МОИ РОДНЫЕ ТРИ СЕЛА: Усть-Теленгуй, Верхний Теленгуй и Макарово

Село Верхний Теленгуй сегодня

Немного об истории

Усть-Теленгуй, Верхний Теленгуй и Макарово. Почему все три села считаю я родными, спросите вы? Потому что я родилась в Усть-Теленгуе, долго жила и работала библиотекарем в Верхнем Теленгуе, а в Макарово был филиал моей библиотеки.

В Макарово я доставляла книги, иногда даже добиралась пешком. Какие люди меня там привечали! Угощали обедом, поили чаем, мы вели разговоры. То были душевные люди, как и все люди того поколения.
А сёла какие! Верх-Теленгуй стоит в лесу, там воздух чистый, там по весне такой аромат стоит от распускающихся лиственниц! Неповторимый аромат! А Усть-Теленгуй и Макарово стоят на берегу Онона. Там хрустальный воздух от самой реки.
Теперь немного об истории этих сёл. Усть-Теленгуй основан в начале 18 века как пограничный караул для прикрытия Нерчинска. С 1851 г. население переведено в казачье сословие, казаки числились в составе пешего казачьего войска в составе ЗКВ. С 1872 г. по 1918 г. село стало казачьей станицей. В Гражданскую войну казаки села вошли в 11-й казачий полк белых. В 1930 г. в селе создана артель «Трактор».

Село Макарово

Село Макарово основано в 1710 г. Но существуют разногласия о времени его основания, есть ещё одна дата – 1874 г. Я думаю, что разногласие произошло из-за того, что поначалу село располагалось выше по пади, потом, по всей вероятности, жители спустились ниже, к Онону, так появилось нынешнее село Макарово. Оно упоминается в дорожном журнале 2-ой Камчатской экспедиции в 1735 г. В селе Макарово до призыва в армию работал учителем Герой Советского Союза Фёдор Михайлович Пузырёв.
Село Верхний Теленгуй основано в 1708 г.: казаки из Нерчинска шли по Теленгуйской пади, поэтому и заложен был Верхний Теленгуй раньше. Сначала деревня называлась просто Теленгуйская, но когда население было переведено в казачье сословие, то деревня стала селом.
Все три села были основаны для защиты Нерчинского сереброплавильного завода.
В годы Гражданской войны население сёл, как и по всей стране, разделилось на два лагеря. И это естественно для любой Гражданской войны.
В годы коллективизации в каждом селе создавались свои артели, потом колхозы. Позже все три села вошли в один колхоз им. XX съезда КПСС.

У каждого человека есть свой милый сердцу уголок земли

Были в колхозе овечьи отары, значит, были и чабаны; были фермы КРС – были и доярки, скотники, телятницы; были свинофермы – были и свинарки, и свинари. Были в колхозе пахотные земли, значит, были и трактористы, и комбайнеры. Были сенокосные угодья, все участвовали в заготовке сена. Многих из этих людей я знала лично: и старшее поколение, и поколение моего возраста, и поколение тех, кто моложе меня. Это были труженики и труженицы — люди, на которых держался колхоз. Последним председателем колхоза был И.Г. Бородин, парторгом работал Ю.К. Золотухин.

Знатные труженики

Хочется поимённо назвать ныне живущих тружеников села. В первую очередь я назову старейшин этих сёл — В.А. Метелёв из Верх-Теленгуя и В.Ф. Сенотрусов из Усть-Теленгуя. Первый всю жизнь работал на колхозной пасеке. Какой же был мёд в те времена! Второй работал рядовым колхозником. Живут в деревнях люди, которые трудились с самых детских лет, потому что детство их совпало с войной. И они трудились в колхозе на благо людей. Вот их имена: А.П. Бородина, В.И. Пантелеева, Н.Г. Бородин, Г.П. Алёкминская, В.А. Кривоносова, В.П. Сверкунова, О.И. Медведева, М.И. Сараева, Л.К. Сараева, А.К. Туранов, Н.С. Дубровина, И.И. Бородин, Г.В. Богомягкова. Это люди из Усть-Теленгуя. А вот верх-теленгуйские — Н.К. Бородина, Н.К. Золотухина, Т.К. Сенотрусова, макаровские — Е.К. Лапшакова, Ю.Н. Дутов.
Возможно, кого-то за давностью лет я не упомянула в своей заметке, прошу простить.

