По материалам Ежегодной педагогической конференции

Обновление содержания и технологий воспитательной и образовательной деятельности образовательных организаций Шилкинского района: итоги 2020-2021 учебного года, задачи и приоритеты 2021-2022 учебного года

Ежегодная педагогическая конференция — это особая стартовая площадка для всего педагогического сообщества в преддверии нового учебного года.
Конференция призвана актуализировать итоги 2020-2021 учебного года, определить приоритеты и задачи стабильного функционирования и развития в 2021-2022 учебном году.
Приоритетным тематическим направлением августовской конференции 2021 года являются вопросы воспитания детей и молодежи как основного ресурса сохранения и укрепления традиционных для России духовно-нравственных ценностей и условия консолидации российского общества.
Кроме этого, в новый учебный год мы входим со значительными изменениями законодательства в сфере образования, принятыми в первом полугодии 2021 года:

  • с 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности и реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • утверждены новые правила формирования и ведения ФИС ФРДО;
  • установлен порядок выдачи аттестатов о среднем общем образовании и основания выдачи медали «За особые успехи в учении».
    Впервые в образовательном законодательстве нормативно закреплены порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности.
    Существенные изменения произошли в профобразовании:
  • пересмотрен порядок разработки федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;
  • с 24 марта изменился порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • поступающие на обучение по программам среднего профессионального и высшего образования вправе направить в образовательную организацию заявление о приеме, а также необходимые документы с использованием портала госуслуг.
    Ряд нормативных актов закрепляет новые требования к организации горячего питания обучающихся.
    При подготовке к новому учебному году в реестр образовательных организаций, находящихся на территории Шилкинского района, вошли 32 организации различных уровней.
    По сравнению с 2020-2021 учебным годом сеть муниципальных организаций не изменилась.
    За год число детей в дошкольных учреждениях выросло на 72 человека и составляет 1941 (в 2020 году — 1869 человек). Это стало возможно благодаря введению двух объектов (МДОУ детский сад № 23 «Пчелка», МДОУ детский сад № 2 «Ласточка»).
    Доступность дошкольного образования для детей дошкольного возраста составляет 100% (по краю — 98,13%, по РФ — 99,47%). Актуальная потребность в дополнительных местах на 1 сентября 2021 года прогнозно составит 199 мест (от 0 до 2 лет).
    Вопрос обеспечения доступности дошкольного образования с федеральной повестки не снимается. В связи с тем, что увеличилось число регионов, не обеспечивающих 100-процентную доступность, сформировано новое поручение Президента РФ о достижении всеми субъектами данного уровня доступности дошкольного образования до конца 2023 года. Важным является корректное ведение электронной очереди и недопущение ошибок, которые искажают реальную картину по системе дошкольного образования.
    По системе общего образования (22 школы) ежегодно наблюдается небольшая убыль численности обучающихся общеобразовательных организаций. На 1 сентября 2021 года численность школьников составит 5109 человек (2020 год — 5241 человек).
    Численность первоклассников в прошлом учебном году составляла 531 человек, прогноз на 2021-2022 учебный год — 569 человек.
    Численность выпускников 9 и 11 классов изменится незначительно — 463 человека (2020-2021 учебный год — 501 человек) и 229 человек (2020-2021 учебный год — 190) соответственно.
    Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 8 июля 2021 года № 700 утверждена Концепция региональной системы управления качеством образования на периоды с 2021 по 2024 годы.
    Одним из пунктов этой Концепции является совершенствование работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся. В 2020 году обучающиеся школ района приняли участие в проекте «Билет в будущее», активно участвовали в декаде по профориентации. Но нужно отметить, что данная работа проводилась не в системе. Перед нами поставлена задача охватить профориентационной работой как детей, посещающих ДОУ, школу, так и учреждения дополнительного образования, вести работу с родителями (законными представителями). Чтобы организовать работу на должном уровне, необходимо повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, продолжать совместную деятельность образовательных организаций с организациями высшего, средне-профессионального образования и иными организациями для обеспечения образовательных услуг профессиональной направленности во внеурочное время. Комитетом образования будет осуществляться мониторинг результатов работы системы профессиональной ориентации, включая изучение предпочтений обучающихся старших классов в выборе профессии, а также механизмов взаимодействия образовательных организаций с организациями профессионального образования, предприятиями и учреждениями района и региона. Поэтому наша общая задача — правильно, системно выстраивать профориентационную работу с выпускниками как 9, так и 11 классов, ориентируя на рынок труда нашего района и региона, целенаправленно формируя и поддерживая высокий имидж районных и региональных организаций профессионального образования. Профориентационная работа с выпускниками школ становится важным механизмом народосбережения в регионе и поддержки стабильной демографической ситуации. Социальные задачи системы СПО — это не только обеспечение рынка труда специалистами среднего звена и высококвалифицированными рабочими кадрами, но и сохранение численности населения края, недопущение оттока молодежи в другие территории.
