«Без БАМа Россия немыслима» — ветеран стройки века

6-8 июля в Бурятии и Амурской области проходили торжества в честь 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. БАМ протяженностью более 4,3 тысячи километров проходит от станции Тайшет до Советской Гавани через Восточную Сибирь и Дальний Восток России.

Он является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, пересекает три часовых пояса и шесть регионов России. Днем рождения БАМа считается 8 июля. Именно в этот день в 1974 году было принято постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Железная дорога возводилась в сложнейших климатических условиях. Она проходит через горные хребты, реки, районы многолетней мерзлоты.
И «РЖД», и государство продолжают вкладывать в развитие БАМа триллионы рублей, сообщает РИА «Новости». Компания «РЖД» уже несколько лет ведет масштабные работы по развитию железных дорог Восточного полигона, куда наряду с БАМом входит и Транссиб. Планы по увеличению провозных способностей амбициозные. Особенно дорога важна на фоне увеличения объема грузоперевозок в восточном направлении из-за изменения логистических потоков в последние годы. Грузоотправители массово «распробовали» этот путь для грузов в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «РЖД» в 2023 году достигли исторического максимума по объему перевозок на Восточном полигоне — более 288 миллионов тонн внутрироссийских и внешнеторговых грузов.
Наши земляки, жители и уроженцы Шилкинского района также в разные годы принимали участие в строительстве БАМа. Ранее мы уже рассказывали о встрече со школьниками одного из участников строительства магистрали, а сегодня хотели бы дополнить его рассказ.
Александр Цурик окончил 8 классов в вечерней школе г. Шилка в 60-х годах и недолго поработал в вагонном депо.
После армии он приехал работать в Первомайский. Затем рванул на БАМ: работал водителем, механиком, начальником первой автоколонны треста «Нижнеангарсктрансстрой». Окончил горный техникум, институт ж.-д. транспорта, продолжил трудиться в дистанции по эксплуатации тоннелей. Эти предприятия располагаются в Бурятии, где проходит западная часть БАМа. В качестве замначальника дистанции Цурик принимал участие в строительстве 15 км Северо-Муйского тоннеля. Часть тоннелей БАМа проходит вдоль побережья Байкала, и строительство их было сопряжено с большими рисками, в том числе и для экологии озера. Поэтому пробивались через толщу породы с упорством, вывозя ежедневно тонны камня. В районе тоннеля отмечена высокая сейсмичность и концентрация радона. Северо-Муйский тоннель начали разрабатывать с 1976-го, а основные работы закончили в середине 1980-х. Александр Михайлович вспоминает, что был размыв, два года убирали воду, а затем сушили.
Рядом трудились мостовики, строители городов и станций — каждый населенный пункт строили бригады конкретных субъектов СССР — республик или городов, привнося во вновь возводимые дома, объекты быта и культуры, инфраструктурные сооружения колорит своих культурных особенностей. Ставший родным для Александра Цурика город Северобайкальск, например, строили жители Ленинграда. Уоян — строители из Латвии, Тынду — москвичи, ст. Кюхельбекерскую — армяне.
— Самый праздник, когда закончили всё: прошел первый поезд. Это надо было видеть, это навсегда в сердце. А перед этим — начало проходки, создание базы, жилья людям, организация технических работ. Однажды пошли в забой, смотрели технологию строительства, чтобы не было трещин тоннелей. С нами были различные специалисты, и один из них, инженер по микроклимату, спрашивает: «Сколько над нами высота?». «Метров 300», — говорю. Он за голову схватился, как много, — вспоминает собеседник. — Я присутствовал при строительстве последних километров дороги у Куанды, где-то 300 машин ходили друг за другом, там такая пыль стояла. На стыковку я не ездил, единственное, что взял камень и подписал свою фамилию и в насыпь кинул.
Запомнились не только моменты великой стройки: прокладка тоннелей, путей, строительство подъездных дорог и возведение станций и городов, но и моменты великого единения людей. Среди тайги и тяжелого труда находилось место и время отдыху, дружбе, завязывались отношения и появлялись семьи. Часть людей разъехались по всей стране, остальные поселились на станциях БАМа, продолжили трудиться на созданных вокруг магистрали предприятиях. Александр Михайлович рассказывает, что в дистанции по эксплуатации он занимался водоподавлением в тоннелях, например, бурили 7-километровый Байкальский тоннель, отводили воду, начали строить параллельно основному тоннелю дополнительный и более современный.
— Сейчас идут вторые пути, строят их. Это, с одной стороны, уже легче делать, появились новые машины, новые технологии. Например, тот же рельсоукладчик: он сам отсыпает, сам шпалы собирает и в течение суток 3 км проходит. Это красота. У меня сын составитель поездов, сейчас работает в районе Чары вахтой. Раньше БАМ был не так загружен, но сейчас он на особом счету. Жизнь там продолжается, продолжается развитие. Хочу, чтобы и Забайкалье процветало. Когда строили БАМ, была большая пропаганда этой стройки. Мы ехали туда и знали, что мы будем обеспечены всем для работы, и были уверены, что со строительством БАМа мы привезём сюда всё, что нужно для хорошего развития этих мест. Без БАМа Россия немыслима, в него вложено столько миллиардов, и два миллиона человек работали там, — говорит Александр Цурик.
Анастасия МИНИНА

Фото: личный архив Александра Цурика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*