Вениамин Чендемеров: «Если дорогу хорошо отсыпать, капитальный ремонт не понадобится лет пять»

Недавно в редакцию пришел житель Шилки предприниматель Вениамин Чендемеров и поделился своим оценочным суждением по поводу ремонта муниципальной гравийной дороги на участке подъезда к федеральной трассе в сторону поселка Вершино-Дарасунского. С подачи нашего гостя эта тема чуть ранее уже имела общественный резонанс в интернет-среде после размещения на ютубе видеозаписи с его комментарием относительно качества проделанной исполнителем работы.

Тематика, связанная с выполнением дорогостоящих подрядов и вытекающей отсюда процедурой закупок, требует для глубокого обсуждения специальных знаний технического, экономического и юридического толка, коими в совокупности мало кто обладает. Поэтому сделаем оговорку: предоставляя место для публичного выступления, редакция не претендует на экспертность, газета лишь высвечивает обнажившуюся общественно значимую проблему через точку зрения конкретного человеком.

Вот какого мнения относительно проведенного ремонта на упомянутом участке гравийной дороги придерживается Вениамин ЧЕНДЕМЕРОВ:
«В прошлом году по предложению главы Шилкинского района Сергея Владиславовича Воробьева меня от общественности включили в комиссию при районной администрации по контролю за строительством детских площадок и других объектов. Я и раньше как-то делал замечания по площадкам и дорогам, был депутатом, кое в чем разбираюсь. Десять лет профессионально работал на строительстве дорог, был вольнонаемным в воинской части. Мы строили федеральную трассу «Чита – Хабаровск». Прошел от дорожного рабочего до бригадира. Кто лет десять проживет в вагончике и поработает на трассе, я вам скажу, тот всему научится. И вот когда прошли торги по дорогам, Сергей Владиславович меня попросил: «Ты строил дороги — будешь контролировать». Потребность в ремонте стояла острая, ездить по «дарасунке» было невыносимо. Согласно техзаданию, строители должны были насыпать на старое полотно 30 сантиметров грунта, потом еще 12 сантиметров положить песчано-гравийной смесь в качестве верхней дорожной одежды. Это уже получается 42 сантиметра. В техзадании так и написано: «Восстановление верхнего слоя земляного полотна высотой 30 см. Грунт для верхнего слоя должен содержать глины не более 1 %. Наибольший размер частиц грунта должен быть не более 120 см». Еще водопропускные трубы. На ремонт водопропускной трубы, к примеру, запланирован 1 млн рублей. Написано, какая труба, какой цемент, сколько щебня, какой угол. Все расписано. Я документы взял на сайте госзакупок. Протяженность участков: первого – от 6-го километра до 7-го километра 600 метров, второго – от 14-го до 17-го километра. То есть участки длиной 1,6 и 3 километра, в общей сложности 4,6 километра. Надо было 21 тысячу тонн грунта вывезти. Если в кубах, то это 16 тысяч кубов. Если посчитать объем грунта на расстояние 4,6 километра, то действительно получится толщина грунта в 42 сантиметров. Но если любой человек посмотрит, то там на трассе даже невооруженным глазом сейчас видно, что максимум насыпано от 5 до 10 сантиметров, то есть, примерно, в четыре раза меньше.