    Показателем эффективности деятельности муниципальной системы образования является ее кадровый ресурс.
    Численность педагогических работников по муниципальной системе образования в 2021-2022 учебном году прогнозно составит 462 человека (в 2020 году — 462 человека). Школы — 457 человек (2020 г. — 462 человека), ДОУ — 134 человека (2020 г. — 127 человек), ДОД — 31 человек (2020 г. — 23 человека).
    В целом по Шилкинскому району на одного педагогического работника дошкольных и общеобразовательных учреждений приходятся 11,05 обучающихся (в дошкольных образовательных организациях — 11,3, в образовательных организациях — 10,8) при среднероссийском показателе 17 обучающихся, краевом — 12,1. Поэтому актуальной остается задача повышения наполняемости классов в школах и групп в дошкольных учреждениях, особенно в сельской местности.
    Продолжают оставаться критическими показатели численности вспомогательного и прочего персонала к численности обучающихся: в 2020-2021 учебном году в части, финансируемой из бюджета края, на одну штатную единицу прочего и учебно-вспомогательного персонала в школах приходилось 20,3 ученика, в дошкольных учреждениях — 12,7 воспитанника. При краевом показателе 35,6 ученика в дошкольных учреждениях — 14,1 воспитанника.
    По оценке Министерства финансов Российской Федерации, неэффективные расходы в сфере образования Забайкальского края составляют 3,5 млрд рублей и большая часть этих неэффективных расходов связана с низким соотношением численности обучающихся к численности работников.
    Неэффективные расходы в сфере образования — это серьезное препятствие для развития системы, выполнения новых задач, которые ставятся в рамках государственной политики. Кроме этого, неэффективные расходы являются причиной возникновения рисков и ограничительных факторов в достижении качества образования. Данная ситуация требует анализа и принятия соответствующих управленческих решений со стороны комитета образования и главы района.
    В настоящее время в Шилкинском районе в сфере общего образования имеются 50 вакансий педагогических работников, из них 43 учителя. Наибольший дефицит наблюдается среди учителей математики, английского языка, русского языка и литературы, физики, начальных классов.
    В рамках реализации программы «Земский учитель» в Забайкальском крае в сельских школах приступят к работе 20 учителей, получивших выплаты по 2 млн рублей. Это Агинский, Александрово-Заводский, Борзинский, Дульдургинский, Забайкальский, Карымский, Кыринский, Нерчинский, Оловяннинский, Хилокский, Читинский районы, в том числе и Шилкинский. В настоящее время заключено 17 трудовых договоров (семь учителей русского языка и литературы, четыре учителя начальных классов, два учителя математики, два учителя химии, один учитель физики, один учитель истории). В МОУ Шилкинская СОШ № 1 к работе приступает учитель информатики, в МОУ Шилкинская СОШ № 51 — учитель русского языка и литературы.
    До конца 2024 года еще 56 педагогов придут в школы Забайкальского края по данной программе. По информации Минпросвещения России, планируется продление программы до 2024 года.
    В 2020 году Забайкальскому краю для КЦП в ЗабГУ выделялось 90 мест, а заполнили только 52 места (по количеству зачисленных в вуз). Это очень плохой результат при имеющемся количестве педагогических вакансий. Результаты 2021 года снова неудовлетворительные. Было выделено 117 мест для КЦП, заполнили 51 место. Пять кандидатов муниципального района «Шилкинский район» заключили договор о целевом обучении: два человека — на очную форму обучения, три — на заочную. По итогам приемной кампании 2021 года поступило два человека на очную и один человек на заочную форму обучения. Два выпускника школ не набрали достаточное количество баллов для поступления на бюджетной основе. В последние годы наблюдается тенденция в снижении количества заключенных договоров на целевую подготовку педагогических кадров. Кроме того, одним из факторов не зачисления абитуриентов является направление образовательными организациями для заключения договоров кандидатов с низкими результатами государственной итоговой аттестации.
