Полку мастеров спорта среди шилкинских борцов прибыло — Денису Самодурову присвоено федеральное государственное спортивное звание первой категории в Российской Федерации. Вместе с Денисом и его бывшим тренером Александром Глоткиным мы поговорили о том, из чего складывается путь к борцовскому мастерству, и как закаляется спортивная сталь.
Для начала скажу, что наш титулованный собеседник после девятого класса поступил в Забайкальский железнодорожный техникум. Тогда же шилкинские тренеры Александр Глоткин и Иван Куликов договорились со своими читинскими коллегами, где и с кем их перспективный подопечный после переезда в город будет заниматься борьбой. После окончания техникума Денис полгода отработал помощником машиниста электровоза. Затем была срочная служба в армии. И все это параллельно с непрерывными занятиями греко-римской борьбой.
— Сейчас положение о присвоении звания мастера спорта изменилось. Чтобы им стать, нужно выиграть два мастерских турнира. Денис выполнил необходимый норматив в 2022 году, выиграв на турнирах в Уссурийске и Чите, — рассказывает наставник Александр Васильевич. — Победил в своей весовой категории 63 кг и во взрослой возрастной группе свыше 23 лет. Подготовили и отправили в Москву документы. А пока они ходили и там рассматривались, Денис успел практически срочную службу отслужить. Приказ о присвоении звания мастера спорта по греко-римской борьбе ему был подписан министром спорта России 16 июля. Буквально на днях Денис демобилизовался.
— Что чувствовал, когда узнал о присвоении звания? — обращаюсь к спортсмену.
— На срочке в это время был, в армии. Мне позвонили, сообщили. Радость была на душе огромная. Воодушевление. Я ведь столько долго этого ждал. Удостоверение и нагрудный знак мастера спорта еще не подошли, жду.
— Расскажи, пожалуйста, с чего началось твое увлечение борьбой.
— Когда пошел в первый класс, мне захотелось чем-нибудь интересным заниматься. Прохожу как-то по улице мимо зала борьбы и вижу — висит баннер, на котором борец кидает соперника приемом с прогибом. Это такой красивый борцовский прием. Все! — у меня глаза загорелись. «Хочу туда!», — говорю маме. Она меня сразу поддержала, зашли в зал, поговорили. Пошел заниматься без раздумий. И сразу все как-то так быстро сложилось. Заниматься начал у Александра Васильевича. Сначала, правда, ничего не понимал (смеется — прим. авт.). А потом вник, втянулся.
— А как с болью справлялся? В детстве, наверное, был страх?
— Это не страх, а волнение, можно сказать. Боль здесь ни при чем. Мы боли не боимся. На ковре боль не чувствуешь. Там адреналин. Ты видишь только противника. Это вырабатывается с первого же соревнования. Ты борешься и вообще не осознаешь, что тебя ударили или что-то вывернули. Только на следующий день понимаешь, когда просыпаешься, а у тебя все болит.
— Наверняка ведь были и проигрыши…
— Трудности всегда есть. Характер нужен. Даже когда проигрываешь, конструктивно мыслишь. Провалы закаляют, это да. Все проанализируешь и дальше двигаешься. Ставишь все по полочкам и работаешь над ошибками. Нужно с тренерами разговаривать о своем проигрыше. Как, что и почему неправильно сделал. Наставник тебе подскажет. В любом случае ты об этом думаешь. Потом начинаешь нарабатывать этот навык, который не получился. Наоборот, надо устранять свои промахи. Если тренер видит, что я в чем-то слабый, он отправляет меня на соревнования с более взрослой группой. Чтобы я мог проверить, что там и как. Он говорит: «Ничего страшного. Борись, как умеешь. Прочувствуй этот возраст и все». В любом случае время идет, ты же взрослеешь. Лучше заранее увидеть, с кем тебе завтра предстоит бороться. Видишь, понимаешь: у меня такие ребята скоро на ковре будут, надо готовиться.
— Я такой прием использовал при переходе ребят из младшего возраста в средний, из среднего в юношеский, из старшего к взрослым, — поясняет Александр Васильевич. — Когда еще сам на ковре был, я их специально так учил. Говорил: «Вот даю вам минуту. Если вы у меня балл возьмете — значит вы у меня всю встречу выиграли. Ну и я включал себя по-мужицки. Я их трепал налево и направо. Выбрасывал их. Они мне: «Александр Васильевич, вы что так?!». А я говорил: «Вам предстоит это все впереди, вот и почувствуйте». Иначе в младшей или средней группе, не пытаясь попробовать себя с более сильными, они потом начинают проигрывать на новом уровне, где борьба более жесткая, техничная. Начинают пасовать: «Я слабый. У меня не получается. Пора бросать». А здесь их подпускаешь в зависимости от их подготовки. Я всегда говорю: «Понюхайте пороху». Каждое соревнование — это шаг вперед. Подходишь к нему перед спортивной встречей: «Дениска, ты размялся?». «Размялся». «Всё, тогда ты готов. У соперника также две руки, две ноги, как и у тебя. Но победит тот из вас, кто настроен лучше, который сильнее жаждет победить. И тогда ты выигрываешь». Надо сказать, Денис уже с первых соревнований себя хорошо показывал. Он был умненький парень. Я в нем сразу видел будущего мастера спорта. Подавал надежды. А сколько раз он край выигрывал! В нем заложены прекрасные природные данные. Он и крепкий, он и смышленый. Если раньше у нас была фраза «Сила есть, ума не надо», то сейчас она уже ушла. Сейчас если головы нет, если ты не думаешь на ковре, одной силой ничего не сделаешь. Я всегда говорю: «Головой работать надо».
