Домашние задания — отменить!

Наш корреспондент выяснила, что стоит за предложением президента Владимира Путина

Говорят, если чего-то очень сильно захотеть, то это что-то точно сбудется. Насколько же сильно школьникам опротивели домашние задания, что их решили отменить? Такой роскошный подарок детям согласился сделать Президент России Владимир Путин, после того как к нему обратились столичные педагоги.

— Нагрузка на старшеклассников сейчас запредельная, — считает директор гимназии № 1520, победитель конкурса «Учитель года-2012» Вита Кириченко. — В выпускных классах 37 часов в неделю они проводят в стенах школы, еще 20 тратят на домашние задания. А ведь Москва сама по себе большой учебник истории и культуры. И мы лишаем их возможности осваивать эту образовательную среду по-другому.

Хотя далеко не все школьники по-честному отсиживают эти часы над задачками. Кто-то игнорирует целые параграфы, понимая, что учитель вряд ли станет задавать вопросы по прочитанному. А у других над душой стоят родители с линейкой и дневником, и только попробуй пропустить хоть одну строчку. И в результате отличниками частенько становятся не те, кто схватывает все на лету, забывая про задачи на дом, а те, кто зазубрил учебник.

Халява только у первоклашек

Сейчас в российских школах домашнюю работу не задают только первоклассникам. Мол, к суровой школьной жизни надо привыкать постепенно. Но умные учителя сразу намекают родителям: не приучите малышей заниматься и дома — уже со второго будете плотно сидеть на репетиторах.

— В остальных классах послешкольная нагрузка колеблется в зависимости от класса от 1 до 3,5 часа в день, — рассказывает зампред Комитета по образованию Госдумы Ирина Мануйлова. — Понятно, что в старшей школе она выше. И если бы эта нагрузка неукоснительно соблюдалась, подобного обращения не появилось бы.

Бывает так, что ученики не успевают пройти за урок нужную программу, и остатки автоматически идут в счет домашнего задания. На следующем уроке учитель проверяет, как дети его сделали, начинает новую тему — и тут звонок, снова не успели. В результате — вал домашних заданий, которые школьник в конце концов выполнять перестает и опускает руки.

— Есть проблема и в избыточности домашних заданий для старшеклассника, — продолжает депутат. — Нередко задание рассчитано на среднего ученика, но у нас есть те, кто выполняет его медленно, и те, кто работает достаточно быстро. Кто-то справляется с этим объемом за час, а кому-то не хватает и трех часов.

Но какой старшеклассник будет смирно каждый день сидеть по три часа за учебниками? Вот дети и расставляют приоритеты самостоятельно — забивают на физику и учат математику.

Это уже было

Между тем российским школам предлагали отказаться от домашних заданий еще 60 лет назад. Такую методику разработала петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая.

«Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, — это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе — первый краеугольный принцип нашей системы — школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 — 6 часов в день!), а остальное время — на лично выбранное дополнительное образование», — вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

То есть надо не просто перестать задавать уроки на дом. А полностью перестроить учебную программу. В общем, это то, что планируют сделать сейчас.

— Предполагалось, что не будет принудительных домашних заданий, но будут творческие, — рассказывает соавтор этой методики Михаил Адамский, директор петербургской гимназии № 397, кандидат педагогических наук. — Например, когда я проходил с пятиклассниками Куликовскую битву, дал им задание — нарисовать ее так, чтобы оружие русских и татарскихвойск соответствовало тому времени. Пришлось лезть в энциклопедии, и это была хорошая самоподготовка.

Но такие задания есть только на самом сложном, творческом уровне обучения. Попроще — межпредметный уровень, но и там упражнения подбираются так, чтобы ученик мог увидеть взаимосвязи дисциплин. На самом простом уровне, базовом, хватит и уроков в школе. Сидеть дома с задачками не надо, но и знания будут на троечку.

— Не всем надо знать историю на пять, — продолжает Михаил Адамский. — И не надо пытаться впихнуть все знания в одну голову.

Свалить все на учителей

Но полностью на эту методику не перешла даже 397-я гимназия. И другие школы не отказались от послеурочной вахты. А было бы замечательно: закончились уроки — и ты свободен как птица!

— Наша методика отчасти снимает проблему нежелания детей делать домашнюю работу, — объясняет Михаил Яковлевич. — Но переход на творческие задания не высвободит время для подготовки к ЕГЭ, это мираж. Наша программа не подходит для современных условий обучения, но ее можно перестроить под них.

Кто будет перестраивать? Сами учителя: кто же еще знает, каков уровень учеников и что им интересно… С этим согласны и депутаты.

— Отказаться от домашних заданий уже сегодня может любая школа, такие права у них есть, — отмечает Ирина Мануйлова. — Но тогда надо определить, какую методику используют педагоги, гарантирует ли она качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители. Каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, должна решать школа. Именно в школе нужно жестко отслеживать, какие домашние задания получают старшеклассники и в течение какого времени они реально могут их выполнить.

По сути, педагогам надо выкроить время, сесть и написать себе новый учебный план — как рассказать за 40 минут всю базовую программу, проверить, как ее усвоили ученики, и отпустить их с миром. Каждому учителю в каждой школе. В идеале еще и под каждого ученика.

Допустим, педагоги из элитных школ справятся с подобным вызовом. А что делать простым учителям, которые звезд с неба не хватают и гениев не растят? Боюсь, они пойдут по пути наименьшего сопротивления. Не будут заморачиваться с программой, а просто перестанут задавать на дом.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Снова крайним окажется учитель

— Нынешняя школьная программа такова, что дать, как полагается, глубоко все темы учитель физически не успевает. Особенно в старших классах. А надо: ЕГЭ ведь на носу. Вот и грузят домашними работами. А они на самом деле не только способ узнать то, что не успели пройти на уроке, и закрепить пройденное, но еще и возможность приучить детей к самоорганизации.

Заменить при нынешней системе обучения обычные домашки творческими работами, да еще индивидуальными, сформированными под каждого ученика, — значит окончательно «похоронить» учителя. Его, бедного, и без того в последние годы нагнули ниже некуда. Думаете, каким образом многие регионы довели зарплату школьного педагога до средней по экономике региона? Да просто увеличив учебную нагрузку в полтора, а то и в два раза. Плюс дикое количество отчетов и прочей бумажной работы. Министр образования Ливанов, как только занял пост, пообещал снизить вал отчетов, но как пухли папки бумаг перед учителями, так и пухнут.

Изменить систему домашних заданий (ну хотя бы у старшеклассников) можно будет, только когда в старшую школу доберется новый стандарт образования (сейчас он вводится в средней школе). Тогда можно будет по-другому распределить программы. Но и этого мало — школы должны будут стать школами полного дня: не понял что-то на уроке — разобрал сложный параграф с учителем после обеда. Тогда же — во второй половине дня — ученик в школе занимается разными дополнительными предметами, выполняет проекты, творческие задания.

Но в этом случае школу старшеклассник покидает не раньше пяти, а то и шести вечера. Зато свободным — домашнюю работу ему уже делать не придется.

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

http://www.kp.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*