    Учитывая острую потребность в педагогических кадрах и имеющихся вакансиях педагогов, необходимо выстроить работу по организации предпрофильной подготовки и профориентационной работе. Руководители образовательных организаций должны лично контролировать профориентационную работу как среди обучающихся старших классов (очная форма обучения), так и педагогов со средним профессиональным образованием (заочная форма обучения). Проблема кадрового обеспечения требует кардинальных подходов к ее решению. Это должны быть плановые действия по отбору выпускников, специалистов иных профессий, готовых переучиваться и получать педагогическое образование по востребованным направлениям.
    Еще одно немаловажное и эффективное решение — это создание условий для закрепления выпускников среднего профессионального образования и высшего образования в школах, их методическое сопровождение и наставничество.
    Наставничество в системе образования не является чем-то новым. Тем не менее сегодня этот институт получил мощный импульс к развитию благодаря национальному проекту «Образование», направленному на достижение двух ключевых задач современного образования:
  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
    Технологии наставничества имеют довольно широкие возможности для применения. В связи с этим тема наставничества стала сквозной для национального проекта «Образование». Эта тема становится одной из центральных в федеральном проекте «Учитель будущего», по итогам которого к 2024 году не менее 70% молодых педагогов в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года. В реализации данного проекта система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов.
    В соответствии с целевыми показателями федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году не менее 10%, а к концу 2024 года не менее 79% обучающихся образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества.
    В соответствии с приказом МОЗК № 798 от 29 июля 2020 г. «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность» необходимо обеспечить с 1 сентября 2020 года внедрение на территории Забайкальского края целевой модели наставничества обучающихся. В нашем районе в соответствии с приказом определены пилотные школы: МОУ Первомайская ООШ № 1, МОУ Первомайская СОШ № 5, Казановская СОШ, Холбонская СОШ. Задача каждой образовательной организации, особенно школ, — обеспечить максимальное внимание к вхождению молодых педагогов в профессиональную деятельность и их закреплению в педагогическом коллективе. При этом важно обеспечить комфортное и неконфликтное пребывание начинающего педагога в образовательной организации с запуском всех возможных механизмов поддержки. Нужно обеспечить соответствующую работу в коллективах, включая закрепление наставников за молодыми педагогами, разработку индивидуальных планов адаптации и профессионального роста, реализацию механизмов стимулирования.
    Обращаясь к вопросу деятельности образовательных организаций всех уровней в прошедшем и новом учебном году, следует отметить, что, учитывая сохраняющиеся риски распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в режиме особой организации образовательной деятельности нам предстоит жить и в 2021-2022 учебный год. Напомню, что санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 действуют до 1 января 2022 года (постановление № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Это значит, что сохраняются все требования по организации образовательной деятельности, включая дезинфекцию, фильтры, соблюдение социальной дистанции, недопущение смешения классов, групп и другие.
    Безусловно, начинать новый учебный год оказалось несколько легче, чем предыдущий. За год обеспеченность рециркуляторами повысилась в шесть раз (на февраль 2020 года — 60 штук, на ноябрь 2021 года – 395 штук); обеспеченность бесконтактными термометрами выросла в девять раз (на февраль 2020 года — 8 штук, на ноябрь 2021 года — 79 штук).
    При сохранении действующих норм новый учебный год начался с действия еще одного требования: в соответствии с частью 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при отсутствии профилактической прививки против коронавирусной инфекции (без сохранения заработной платы).
    В соответствии с пунктом 2.1 постановления главного государственного санитарного врача по Забайкальскому краю от 27 июня 2021 года № 535 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» руководителям организаций в сфере образования необходимо было в срок до 27.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 27.08.2021 — вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
    Уровень вакцинации среди работников образовательных организаций в целом по району, по данным на сегодня, составляет 93,3%.
    Таким образом, на начало учебного года с момента выхода работников образовательных организаций из отпусков допуск к работе возможен только вакцинированных сотрудников образовательных организаций, включая административно-управленческий и вспомогательный персонал, педагогических работников. Ответственность за организацию вакцинации работников несет руководитель образовательной организации.
    2020-2021 учебный год определил новую методологию образовательного процесса, потребовал новых управленских, организационных, методических решений.
