Секрет долголетия – в сердечности

Мария Григорьевна с сыном Александром, который покорил небо

Мария Григорьевна Перунова родилась 21 октября 1926 г. в Горьковской области в деревне Мельсетьево. Мама Татьяна Семёновна и отец Григорий Фёдорович были крестьянами. Занимались единоличным хозяйством. Семья считалась небедной, у них имелись коровы, лошадь и разная мелкая живность.

Деревня была большой, люди в основном занимались сельским хозяйством, этим и жили, кормили детей. В посёлке работала начальная школа, куда маленькая Маша пошла в семь лет. Но вскоре её жизнь изменилась коренным образом.
Крестьянскую семью отправили на переселение в далёкое Забайкалье. Приехали в Шилкинский район, в деревню Погодаевка. В семье уже росло четверо детей, самому маленькому едва исполнилось несколько месяцев. Позднее в семье родится еще один мальчик. Отец приехал первым, в деревне жить было негде, и Григорий вырыл землянку. Поставил там самодельную печку. Вместо кроватей — доски, стол сколотил из подручных материалов. Вскоре и Татьяна Семёновна приехала с маленькими ребятишками. Жить в сырой землянке с маленькими детьми очень сложно. Дети постоянно болели, условия оказались невыносимые. Отец срубил в лесу сруб дома и продал его, на вырученные деньги купили себе в деревне небольшой домик. Этот домик по сравнению с землянкой казался большим и просторным. Там была кухонка и большая комната. Родители продолжали работать в организованном в деревне колхозе. Также держали и своё подсобное хозяйство. Мария снова пошла в школу. Закончила 7 классов, слыла прилежной ученицей.

Все дети с малых лет были приучены к труду. Мария в 10-12 лет помогала родителям на сенокосе, граблями вручную сгребала сено, делала и другую работу. Брат в возрасте всего 10 годков, но помогал отцу вершить стога сена. Так как в деревне была только начальная школа, ребятишки учились в школе восьмилетке в с. Богомягково. Естественно, ходили пешком, зимой по 40-градусному морозу, в мае и сентябре становилось полегче — хотя бы шли по теплу. Изредка отец возил на лошади, в санях.
Маша уже работала в колхозе и помнит, как началась вой­на, у них в деревне транслировалось радио. Все очень испугались: что же теперь будет? Отца забрали на фронт не сразу. В 1942 году в семье родился брат Гена. Когда отцу пришла повестка, малышу было всего несколько дней от роду. Мама осталась одна с пятью детьми. Она с утра до ночи гнула спину в колхозе, старшие нянчились с маленьким братиком. Старшей у них была Матрёна, она и заменяла им маму, которую дети видели редко. Впоследствии Матрёна вышла замуж, муж ее работал чабаном, у них родилось восемь ребятишек. Всех вырастили, дали всем образование. Мария вспоминает сестру и ее мужа, как очень трудолюбивых, хозяйственных: они имели подсобное хозяйство, занимались разведением пчёл, до старости прожили в Погодаевке.

Отец Григорий Фёдорович служил под Смоленском. В начале их взвод охранял вагоны с продовольствием. Им дали приказ стрелять на поражение в случае, если кто подойдёт к охраняемым объектам. Люди тогда голодали, и зачастую это могли быть дети, женщины. Григорий Фёдорович отказался: «Стрелять по своим я не буду». Его перебросили в Брянскую область. Он вывозил на лошадях с поля боя убитых и раненых под шквальным огнём немецких орудий. Ему посчастливилось остаться живым, дошёл до Европы и с победой вернулся к жене и детям. Потом работал в родном колхозе до выхода на пенсию.
Ну а Мария приехала в 1946 году в Шилку. Девушку пристроили жить на квартиру и вскоре она устроилась работать счетоводом в райкомхоз, где набиралась опыта два года. Затем шесть лет проработала бухгалтером в аптеке. Марию пригласили на почту, где она трудилась семь лет. Когда ей было двадцать, познакомилась со своим мужем Дмитрием Александровичем Перуновым. Он был участником войны с Японией. Воевал на восточных рубежах, также был участником военных событий в Маньчжурии. Мария Григорьевна вспоминает: «Мы познакомились с мужем, когда он приехал в Шилку. Дмитрий сопровождал эшелон с японскими солдатами, взятыми в плен. Пленных японцев привезли в Шилку. Их было несколько тысяч, муж охранял их». Всего советскими войсками было взято в плен 526 тысяч японских военнослужащих. На возвращение домой могли рассчитывать лишь 160 тысяч военнопленных. Многие пленные японцы потом умерли в Шилке и были здесь похоронены. Спустя несколько лет дети и внуки пленных японцев приезжали в Шилку, и Дмитрий Александрович помогал отыскивать их могилы и даже их выкапывать для перезахоронения. Японцы увозили останки своих предков на родину и там предавали их земле. Какой доброй душой и состраданием обладал советский солдат, чтобы по своей воле отыскивать могилы этих несчастных. Вот таким был муж Марии Григорьевны, он не затаил ни обиды, ни ненависти к захватчикам, хотя они пришли к нам убивать. После войны работал помощником машиниста до выхода на пенсию, ушел из жизни в 1992-м году.

