Ушёл из жизни настоящий журналист и товарищ

Скорбное известие пришло на днях из Читы: на 65-ом году скоропостижно скончался наш коллега

Текучёв
Виктор
Григорьевич.

Уроженец Ростовской области, он после службы в армии задержался в здешних краях, обзавелся семьей, начал работать в чернышевской районной газете, параллельно окончил журфак Иркутского университета и как-то очень органично прижился на забайкальской земле, прирос к Забайкалью. В считанные годы быстро прошел весь послужной список редакции в Чернышевске и в конце 80-х после назначения собственным корреспондентом «Забайкальского рабочего» приехал работать в Шилку. Основную часть своей профессиональной карьеры посвятил «Забрабу» — так в журналистской среде называли тогда областную газету Читинской области. Любил родное издание и гордился им невероятно. В конце нулевых годов, уже после расформирования сети собкоровских пунктов, за какое-то время до выхода на пенсию перешел работать в «Шилкинскую правду» и тоже прикипел к ней, болел за нашу газету всей душой. А недавно, пару лет назад, насовсем уехал жить в Читу поближе к дочерям.
Невозможно писать о своем старшем товарище, с которым много общался, что-то активно обсуждал, советовался и делился своими личными переживаниями, оперируя дежурными фактами из его биографии. Лучше вспомнить о том, каким он был человеком, каким запомнился. И здесь от личного восприятия никуда не деться. Поэтому буду говорить про то, каким он был в моих глазах. Невероятно проницательный, умный, остроумный, глубокий, яркий – в самом прямом и подлинном смысле этих слов. Щедрый на творческие идеи и замыслы, генерировал их нон-стоп, практически без пауз. Бездна юмора и иронии, ещё больше самоиронии. Запросто мог посмеяться над всеми и, в первую очередь, над собой. Где был В.В. Текучев, там всегда были хорошее настроение и смех. Экспромты, словесные эскапады, искрометные монологи, которые с течением лет почему-то никак не иссякали, масса интересных бытийных знаний. Сходу расскажет кучу каких-то баек, невероятных историй, личных приключений, небылицу, присочинит, приправит солью и перцем из «великого и могучего» – и все присутствующие уже смеются. Бывало, так интересно, смешно и артистично расскажет какую-нибудь очевидную околесицу, — не разберешь, где там правда, а где вымысел, — что оставалось только смеяться от души, получать удовольствие и восхищаться его непревзойденным талантом рассказчика. Любое общее дело ценится за такие моменты качественного профессионального общения, за родство душ. Фирменная текучевская харизма знакома многим в районе. Он умел мастерски сократить дистанцию между людьми. На равных разговаривал что с сильными мира сего, что с работягами.
Он никогда и намека не делал на свою причастность к казачьему сословию, хотя и был выходцем из цитадели казачества – с Дона, но наверняка многим, кто его знал, из-за внешнего сходства на ум приходили сравнения его с героями шолоховских романов – такой же он был горячий, быстрый на реакцию, категоричный, бескомпромиссный, всегда на каком-то нерве. Когда человек уходит, слетает всякая наносная шелуха, остается что-то главное — выкристаллизованное и сущностное. В нем и при жизни чувствовался внутренний драматизм и надлом, и сейчас это понимаешь особенно остро. Вероятно, у по-настоящему одаренных творчески и интеллектуально людей не бывает простой судьбы. Видимо, всё действительно так устроено миром: кому многое дается, с того много и спрашивается за применение таланта. Тонкую душевную организацию и невысказанность скрывал за показной бравадой. Весь был соткан из противоречий. Всегда мятежный, мятущийся, противоречивый, беспокойный и одинокий. Многое видел мысленным взором — понимал, огорчался, принимал близко к сердцу. Наблюдательность, глубокий взгляд, фразы не в бровь, а в глаз. На язык ему было лучше не попадаться: филигранно владел сатирическими инструментами, на грани сарказма. Местами эксцентричный и чудаковатый, как и большинство по-настоящему наделенных недюжинными творческими способностями людей. То был по-детски непосредственный и беззащитный, то несдержанный на слова и действия, колючий и злой снаружи. Правда, неизменно понимающий и добрый внутри. Мы это знали. Как помнится, он вечно опекал редакционную молодежь. Искренне попереживает, посочувствует. Вполне мог и заступиться, защитить, помочь. Это дорогого стоит во все времена. По своей инициативе мог запросто сходить и за кого-то похлопотать или из-за кого-то поругаться, если считал что-то несправедливым. А сам порой не справлялся со стрессами. Даже в лучшие годы своей абсолютной профессиональной состоятельности никогда не был пресыщенным и ленивым. Всегда находился в творческом тонусе, сохранял живой интерес ко всему происходящему и жадность к новому, любознательность. Смотрел на многое не только через призму профессии, но и через свою настроенную жизненную оптику.
Журналистская профессия публичная, здесь люди на виду. Но при всем том редко какой журналист в Шилкинском районе в расцвете своих творческих сил и активной профессиональной деятельности был так популярен, любим и уважаем в народе, как он. Его знало всё село. Одна половина сельских жителей района, читателей газет, звала его уважительно Виктор Григорьевич, другая – просто Григорич. Он писал про них, про сельскохозяйственное производство, про фронтовиков и тружеников, про обычных и простых, как тогда говорили, людей от сохи. Он их хорошо чувствовал, уважал и как будто даже жалел, понимая содержание аграрного труда. Хорошо знал все районные трудовые династии и боевые биографии многих участников войны.
Из всех журналистов «Шилкинской правды» трех последних десятилетий, с кем довелось поработать, считаю, он ближе всех находился к настоящей литературе по размаху своего таланта, виртуозному владению словом и мыслью, эпичному стилю письма, пониманию жизненных закономерностей, процессов и перипетий. Несколькими книгами издал свои многочисленные очерки и зарисовки о земляках. У читателей Шилкинского района они имеют репутацию культовых. По прошествии лет, когда от нас почти ушло созидательное поколение советских людей, его книги приобретают еще большую краеведческую и историческую ценность. Награжден почетным званием «Заслуженный работник культуры Читинской области».
А ещё он очень любил двух своих дочерей, много сил вкладывал в их воспитание и образование, всегда гордился старшей, помогал поддерживать интерес к учебе в свое время у младшей.
Закрылась еще одна страница истории «Шилкинской правды», связанная с уходом журналиста. Очень жаль. Светлая ему память. Спасибо, что был рядом с нами.
От имени коллег
по «Шилкинской правде»,
Ольга Терещук

2 мысли о “Ушёл из жизни настоящий журналист и товарищ”

  1. Светлая память замечательном человеку. 49 лет назад судьба свела Виктора Григорьевича Текучева и нас — 29 девочек в Азовском педагогическом училище. Как жаль, что он не дожил до 50-летия нашей дружбы и не сможет приехать на встречу.
    Помним. Любим. Скорбим.

  2. У Виктора есть сын Сергей. Проживает в Краснодарском крае. Не видел отца с младенческого возраста. Очень жаль читать о таком скорбном известии… им так и не удалось встретиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*