    Мы проанализировали ситуацию по деятельности общеобразовательных организаций в период ограничительных мероприятий. Вот некоторые цифры.
    В период с 1 сентября 2020 года до 30 мая 2021 года:
  • 22 школы (с общей численностью обучающихся 5159 человек — 100%) использовали «смешанный формат обучения», сочетающий очную, очно-заочную формы обучения с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
  • все школы не менее 25 учебных дней работали в дистанционном формате в полном объеме;
  • в семи школах классы уходили на карантин на срок от 7 до 14 дней;
  • во всех школах был введен формат дополнительных каникул.
    По данным ведомственного мониторинга, большая часть образовательных организаций использует две образовательные платформы для обучающихся 1-4 классов и не более трех для обучающихся 5-11 классов, в том числе вход на которые осуществляется через ГИС «Образование Забайкальского края». Вместе с тем анализ показывает, что на практике часть учителей и преподавателей формально организуют обучение с использованием электронных ресурсов, без организации взаимодействия с учениками в виртуальном пространстве. Хочу подчеркнуть, что такой подход допускать нельзя. Для эффективной организации образовательной деятельности в условиях модели смешанного или дистанционного обучения в Забайкальском крае созданы необходимые ресурсы.
    Работа сконцентрирована в информационной системе «Образование Забайкальского края» в электронном журнале и дневнике учащихся (модуль «Сетевой город. Образование»), которая работает как платформа дистанционного обучения. В систему встроен конструктор уроков, система видеоконференцсвязи, обеспечен доступ к учебным ресурсам. Предоставлен доступ напрямую из электронного дневника, без дополнительной регистрации, к образовательным порталам РЭШ, Я-Класс, Образовариум.
    Безусловно, есть комплекс объективных проблем в организации дистанционного обучения (отсутствие сети Интернет и мобильной связи, отсутствие локальных сетей школ), но немаловажную роль здесь играет мотивационная готовность учителя качественно работать с обучающимися, а не ограничиваться фиксацией и проверкой домашнего задания. Этот вопрос должен стать предметом обсуждения на ближайших педагогических советах, методических объединениях учителей. Необходимо запускать механизмы наставничества молодых учителей над стажистами в плане освоения информационных технологий и повышения эффективности использования дистанционных форм организации обучения.
    Этот год мы начали в очном режиме, но с соблюдением всех мер профилактики. Исключением являются организации дополнительного образования детей, которые сохраняют дистанционный формат работы до 3 сентября в соответствии с постановлением губернатора.
    Надо подчеркнуть, что угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 остаются, кроме этого октябрь-ноябрь — это период сезонных заболеваний гриппом и ОРВИ, поэтому задача руководства образовательных организаций — иметь понятный, четкий, управляемый и исполнимый план перевода образовательных организаций на смешанную или дистанционную форму работы в случае вынужденной необходимости.
    Нетрадиционные условия организации образовательной деятельности в конце 2019-2020 учебного года и в 2020-2021 учебном году не могли не отразиться на качестве образовательных результатов.
    После перерыва в 2020 году когда в условиях пандемии ГИА-9 было отменено, в 2020-2021 учебному году нагрузка на выпускников 9 классов по итоговой аттестации значительно была снижена. Основанием для получения аттестата стало успешное прохождение ГИА-9 по двум обязательным учебным предметам: русский язык и математика. Несмотря на это, подготовка выпускников была осуществлена на крайне низком уровне.
    По итогам основного периода ГИА-9 77 девятиклассников (16% от общего числа участников ГИА-9) не получили аттестат в 2021 году. Высокий процент не получивших аттестаты по итогам ОГЭ в МОУ Мирсановская СОКШ (54,5%), МОУ Верх-Хилинская СОШ (30,7%), МОУ Шилкинская СОШ № 1 (22,4%), МОУ Номоконовская СОШ (66,6%), МОУ Шилкинская ОСОШ (90%), МОУ Холбонская СОШ (26%). Пересдача экзаменов была в сентябрьский период.
    В этом году показатель качества знаний ниже в сравнении с 2019 годом. Доля обучающихся, выполнивших работы на «4» и «5», по русскому языку снизилась на 13%, а по математике — на 31%.
    Что касается результатов ГИА в 11 классах, из 190 выпускников текущего года девять человек не получили аттестат (недопуск к ГИА — один человек, не сдали экзамены по русскому языку и (или) математике — восемь человек).