Люди, кто ездит в Читу, видят, как делают дороги: красивые откосы, выравненные грейдером, нарезанные кюветики, все как положено. Прежде чем строители приступят к ремонту, проводятся геодезические разбивочные работы. Геодезисты ставят столбики от установленных знаков пикетов через 25 метров. Это делается для того, чтобы, когда дорогу отсыпаешь, было видно, где сколько сыпать — где поменьше, где побольше. Дорога же неровная. В техническом задании к контракту было указано, что перед началом земляных работ выполняется рабочая съемка существующего полотна участка дороги с составлением исходных поперечников земляного полотна через 25 метров. По-простому говоря, ставятся столбики и такая поперечина, которая показывает, где сколько сантиметров сыпать. Виброкаток потом ходит и утрамбовывает на такой высоте, сколько надо. Дорога получается не горбатая, а ровненькая как стеклышко. А этого ничего сделано не было. Я там ездил с самого момента начала работы, и знаков не было. Всё делается на глаз. Я об этом своевременно говорил в районной администрации. Мало того, в смете заложено – должны быть канавы горные, чтобы вода, которая бежит со склонов, на дорогу не заходила. Кюветы, откосы тоже должны быть нарезаны и отгрейдерованы ровненько как зеркало, деревья и кустарники вдоль дороги спилены и убраны. А не как сейчас — булыжники на обочине лежат, ямы, и в них вода стоит.
Проблема дороги в чем заключается: если приходит специализированная профессиональная организация, специалисты, которые выходят на торги, они всегда смотрят карьер, где будут брать грунт. Здесь в техзадании не был прописан карьер, указана только транспортировка грунта – возить 5-10 километров. По идее, должно быть разрешение на карьер, экспертиза грунта должна быть проведена, прежде чем ты приступишь к работе, и потом только администрация тебе добро может дать. А многие сейчас без экспертизы грунт где попало берут и возят. В используемом грунте, кстати, в нарушение техзадания больше глины, чем камней. Карьеры у нас не оформлены, и люди на этом экономят. Официальный карьер есть в Богомягково. Там добывают гравий и дробят щебень. Но кто будет возить за 20 километров, когда можно за два? Строители прямо возле дороги берут. Двадцать метров поразрыли, горы навалили, экологию нарушили и ничего не рекультивировали. А надо после работ всё спланировать, дерном покрыть, деревья посадить. Как было, так и оставить после себя. А там сейчас горы навалили и все бросили. У нас получается: тут накопал, тут накопал, все бросил и уехал. А ваши дети и внуки потом пусть как хотят живут…
Дальше возникает еще один интересный вопрос. Там по смете и техзаданию три трубы новые гофрированные должны быть, и одна труба просто отремонтирована, если не ошибаюсь. Сказали, что в связи с коронавирусом долго ждать, когда эти трубы придут, и строители положили вместо них бэушные железные. Они еще и короткие оказались, длина не соответствует техзаданию. С тех пор, как заказчик вышел на торги, а это было в апреле, прошло три месяца. Я спросил: «А есть подтверждающие документы завода-изготовителя, который выпускает эти гофрированные трубы, что было обращение со стороны строителя и что ему отказали?». Мне ответили: «Не видели таких документов». А почему тогда принимается такое решение по замене труб? Пусть строители дадут официальный документ, что в связи с коронавирусом в ближайшие полгода или год ты эти трубы не увидишь. А так, со слов… Моя версия: зачем подрядчику покупать, согласно смете, дорогие гофрированные трубы, если можно положить вместо них бэушные железные? А гофрированные, чтобы все понимали, – это специальные водопропускные трубы, которые выпускаются по всем стандартам и ГОСТам, они используются на федеральных трассах, сделаны из такого металла, который не гниет, не ржавеет. А бэу металл, сами понимаете, сколько в чермете стоит. Я считаю, коль вы идете работать, будьте добры соблюдать контракт. А прикрываться коронавирусом – это отговорка…


И самое главное – как это можно? – цена проекта 10 миллионов с небольшим, и три миллиона сброшено на торгах! Как так?! Когда были торги, строитель предложил выполнить работы за 7 миллионов 300 тысяч. Понимаете? Когда смотришь смету, то видишь, что рентабельность там составляет всего-то 300-500 тысяч. А они три миллиона сбрасывают! Ну нельзя сбрасывать три миллиона! – тут даже к бабушке не ходи. Любой специалист тебе скажет: «Так быть не должно». Когда выступают сильные организации, у которых есть спецтехника, геодезисты, специалисты, они скидывают на торгах совсем мало – 50-100 тысяч. Они знают, что иначе нереально выполнить качественно. А у нас кто больше скинул, тот выиграл. А потом начинают хитрить и мудрить. Я думаю, когда сбрасывают на торгах по три миллиона, тогда специалисты должны заниматься более жестким контролем: антимонопольная служба, прокуратура, администрация, общественность. Нереально сбросить три миллиона из десяти и сделать что-то качественно. Не исключено, что потом мудрят с грунтом, с недосыпкой, с какими-то недоработками, с качеством. Сейчас тонкий слой грунта насыпан, и еще нет подтверждающих документов, что он соответствует требуемому качеству. Получается, зачем им сыпать 40 сантиметров, когда можно 8?!
Я думаю, надо что-то делать. Считаю, в комиссии должны быть не просто работники администрации, а больше депутатов и общественности от населения. Должны быть независимые специалисты, выбранные народом или назначенные главой. Потому что работники всегда под давлением. Я думаю, что эту ошибку надо исправить. И губернатор говорит, и правительство Российской Федерации: «Общественность, общественность, общественность… Должна контролировать, контролировать, контролировать…».
Почему я поднял такой вопрос? — я не один год работаю с недоработками и вижу: сначала построили, деньги отдали, отчитались, потом начинаем разбираться. Надо с самого начала строительства контролировать. Пришла организация — покажите сертификаты качества грунта, где будете брать, где у вас геодезия. Мое мнение такое: если вы готовите документы на торги, всегда прописывайте наличие у подрядчика техники, специалистов. А не так: человек выиграл, к примеру, что проведет хирургические операции, а сам всю жизнь полы мыл или заборы красил. Должны быть профильные специалисты, дорожники с образованием, квалифицированные рабочие с корочками, а не люди с улицы. У тебя как строителя не просто есть лицензия, а еще и специалисты, даже если ты делаешь детские площадки и ямочный ремонт. И глава любой должен спрашивать. Прежде всего, нужен контроль администрации, должна быть заинтересованность, чтобы делали качественно, красиво, и чтобы на следующий год опять не вкладывать туда деньги. Я смотрел по телевизору — губернатор Осипов выезжал с министром и проверял, как делают дороги, как асфальт кладут. Если неправильно, заставлял переделывать. Время у нас еще есть, мухи белые не полетели. Вызывать строителя, заставлять все переделывать, если понадобится. Приглашать специалистов со стороны, пусть жестче контролируют. Если откажется делать, то исключать его из числа добросовестных подрядчиков и от других объектов отстранить. Вот так надо делать! А то у нас как: там наберу объектов, там нахватаю; потом там не успеваю, там не успеваю и делаю тяп-ляп. Если мы будем требовать, как положено, однодневные фирмы заходить к нам в район не будут. Поймут, что здесь халтура не пройдет.
Я не хочу никого обвинить. Я хочу заставить правильно работать. Если пришли работать, так делайте на совесть. А не так, что народ им не указ. Согласно уставу, власть должна отчитываться перед народом. И подчиняться народу. Я всегда говорю: должен быть грамотный контроль. Нет у нас, допустим, спеца по дорогам – давайте пригласим специалиста из Читы, заложим расходы на него в бюджете. Нет у нас специалиста по теплотрассам, давайте также заложим затраты и пригласим. Потому что содержать в бюджете одного специалиста по дорогам, другого по коровам, третьего… — у нас таких денег нет. Для этого и создаются сейчас независимые экспертные компании, что можно закладывать расходы на них в бюджет и вызывать. Если мы что-то не знаем, то они нам подскажут. И дешевле обойдется. И разговоров таких скандальных не будет. Я смотрел документацию: там и в прошлом, и в позапрошлом году делали дорогу – ну полнейшее безобразие! Просто никто такой вопрос не поднимал. Но если отсыпать, как положено, 40 сантиметров, то на следующий год не надо будет подсыпать и ремонтировать, лет на пять хватит: грейдер прошел раза три в год — осенью, весной и летом, — и дорога будет идеальной. А если мы десятилетиями насыпаем эти булыжники, там уже все расползлось, и грейдировать бесполезно. Там нужно отсыпку хорошую делать. А то насыпали 4-5 сантиметров, это всё быстро смоется и убежит, и на следующий год опять подвески ломать и машины разбирать. Скажу от имени водителей: я хочу ездить на федеральную трассу и на заправку 20 километров по хорошей трассе, а не 40 вкруговую. Это, во-первых, экономия бензина, и машины берегутся. Удобно для жителей Шилки, Верхней Хилы. …Сейчас опять дорогу разобьют и будем в объезд ездить».

