.
Большое значение для медиков, будь то фельдшеры скорой или врачи других специальностей, играет временной фактор. По инструкции время приезда скорой составляет 20 минут, несмотря на протяженность пути и состояние дороги.
— Бывают ситуации, что не уступают нам дорогу при включенных сирене и маячке. Бывает, что приходится ждать на железнодорожных переездах и переправах. Во время наводнения, например, мы заезжали в Шилку через Кибасово. Но в те дни одна машина посменно еще дежурила в центре города, — уточняет сложные аспекты в работе Сергей Бут.
В этом году созданы отдельные бригады, и выделена машина скорой помощи для больных с диагнозом коронавирусная инфекция. Спецкостюмы не пропускают воздух и влагу, а очки запотевают и через них ничего не видно, о дыхании в маске мы теперь знаем сами, как это тяжело, особенно сейчас в жару. Диспетчер скорой выявляет, была ли температура, контакты с больными, затем решает, какую скорую отправить. По мнению старшего фельдшера, люди разделились: кто-то стал чересчур мнительным и даже считает медиков переносчиками инфекции, другие вовсе не признают заболевания и его опасности. А опасность в том, что быстро поражаются легкие, и возникает пневмония, а из симптомов – лишь температура.
Но не только трудные моменты запоминаются медикам в их работе. Жизнь не стоит на месте, одни люди уходят, но рождаются новые. О таких случаях вспоминает фельдшер Ирина Геннадьевна Султангулова, работающая свыше 30 лет в медицине:
— Бывало, и роды принимали и в машине, и на дому. Каждый вызов – это новая ситуация, люди разные. Мы работаем по стандартам, а тонкости, с которыми сталкиваешься на практике, всегда рассказываешь коллегам. Изначально я училась на фельдшера, это моя работа, я ее люблю. Когда знаешь, что все сделал от и до – это лучшее вознаграждение. Я всем медикам, а особенно на скорой помощи, желаю терпения, здоровья, достойной оплаты труда.
Также преданы своему делу, как И.Г. Султангулова, Ирина Викторовна Касьянова, Наталья Викторовна Федорова, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Екатерина Александровна Ангарская, Татьяна Ивановна Алексеева, Валентина Вячеславовна Винская, Марина Викторовна Локтева, Юлия Анатольевна Морозова, Иван Андреевич Гришин, Роман Олегович Кожуров, диспетчеры Наталья Михайловна Веригина, Татьяна Владимировна Интуншина, Надежда Яковлевна Шабельник, водители Сергей Анатольевич Черемисин, Андрей Рудольфович Федоров, Владимир Александрович Язов, Сергей Валентинович Попов, Алексей Владимирович Алексеев, Владимир Викторович Чебыкин, Николай Николаевич Интуншин, уборщик помещений Галина Викторовна Толмачёва.
— Качественно выполнить свою работу, осознать, что ты кому-то помог, сыграл роль в выздоровлении – это наша задача. Мы также можем болеть, как все люди. Нам даже иногда задают вопросы на вызовах: «А вы что, тоже болеете?». Соответственно, работа усложняется, когда кто-то уходит на больничный, поэтому всегда стараемся быть в строю, но если нужно, помогаем друг другу, — говорит Сергей Бут. — Отдохнуть между сменами времени хватает, но иногда еще перебираешь мысли, а все ли ты сделал правильно в той или иной ситуации. Хотелось бы обратиться к населению с напоминанием, что лучше иной раз позвонить и проконсультироваться с диспетчером, вызвать скорую, не нужно сидеть дома и терпеть, заниматься самолечением. А коллег-медиков мы поздравляем с праздником, желаем здоровья и благополучия им и их семьям!
Анастасия АЛЫПОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*