    Один из показателей неэффективности — это выбор выпускниками для прохождения ГИА формы государственного выпускного экзамена. Его сдавали в 2021 году 27,9% выпускников текущего года. В прошлом году таковых было 35%. Это школьники, которые изначально не планировали продолжить обучение в вузе, то есть шли в старшую школу, не имея мотивации к обучению. Нужно провести анализ результатов, выявить причины низких результатов, разработать комплексы мер по их устранению.
    В 2021-2022 учебном году проведение ВПР запланировано на период с 1 по 25 марта (10-11 классы), с 5 марта по 20 мая для 4-8 классов. Руководителям предстоит ответственно подойти к организации и проведению ВПР, провести разъяснительную работу с обучающимися и педагогами, обеспечить максимальную объективность предоставляемых результатов.
    Нелишне напомнить, что качество результатов и качество проведения ВПР является одним из предметов оценки эффективности механизмов управления качеством образования как в регионе, так и в муниципальном районе.
    2020-2021 учебный год, как и предыдущие годы, был подчинен задачам активного обновления инфраструктуры, содержания и технологий деятельности образовательных организаций в рамках реализации мероприятий федеральных проектов национальных проектов «Демография», «Образование», «Цифровая экономика» и ряда государственных программ.
    В прошедшем учебном году в двух школах района созданы центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе сельских школ. Всего по краю — 97. С 1 сентября состоится запуск еще пяти центров естественно-научной и технологической направленностей в школах. Всего по краю — 56. Задача 2021-2022 учебного года — обеспечить подготовку к открытию новых «Точек роста».
    В 2019 году на базе МОУ Холбонская СОШ, Шилкинской ДСШ создано 85 мест дополнительного образования детей туристско-краеведческой и спортивной направленностей. В 2020 году новые места не создавались, но проект будет продолжен в 2022, 2023 и 2024 гг., в Забайкальском крае планируется создать еще 6 тысяч 932 места.
    Благодаря созданию новых мест в системе дополнительного образования детей не только должна повыситься организованная занятость несовершеннолетних, а это потенциальное снижение показателей преступности несовершеннолетних, но и повыситься качество образовательных результатов обучающихся за счет интеграции содержания и ресурсов общего и дополнительного образования. Это задачи, которые нужно ставить и целенаправленно решать.
    Запуск в сентябре 2020 года первого в Забайкальском крае мобильного кванториума создал новые возможности для широкого охвата школьников дополнительными образовательными программами технической направленности. Охват составил 557 человек в пяти муниципальных районах, в том числе в летний период 2000 человек. Задача руководителей образовательных организаций — запланировать взаимодействие с командой мобильного кванториума для увеличения охвата детей дополнительными общеобразовательными программами естественно-научной и технической направленности.
    Новое компьютерное оборудование в 2020 году получили четыре образовательные организации района (по краю — 90), в сентябре 2021 года еще одна (по краю — 108 школ) пополнила свой компьютерный парк. Таким образом, общее количество школ — участников мероприятия по созданию цифровой образовательной среды составит в муниципальных районах шесть (по краю — 212 школ и восемь учреждений СПО). По итогам 2020 года осуществлено обновление компьютерного парка на 5744 единицы в 200 образовательных организациях (более 320 млн рублей). Обновлённый компьютерный парк школ в 2021 году составит 3075 единиц (более 205 млн рублей).
    По данным ведомственного мониторинга, в 2019-2020 году в школах района использовалось 476 единиц компьютерной техники, в том числе 178 персональных компьютеров и ноутбуков разных лет поставки и комплектации, что составляло один компьютер на 11 школьников (по краю на один компьютер — 8,2 школьника, по РФ — 7,7).
    По итогам 2020-2021 учебного года этот показатель муниципального района составил 10,7 (по Забайкальскому краю — 7,4 человека на один компьютер). Таким образом, наблюдается небольшая положительная динамика.
    До конца 2024 года еще 16 школ района (по краю — 263 школы) будут обеспечены оборудованием для создания в школе цифровой образовательной среды.
    Важно помнить, что данный проект решает не только задачи создания цифровой образовательной среды в школе, но и обеспечения широкого доступа школьников к современным образовательным ресурсам, платформам, сервисам. Это актуально при осознании потенциальных рисков возврата к дистанционной форме обучения.