Богатство села – трудолюбивые люди

О тех, кто учит, лечит, помогает…

А теперь рассказ об организациях, которые являются связующими в любых сёлах. Прежде всего, это школы, которые так или иначе держат людей в деревнях. Помню, когда в школах ввели трёхклассное обучение, из Верхнего Теленгуя уехали сразу четыре семьи. Хочу вспомнить учителей Усть-Теленгуя, которые уже на пенсии: И.С. Пантелеев, Л.И. Бородина, З.К. Золотухина, В.Г. Кривоносова, Г.Н. Беломестнова, Г.И. Бородина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Бородин, Н.Г. Сверкунова, О.М. Кабакова. Низкий поклон им за то, что учили наших детей, воспитывали их. Сейчас в школе директор И.В. Кривошеев, завуч – Л.И. Метелёва, работает И.И. Кривошеева, трудятся молодые учителя, которые отдают свою теплоту нынешним детям.

В Верхнем Теленгуе теперь школы нет. А последней учительницей у нас была Г.А. Карнакова, которая теперь живёт в Первомайском. В Макарово школы давно уже нет, там последней учительницей была В.И. Вертопрахова.
Теперь я напишу о тех, кто следит за здоровьем сельчан. Но прежде я хочу выразить глубокую признательность всем медицинским работникам нашего района за их тяжёлый самоотверженный труд. В Усть-Теленгуе когда-то работали фельдшерами Н.Н. Кабакова и А.Ф. Бородина, люди до сих пор с благодарностью к ним относятся. Сейчас в селе фельдшер – Р.Н. Огнёв, медсестра – Э.Г. Ярышева. Они по первому зову спешат на помощь заболевшим односельчанам. В Верхнем Теленгуе фельдшером давно работает Г.В. Огнёва. Она уже на пенсии, но по-прежнему следит за здоровьем своих подопечных. В Макарово уже давно нет медпункта, к ним приезжают медики из Усть-Теленгуя и Верх-Теленгуя.
А теперь – о работниках культуры. К ним почему-то люди относятся с прохладцей. Помню, как нас обзывали дармоедами, ничего не делающими. Однако надо отдать должное этим работникам: они устраивают досуг людей, дают им возможность отдохнуть от работы. Когда-то в Усть-Теленгуе работала библиотекарем В.Г. Кривоносова. Г.А. Ушакова до сих пор работает директором ДК, у неё в помощниках — И.А. Клименко. Библиотекой заведует А.Н. Бородина. В Верх-Теленгуе когда-то библиотекарем работала я, заведующей клубом была Л.Э. Лиханова. Сейчас и в клубе, и в библиотеке трудится Н.В. Гайдина, в помощниках у неё – староста села Г.М. Камалетдинова. Они вместе организуют досуг односельчан. В Макарово, к сожалению, учреждений культуры давно нет.
Теперь нужно отметить людей, которые помогают нуждающимся в помощи односельчанам, то есть соцработников. Я знаю их лично. С.С. Сенотрусова и А.А. Овсянникова работают в Усть-Теленгуе. В Верх-Теленгуе — соцработник Н.А. Гайдина. Они помогают пожилым людям в их домашних делах. Молодцы, женщины!

А теперь я хочу написать о тех людях, которые живут своим хозяйством. В сёлах почти нет работы, поэтому многие мужчины трудятся вахтовым методом, но почти все они держат свои хозяйства: скот, свиньи у них есть. Заготавливают они сено, покупают зерно. В общем, молодцы мужики! И низкий поклон их жёнам, которые в отсутствие мужей ведут свои хозяйства. Многие из них водят автотранспорт.
Давно нет правления колхоза, парткома, сельсовета. Теперь есть администрация, в подчинении которой находятся все три села. Куда денешься без руководящих органов? Мы привыкли в социальных недостатках винить руководство. Но как они справятся с этим без помощи людей? Главой администрации сёл работает А.К. Сенотрусов, специалистом — М.Н. Бородина, в администрации трудятся Н.В. Юдина, Е.И. Гробова, О.Н. Кривоносова. Они, как могут, помогают людям.

А теперь о самой главной проблеме этих сёл и их соседних деревень Усть-Аге и Кироче: Онон, который отрезает их от остального мира два раза в году, отрезает их во время наводнений. Помню, как когда-то нам в пылу выборных кампаний обещали построить мост, потом точно также обещали проложить дорогу на Балей. Выборы те и другие прошли, а сельчане как страдали от бездорожья, так и страдают до сих пор. Эх, как хорошо было бы, если в своё время нас отнесли к Нерчинскому району, тогда можно было бы ездить по Теленгуйской пади, правда, там марь, но можно было бы как-то укрепить дорогу. Но это всё мечты, а в действительности как не было переезда через Онон, так его и нет. Паромы, конечно, работают. Но это — не выход из положения.
Вот вроде бы и всё, что хотела написать о трёх сёлах. Я желаю моим землякам здоровья, счастья, успехов. Хочу выразить свою благодарность Г.А. Ушаковой и С.С. Сенотрусовой, которые помогли мне вспомнить фамилии людей.
Т.И. Бородина

Фото: личный архив Ларисы Шахватовой и Галины Ушаковой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*