В браке Марии и Дмитрия Перуновых родились двое детей: сын Александр и дочь Людмила. Очень интересно сложилась судьба у сына. Мария Григорьевна рассказывает: «Когда Саше было 7 лет, он помогал мне на огороде. У нас был большой участок, где мы выращивали овощи. Я занималась выращиванием рассады, излишки продавала на рынке. Саша всегда рядом. И вот летит над Шилкой самолёт. А Саша говорит: «Я вырасту и стану лётчиком, и буду тебе мама денюжки сбрасывать с самолёта, чтобы ты меньше трудилась». Так и случилось, Александр отлично окончил школу и поступил в лётное училище гражданской авиации в г. Выборг Ленинградской области. После окончания училища Александра отправили работать в г. Киренск Иркутской области. Затем молодого лётчика перевели в лётный отряд в Казахстан. Когда распался Советский Союз, Александр решил обосноваться в г. Ярославль. Спустя время Александра пригласили по контракту на работу в Южную Америку в Венесуэлу, г. Барселон, штат Ансоатеги. Он работал там летчиком-инструктором, а потом — в сфере туризма. Осуществлял авиаперевозки туристов на острова. Одно из таких мест – остров Маргарита, который находится в южной части Карибского моря. Также летал на остров Шпицбе́рген, который находится в Северном Ледовитом океане. Довелось летать на своей крылатой машине на Кубу — это крупнейший остров Карибского бассейна. Также работал в Германии в г. Франкфурт-на-Майне. Вот такой отважный сын у Марии Григорьевны. Он часто приезжает к маме в гости, скучает по родному Забайкалью. В Шилке много друзей, спустя несколько десятков лет после окончания школы Александр и его одноклассники сохранили традицию – встречаются всем классом.

Младшая дочь Людмила живёт в Первомайском. После окончания техучилища она уехала в Оловяннинский район. Работала мастером холодильных установок. Потом переехали в п. Первомайский, где более 25 лет проработала на ГОКе лаборантом. Почти каждый день она приезжает в Шилку, чтобы навестить маму, приготовить что-нибудь вкусненькое.
Мария Григорьевна сейчас живёт одна в своей уютной квартире в Шилке, которую они с супругом получили после сноса их старенького дома. Мария Григорьевна имеет много медалей, благодарностей. Она ветеран труда, труженик тыла, вдова ветерана Великой Отечественной войны. У неё две внучки и четверо правнуков. Мария Григорьевна счастливая мама, бабушка и прабабушка. Я спросила её, в чем секрет долголетия, острого ума, хорошей памяти. Она ответила: «Я никогда ни с кем не ругалась, я всегда с уважением относилась к своим коллегам, дружила с соседями. И много, много работала». Я заметила, что от Марии Григорьевны исходит какое-то материнское тепло, доброта, мудрость. Всегда поражаюсь нашим женщинам-землячкам, насколько они душевные, сострадательные. Ведь им пришлось пройти через голодное детство, войну. Жизнь не баловала ни одну из моих героинь. Но они не озлобились, наоборот, стали еще добрее душой, сердцем. Они всегда приходили на помощь другим, не жалея своих сил, времени и здоровья. Может поэтому им господь даровал долголетие. Я и все мои коллеги с огромным уважением относимся к нашим дорогим ветеранам и желаем, чтобы они еще долгие годы дарили радость своим родным. Здоровья вам, дорогая Мария Григорьевна, спасибо вам и всем труженикам тыла за ваш труд, ваше терпение, за мир на земле.
Полина Номоконова,
сотрудник Шилкинской
центральной библиотеки

Фото: семейный архив Перуновых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*