    Доступ к оборудованию не будет являться условием повышения качества образования, если не будет доступа к сетям. Поэтому считаем важным участие в мероприятиях национального проекта «Цифровая экономика». В 2023 году Забайкальскому краю планируется выделение целевой субсидии из федерального бюджета в объеме 121,275 млн рублей на реализацию мероприятия по формированию ИТ-инфраструктуры в государственных и муниципальных образовательных организациях, а также к сети Интернет. В настоящее время формируются перечни объектов, в которых необходимо будет обеспечить создание локальных вычислительных сетей, но в соответствии с условиями предоставления субсидии в расчет будут приняты только те объекты, здания и помещения, которые надлежащим образом отражены в официальных статистических отчетах ОО-2. Нужно обратить внимание на корректность внесения данных и своевременное заполнение отчета.
    В 2020-2021 учебном году произошло увеличение скоростей в 136 образовательных организациях края (в том числе в семи школах района), скорость интернета у которых составила от 50 до 100 Кбит/с. К концу 2021 года сеть высокоскоростного доступа должна охватить все образовательные организации. В новый учебный год с 1 сентября 2021 года мы вошли со скоростью доступа во всех образовательных организациях более 50 Мбит/c (кроме 13 НОШ — филиалы).
    Все перечисленные проекты являются инструментами повышения качества образования, посредством обновления содержания и технологий образовательной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования. На повышение качества образования должны «работать» новое оборудование и ресурс новых компетенций педагогов. Реализация всех проектов включает повышение квалификации педагогических работников — участников проектов.
    В 2020-2021 учебном году 294 педагога прошли курсы повышения квалификации, что составило 70% от запланированного. 100% руководителей образовательных учреждений прошли курсовую подготовку при институте развития образования Забайкальского края по теме: «Проектирование ООП в контексте стратегии развития образования с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов», 34 учителя прошли курсы «Школа современного учителя». Большое внимание уделяется курсовой подготовке классных руководителей. Прошли курсы по классному руководству 147 человек из 274, не прошли курсовую подготовку по классному руководству 46% учителей. 100-процентное прохождение КПК в Первомайских школах №№ 1, 2, 5, Шилкинской № 1, Холбонской, Чиронской, Богомягковской, Усть-Теленгуйской, Ононской, Галкинской, Новоберезовской.
    Кроме этого, по федеральным программам в рамках мероприятий НП «Образование» прошли повышение квалификации 21 педагог на базе ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», восемь педагогов на базе РАНХиГС. До конца года повысят свою квалификацию 100% учителей физики, химии, биологии, планирующих работать в пяти центрах естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Курсовую подготовку «Учитель будущего» Академии образования Российской Федерации прошли 11 человек (педагоги Новоберезовской ООШ, Чиронской СОШ, Митрофановской СОШИ с кадетскими классами, Казановской СОШ, Первомайской СОШ № 2).
    Анализируя данные, видно, что неактивно проходят КПК федерального значения педагоги Шилкинских школ №№ 1 и 2, Верх-Хилинской, Галкинской, Размахнинской, Ононской СОШ, Усть-Теленгуйской СОШ.
    Вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов, особенно учителей, приобретает особую остроту в связи с запуском масштабных мониторинговых исследований по оценке качества образования, механизмов управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
    Оценка компетентности педагогических работников — это часть системы профессионального роста педагогических работников и условие повышения качества образования.
    В рамках федерального проекта ФИОКО в 2020-2021 году была проведена оценка предметной и методической компетентности педагогов. Оценка проводилась по предметам: биология, химия, физика, математика, русский язык, география, литература, история, обществознание в три периода (с ноября 2020 года по июль 2021 года).
    Основная цель проекта — выбор и формирование на региональном уровне методического актива из квалифицированных учителей с высоким уровнем методической компетентности.
    По итогам проведенной оценки только учителя русского языка справились полностью с оценкой методических компетенций. Не прошли минимальный порог свыше 50% педагогов по другим предметам, что свидетельствует о слабой методической подготовке.
    При оценке предметных компетенций учителей также высока доля не прошедших минимальный порог, а доля учителей, показавших высокие результаты, очень низкая.
