Кто же будет пилить иглу, на которой сидит?

Еще накануне 2018 года, на который законодатели анонсировали повышение акциза на бензин, в Шилке, как и во всем Забайкальском крае, розничные цены на топливо выросли за декабрь несколько раз. В первую очередь повышение сказалось на стоимости проезда в маршрутных городских такси и такси по вызову. Примерно такой диалог довелось услышать в пойманном такси:
— А Вы знаете, что проезд теперь стоит 50 рублей?
— А почему так?
— Все поднимают. Мы и так четыре года не поднимали, а бензин дорожает и дорожает. На «Нефтемаркете» — 46, у Налимова – 43 рубля.
— Ну, вы хотя бы на пять рублей наценили. Нам зарплаты тоже не поднимают, а ездить как-то надо, да и расстояния порой небольшие.
— Мне налоги платить тоже надо, налоги повысили, бензин подорожал. Все возмущаются, а мы должны бесплатно возить – в убыток себе?
Вслед за маршрутными подтянулись цены и на такси по вызову: у тех перевозчиков, которые держали низкий тариф, запротестовали водители. В итоге спрос местами упал, и простой сказался на кошельке еще больше. А между тем, до официального повышения с 1 января акцизов оставалось еще несколько дней.
В краевой Думе, конечно, озаботились таким скачком цен и на последнем заседании решили, что в первом квартале 2018 года пригласят УФАС для разъяснения ситуации. Между тем, коллеги из краевых СМИ уже получили комментарии у руководства УФАС по Забайкальскому краю. Причина стара и давно известна: Забайкалье обходят стороной все вертикально-интегрированные нефтедобывающие компании, кроме «Роснефти», у которой цена на топливо чуть ниже. Большинство продавцов бензина закупают его на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе и с расходами на доставку связывают высокие цены на топливо.
Между тем, еще в конце ноября президент подписал поправки в Налоговый кодекс, согласно которым акцизы на бензин пятого класса с 1 января стали выше на 10,7 % и составляют 11,2 тысячи рублей за тонну, и вырастут еще раз в июле. На 12,7 % и на 8 % вырастут акцизы на дизельное топливо. Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 40 миллиардов рублей. Эксперты считают, что рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4 %. По оценке специалистов, литр горючего может подорожать на 60 копеек. А если учесть, что цены поднимутся дважды, в январе и июле, то, похоже, стоит ждать удорожания бензина до 50 рублей за литр. Однако, как видим, в Забайкалье цены выросли еще до повышения акцизов.
В продолжение темы транспортного сообщения нужно отметить, что с нового года наценились услуги и междугородных такси – с 500 до 600 рублей вырос проезд для взрослого пассажира, для детей цена повысилась на 50 рублей. Ведь основная масса машин, курирующих между Читой и Шилкой, работает на дизтопливе, цена которого варьируется от 44 до 46 рублей.
Повышение цен на автомобильное топливо простые граждане естественным образом связывают с высокой вероятностью подорожания продуктов питания. Ведь затраты на транспортировку товаров продавцы и производители также включают в цену на прилавке.
Корреспондент «ШП» поинтересовалась у руководителей магазинов Шилки, скажется ли подорожание топлива на цене товаров.
— Как повышать цены, когда покупательская способность итак упала, где-то снизили зарплату, а где и вовсе сократили людей? Повысим цены и покупателей совсем потеряем! Кроме того, предложение превышает спрос, идет конкурентная борьба за покупателя с неместными фирмами. Акции делаем, ниже закупочных цен продаем, — рассказывает хозяйка магазинов «Эдем» и «Авоська» Наталья Котельникова. – Наши доходы падают, а у нас еще и кредиты. Загнали нас в угол! Говорили: «Кризис», а он сейчас только до нас докатился. Сейчас МРОТ повысился, пенсионные и налоговые отчисления повысились, еще и бензин дорожает. Нам, чтобы до Читы доехать и вернуться, нужно 125 литров солярки, ездим восемь раз в месяц. Стараемся заправиться в Чите, немного, да подешевле, и самое главное – качество лучше, а у нас тут нет выбора.
— Для меня дорогой бензин – это катастрофа! 45 рублей за солярку платим, очень дорого доехать до Читы. Цены, конечно, будут подниматься, ведь расходы на грузоперевозки выросли. В Чите на оптовых базах буквально боятся заказывать товар, потому что уже есть наценка с прошлого года, и все переживают, по каким ценам товар придет. По всей России подорожал бензин плюс доплаты за километраж, транспортный налог вырос. До весны все будет дорожать, и мы будем вынуждены наценить. Как иначе? Хотя у покупателей и так денег нет, в других регионах хотя бы зарплаты выше, а тут… выживают люди. Страшно становится, — говорит предприниматель Вадим Шайдуров.
Затраты на грузоперевозки ударят не только по продавцам товаров, но и по сельхозтоваропроизводителям. Ведь и они работают с привозным сырьем, в стоимости которого учитываются затраты на доставку. Мы пообщались с предпринимателем Любовью Поселкиной из Новоберезовского. Она рассказала, что уже провела перерасчет себестоимости хлебобулочной продукции, и, скорее всего, цена будет увеличена.
— Грузоперевозки дорожают; муку, маргарин, масло, дрожжи – все закупаем и привозим. У нас на «Подсолнухе» цены поднялись, а качество? Падает. В Чите есть заправки, где качество отличное. На носу посевная, нужно культивировать землю. Раньше, как начинается посевная, подъем цены на топливо, а нынче цена рано начала расти, но, думаем, после выборов еще будет скачок цен. Большие запасы топлива сейчас делать мы тоже не можем. А, кроме того, дорожают и комплектующие к технике, вплоть до мелочей – все идет с повышающим коэффициентом, — говорит производитель пищевой продукции.
Каковы же причины того, что уже сейчас цены больно ударяют по кошелькам автовладельцев, а в перспективе могут коснуться каждого? Руководитель шилкинской заправки Владимир Налимов подробно рассказал, как складывается цена для автозаправок и конечных потребителей, чего ожидать дальше и какой выход видит он:
— Я не открою Америку, если скажу, что выросла цена на нефть на бирже. Причина тому – нехватка топлива в России из-за того, что в Москве сломался нефтеперерабатывающий завод. Это официальная версия. Если честно, я не понимаю всей системы ценообразования и в целом продажи топлива. В России, по идее, должен быть госзаказ на определенное количество нефти. А сейчас все компании увлеклись экспортом, зарабатывают деньги. Кроме того, рынок захватывают постепенно ВИНКи – вертикально-интегрированные компании, которые проходят полный цикл: добыча — переработка — реализация. Нам с ними бороться невозможно, мы покупаем у них же. Они медленно, но повышают цены. Я еще жду, когда они два-три раза поднимут стоимость, потом повышаю у себя, потому что людей все равно жалко.
Основная составляющая бензина – налоги, а они повышаются и повышаются. А потому призыв бойкотировать заправки считаю нецелесообразным, потому что они в наценках топлива не играют роли, в отличие от производителей. Я работаю с «ВостокНефтепродукт», у них на сегодняшний день идет снижение цены на 92-й бензин, но растет в цене дизтопливо, потому что есть спрос. Ждем повышения акцизов… Трудно спрогнозировать, но если говорить о прямом повышении, то литр топлива подорожает на 50-70 копеек. Но так как и мы работаем на этом топливе, то его подорожание отразится в конечной цене. 50 копеек – это уже будет неадекватная сумма, наценка будет не меньше рубля.
Мы такие же потребители и тоже ощущаем все эти наценки. Мы за каждый рейс до Читы платим 1000 рублей за систему «Платон». За два бензовоза в год уходит 200-300 тысяч рублей, которые потом учитываются в цене на заправке. Плюс введен сложный регламент для оформления этих бензовозов, жесткие требования по перевозке опасных грузов. Добавить сюда транспортный налог. Загоняют нас в угол.
Сегодня цены установились на отметках 42-48 рублей. Как говорят эксперты, можно считать это большой неудачей, но сейчас в пользу повышения цен на бензин играет слишком много факторов. Способно ли государство остановить рост цен на топливо, удорожание логистики и стоимости товаров народного потребления? Очевидно, что нет. И уже не одни автовладельцы тяжко вздохнут, раскошеливаясь на транспортные затраты. Если сегодня мы можем выбрать, проехать два раза на такси или купить пять булок хлеба за бумажку с изображением Большого театра, то завтра такого выбора уже может не быть. Хотя у кого-то еще есть возможность выбирать между театром или эстрадным концертом. Там, где уровень жизни выше. Там, где существует государство под названием «Москва».