От редакции:
Здесь показана позиция только общественности. Существуют еще две другие стороны – заказчик и подрядчик, у которых наверняка найдется что сказать своему оппоненту. Предвидя их возможные возражения, хочется заранее снизить эмоциональный градус и привести вот какие аргументы. Понятно, что участники контракта на выполнение ремонтных работ действуют в рамках жестких заданных обстоятельств, продиктованных соблюдением сложного закупочного законодательства и других условий, не очевидных взгляду стороннего наблюдателя. Вероятно, у них есть свои основания полагать, что всё идет нормально и в соответствии с технологическими нормативами. Но обычным людям как целевому «пользователю» дорожного полотна мало дела до бюрократических заморочек и технических тонкостей. Они руководствуются простой бытийной логикой и здравым смыслом: ремонт дороги сделан добротно – значит хорошо, нет – значит плохо. И без оправданий. Планка качества жизни сейчас возросла. Поэтому, наверное, надо бы начинать потихоньку приучаться укладывать любую деятельность и производственные процессы в эту логику, а не в слепое исполнение законов. В идеальном варианте обеим сторонам контракта надо функционировать в интересах третьей стороны, то есть, людей, которым, собственно, и адресована эта дорога как общественное благо. Не для нужд же исключительно районной администрации как заказчика ремонтируется упомянутый участок дороги? – нет, конечно! А для потребностей жителей района. Стало быть, придется учитывать, достигается ли желаемый результат, довольны ли итогом работы люди, смотреть соотношение цены и качества в перспективе. Иначе какой смысл в затраченных денежных средствах?! Сизифов труд – совсем не то, чем можно гордиться в век высоких технологий.
Но как достичь той заветной точки, где интересы всех трех сторон сойдутся? – в том и задача власти. И если правила соблюдения законодательства сложные, несовершенные или трудно исполнимые, значит, придется работать над их совершенствованием – обращаться выше с правотворческой инициативой по поводу изменения законодательства и доказывать, убеждать, предлагать, отстаивать. Давать явную обратную связь в верхние эшелоны. На ум приходят ставшие крылатыми слова Цицерона, которыми он задолго до нас сформулировал основной принцип демократии: «Благо народа – высший закон». Фраза римского мыслителя звучит сегодня высокопарно, но если ее трактование слегка приземлить, она точнее некуда отражает главный критерий эффективности работы власти: на то и существуют чиновники, чтобы служить интересам народа, думать, решать и делать так, чтобы людям стало комфортнее и благополучнее в широком смысле жить, чтобы улучшался окружающий мир. Иначе зачем это всё?
Подготовила
Ольга Терещук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*