    Всего в Забайкальском крае приняли участие 245 человек, из них три педагога Шилкинского района. Очень приятно, что из трех проходивших оценку человек все трое набрали наибольший балл. Это Г.В. Калинникова (русский язык), Е.О. Савватеева (Первомайская СОШ № 5, учитель физики), а С.А. Климова (Холбонская СОШ, учитель истории) по результатам мониторинга стала педагогом-тьютором. В июле проходили оценку еще шесть человек, 21 человек пройдут в сентябре. Это педагоги из Первомайских школ №№ 3, 5, Чиронской СОШ, Казановской СОШ, Богомягковской СОШ, Новоберезовской ООШ, Холбонской СОШ, Митрофановской СОШИ с кадетскими классами, Мирсановской СОКШ, Шилкинских №№ 51, 52.
    Качество образовательных результатов обучающихся, выпускников — это зеркальное отражение уровня компетентности педагогических работников как предметной, так и методической. Обсуждение данного вопроса и поиск путей его решения должны стать основной повесткой методической работы общеобразовательных организаций всех уровней в 2021-2022 учебном году. Нужно учесть это при планировании работы педагогических коллективов школ, предметных объединений учителей.
    Важным направлением изменений в нормативном регулировании, содержании и технологиях деятельности образовательных организаций в прошлом и новом учебном году является организация воспитательной работы с обучающимися и воспитанниками. Укрепление национальной идентичности, неуклонное улучшение физического и нравственного здоровья детей и молодежи — это тот список задач, который на сегодняшний день является определяющим на государственном уровне.
    Воспитание подрастающего поколения — это создание условий, при которых традиционные российские ценности (большая многодетная семья, забота о ближних, о детях и родителях, ответственность за судьбу Отечества) станут для каждого подростка безусловными личными ценностями, смыслом и нормой жизни. Этому должны быть подчинены образовательные программы, планы воспитательной работы всех образовательных организаций и органов управления образованием.
    Каждый из нас знает, что процесс обучения не возможен без воспитательного компонента. Теперь данная норма закреплена законодательно. В Федеральном законе «Об образовании» закреплено определение понятия «воспитание» («воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»). Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы становятся обязательной частью образовательных программ всех уровней образования, включая программы дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.
    Министерство просвещения уже выпустило примерную программу воспитания, в которой отражены основные составляющие воспитательного процесса. Она включает четыре раздела: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности», «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Это первый шаг в модернизации воспитательного процесса.
    В новый учебный год все образовательные организации должны войти с обновленными образовательными программами и разработанными рабочими программами воспитания, календарными планами воспитательной работы.
    Во всех образовательных организациях района в 2020-2021 учебном году было организовано горячее питание обучающихся. Учащиеся 1-4 классов обеспечены бесплатным горячим питанием в соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статьей 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2020 года. Стоимость питания с 1 сентября 2021 г. для учащихся начальной школы составляет 106 рублей 50 копеек. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья были обеспечены двухразовым горячим питанием согласно постановлению администрации муниципального района «Шилкинский район» от 03.06.2020 № 186 «Об утверждении порядка организации бесплатного питания детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях муниципального района «Шилкинский район», реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования». Стоимость питания для детей с ограниченными возможностями здоровья составила 60 рублей в день. На питание детей из малоимущих семей выделяется субсидия из бюджета края. Норматив расходов на один учебный день на каждого обучающегося в течение учебного года составлял 45 рублей. В двух образовательных организациях района питание было организовано в форме аутсорсинга — МОУ Первомайская СОШ № 3 и МОУ Первомайская СОШ № 5. Планируется переход в формат аутсорсинга следующих образовательных организаций: МОУ Шилкинская СОШ № 1, МОУ Шилкинская СОШ № 51, МОУ Мирсановская СОКШ, МОУ Холбонская СОШ.
    Хочу отметить, что прошлый учебный год был годом серьёзных испытаний на прочность для всех — комитета образования, руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей, детей.
    Много было трудностей, многие механизмы управления, регламенты деятельности, технологии претерпели кардинальное изменение или разрабатывались в процессе самой деятельности. Но следует констатировать, что такова реальность, в которой мы сейчас живем. К этому нужно быть готовым и принимать это объективно. Стратегия сопротивления новым требования, изменениям не допустима для системы образования и всех ее участников.
    Нужно быть мобильными, уметь принимать опережающие управленческие решения и оперативно реагировать на возникающие ситуации. Наша общая задача — поддерживать положительный эмоциональный фон в детском и педагогическом коллективах, конструктивные отношения с родителями детей, создавать максимальные условия для повышения качества образования.
    Лариса Золотухина,
    председатель комитета
    образования
    муниципального района «Шилкинский район»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

CAPTCHA image
*