Глас народа

Комментарии на ситуацию пользователей соцсети «ВКонтакте»

Оксана, г. Шилка: Машина теперь чаще остается в гараже, пока пострадала статья расходов под названием «Отдых». Так что могу сказать, что негативно отражается повышение цены на бензин. Чем ниже цена, тем, естественно, благоприятнее. Не понимаю, почему национальное богатство продается по таким ценам, нефть же наша?! Государству не воровать, не помогать другим странам, а задуматься о своих гражданах. Если такая ситуация в канун выборов, то чего ждать дальше?
Олег, г. Шилка: Дорого, конечно, лучшая цена — до 40 рублей. Снижение цен можно добиться антимонополией в Шилке, потому что в той же Чите топливо стоит дешевле. А вообще мое мнение: установить единую цену на всей территории страны, ибо акциз один, а розничные цены разные. А затраты на доставку топлива компенсировать продавцам за счет бюджета.
Иван, г. Шилка: Хотелось бы, чтобы бензин был хотя бы 40 рублей. На семейном бюджете очень отражается. Думаю стать участником акции «Мы против золотого бензина».

Анастасия МИНИНА

Одна мысль про “Кто же будет пилить иглу, на которой сидит?”

  1. Хорошо бы построить газозаправочную станцию в Шилке. На газу ездить дешевле. Газ стоит примерно в два раза дешевле бензина. И вредных выбросов в атмосферу меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*