Охранял границу на восточных берегах

Служба по охране госграниц почётна, а память о ней свята

18 лет отдал службе в пограничных войсках уроженец Шилкинского района Николай Михайлович Карпов. В 1947 году, когда Николай появился на свет, его семья жила на правом берегу Шилки в селе Кибасово. После расселения дворов с того берега семья Карповых попала в Мирсаново.

Не окончив 7 классов, Николай пошел на курсы трактористов-машинистов. После обучения работал в колхозе им. С.М. Кирова, шесть лет паренек трудился на полях, пока в 1966 году его не призвали в армию. К тому времени у Николая Карпова уже была собственная семья: жена и новорожденная дочь остались ждать дома. Из степного Забайкалья наш земляк попал в приморский Владивосток, где новобранцы прошли карантин и получили распределение на дальнейшую службу в подразделениях пограничных войск.
Путь молодого солдата Карпова и его земляка-шилкинца Федора Федоровича Дедюхина лежал на полуостров Камчатка. Удивлен был Николай Михайлович, что его без образования направили в школу сержантов, а через 11 месяцев отличной учебы Карпова оставили обучать курсантов еще на год. 18 рядовых и ефрейторов под командованием сержанта Карпова были направлены на Северные Курилы, остров Шумшу. Там их приняла 8-ая погранзастава им. Героя Советского Союза А.М. Бабушкина. Застава входила в состав 60-го Виленского Курильского ордена Ленина и Александра Невского пограничного отряда. Николай Карпов командовал отделением, а вскоре ему предложили сверхсрочную службу на должности старшины заставы.
Посоветовавшись с женой, Николай Михайлович принял решение остаться служить в береговой пограничной службе. Семья воссоединилась на Шумшу, где прожили забайкальцы до тех пор, пока старшей дочери не исполнилось 7 лет.
Как следует из сведений электронных источников, во время Второй мировой войны остров был укрепленным оборонительным рубежом японской армии, в августе 1945 года там состоялось одно из крупнейших сражений между советскими и японскими войсками. Осталась соответствующая военно-инженерная инфраструктура, а также по сей день встречаются обломки боевой техники. В 70-х годах в нескольких малонаселенных пунктах острова еще существовали социальные объекты, но основное предназначение островов – защита рубежей. Как вспоминает Николай Михайлович, обстановка в основном была стабильная. По берегу Тихого океана и Охотского моря проходила охрана границы. 24-километровый фланг в обе стороны до 7-й и 9-й заставы. В море несли службу морские части погранвойск. Все прелести островной жизни: пронизывающий ветер, цунами и штормы могли прочувствовать обитатели Шумшу. Это еще хорошо, что не было вулканов, как на других островах Курильской гряды. Зимой сугробы более двух метров, а из средств передвижения по такому снегу – нарты с собаками. На нартах, кстати, увозили рожать жену моего собеседника. Помимо 21 собаки на заставе из живности было две лошади и корова, чтобы у детей было настоящее молоко. От морского воздуха портились зубы, витаминов не хватало, вместо картошки сухой концентрат. Старшина Николай Карпов обеспечивал подчиненных всех необходимым, снабжение было из Ленинграда. Но что делать, как растить ребенка дальше без школы? И Карповых перевели в отряд на Камчатку.
В Петропавловске-Камчатском Николай Михайлович прошел курсы начальника аппаратной телеграфной станции. Годы шли, контракт на службу продлевался, звание старшины Карпов без учебы сменил на звание сначала прапорщика, а вскоре и старшего прапорщика. Перед окончанием службы Николай Михайлович еще работал в должности старшего техника автороты отряда. Знаки «Отличник погранвойск» 1 и 2 степени, медали «За безупречную службу» 2-й и 3-й степени, 2-й разряд военно-спортивного комплекса, медаль к 60-летию Вооруженных Сил СССР и сейчас бережно хранятся дома, напоминая о службе. Все эти годы жена Николая Михайловича Альбина Иннокентьевна, как и жены других военнослужащих, проживавших по месту службы мужей, была причислена к погранзаставе, работала в ней и также получала благодарности от командования части с формулировкой «за добросовестный труд по обеспечению надежной охраны государственной границы на участке пограничного отряда». Они служили вместе, еще обеспечивала надежный тыл.
В 1980-х годах семья Карповых переехала в Читу, где прожила 10 лет, затем – в Шилку, ну а теперь живет в Холбоне – на малой родине Альбины Иннокентьевны. Вернувшись в Забайкалье, наш земляк снова сел за баранку, долгие годы работал водителем. Сохранилась и связь с востоком страны – на Камчатке проживает старшая дочь Карповых Лариса. А вот младшая Елена живет поближе к родителям. Она, кстати, родилась уже на Курилах, недалеко от места службы отца. Глава семьи гордится делом, которому посвятил столько лет жизни.
— Пограничная служба – это дисциплинированные войска, с которыми не сравнятся другие. Отбор серьезный, абы кто туда не попадает. Передовая линия обороны страны – вот что значит погранслужба. Были и захваты нарушителей границы, бдительность такая, что спали с автоматами под подушкой. В 1969 году еще и конфликт с китайцами на Даманском произошел, ощущалось напряжение. А если цунами – спасаем и поселок рыболовецкий, и личный состав. Не просто ходили на работу, но и Родине пользу давали, защищали ее, — говорит Николай Михайлович.
В День пограничника 28 мая на заставе обычно присваивали новые звания, был праздничный обед. В Холбоне, где живет более 20 лет Николай Михайлович, крепкое содружество пограничников, в свой праздник они встречаются с пограничниками Шилки и Нерчинска. В честь своего вида войск воины в зеленых фуражках установили в холбонском парке памятный знак – пограничный столб и беседку, помогали в установке фонтана.
Николай Михайлович Карпов поздравляет всех без исключения, кому дорога память о службе в пограничных войсках, желает всего доброго, чтобы граница всегда была на замке!
Анастасия АЛЫПОВА

Фото Светланы Климовой и из личного архива Н.М. Карпова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*