— Какой бой и с кем был самый сложный и запоминающийся можешь сказать? — спрашиваю далее у спортсмена.
— Сложно сказать. В последние пять-шесть лет все соперники были боевые, напористые. В каждом соревновании опыт получаешь.
— У него вес самый живой, самый популярный. 63 кг — это средний вес. Там всегда очень много участников и противников. Поэтому и приходится там пахать. А если ты перед соревнованиями пахал, то тебе легче и бороться, — считает Александр Глоткин.
— А как удавалось совмещать спорт с учебой, службой в армии?
— Мне учеба никак не мешала. Я старался приходить на тренировку, даже если опаздывал. Тренеры к этому с пониманием относились. Я их предупреждал. Если болел — тоже так. Дисциплина — главное. Самоорганизация. Утром вставал, делал зарядку. Потом пошел на учебу. После учебы — сразу на тренировку. На тренировке отпахал, прихожу домой, занимаюсь своими делами и спать. Каждодневные тренировки. В армии, конечно, не до того, но все равно мы там железо тягали.
— Как ты считаешь, в твоих достижениях есть заслуга наставников?
— 100 процентов есть! В каждой моей победе вклад тренеров!
— Какие самые ценные уроки они тебе преподали?
— Они помогли мне выработать характер и дисциплину. Чтобы я не где-то там гулял и тому подобное… Они меня учили, как быть нормальным человеком — порядочным, честным. Да всему обучили. Тренерская деятельность — та же педагогическая работа на индивидуальном уровне. В школе или институте или еще где нас так хорошо не научат, как здесь. Тебе никто в другом месте так честно и справедливо про тебя не скажет. В спортзале полностью идет формирование и воспитание человека. Кроме того, мы в спорте много развиваемся, социализируемся, катаемся на соревнования, знакомимся с другими людьми, общаемся, узнаем много нового. Такие полезные навыки в обычной жизни тоже очень помогают.
— Мы начинаем с ними работать с азов, — продолжает беседу Александр Васильевич. — Когда ребята к нам приходят, мы с первых же дней учим: «Зашли — скажите: «Здравствуйте», пошли — скажите: «До свидания». Из этого складывается воспитание. Наша команда всегда этим выгодно отличается от других. Когда приезжаем в какой-нибудь другой город, я молчу, а мои ребята заходят и сразу: «Здравствуйте!». Им в ответ: «Вот молодцы!». Они сразу приосанятся, плечи расправят.
— Для тебя кто-то из спортсменов был ориентиром, с кого-нибудь ты брал пример?
— Я просто всегда смотрел взрослую борьбу. Красивые броски, технику, тонкую борьбу, которая все решает. С головой подходишь к просмотру, думаешь: «Ничего себе! Как он это сделал?». Потом начинаешь отрабатывать. Те же самые олимпийские чемпионы нам пример показывают. Сейчас все видео схваток можно посмотреть в социальных сетях на ютубе. Там снято профессионально, сделаны нужные акценты, хорошо видно.
— Свое будущее теперь каким видишь? Ты уже своего потолка как спортсмен достиг?
— Я советовался с Александром Васильевичем, куда дальше идти, как… Пока в процессе, не определился, еще думаю. Возможно, продолжу заниматься спортом, буду участвовать в чемпионатах. Можно бороться еще. Я сейчас на плато стою, физического регресса нет. Надо делать свой выбор, пробовать.
— Денис еще, будем говорить, на ходу, он еще в спорте, судя по физической форме, может многого достичь, — выносит свой вердикт наставник. — Если дальше продолжать тренироваться, то надо ставить цель стать мастером спорта международного класса. Надо выходить на международные турниры. Я вспоминаю, когда Сергей Суворов учился в десятом классе, я его спрашиваю: «Сережа, ты куда собираешься?». «Я только в спорт, на спортфак!». То есть он уже видел себя тренером. А до этого я его спрашивал, какую цель он ставит. «Первый этап — мастер спорта, а потом выиграть мир!». Вот это постановка вопроса! Вот это правильно! То есть надо ставить высокую цель и стремиться к ней. И достигать. Насколько знаю, у Дениса есть планы слетать в Москву, может, там найдет себя. Наш земляк Сергей Суворов сейчас старший тренер Московской области по греко-римской борьбе. Мы с ним общаемся, он всегда наших ребят поддерживает. Он уже сказал, что возьмет Дениса под крыло. Другой наш мастер спорта по греко-римской борьбе Егор Обухов недавно уехал в Москву. Уже сфотографировался там с Сергеем Суворовым на ковре.
— Что ты можешь пожелать юным спортсменам или их родителям, раздумывающим, стоит ли заниматься борьбой?
— Скажу так: детей обязательно нужно отдавать в спорт! Там настоящая жизненная школа.
Беседовала Ольга Терещук
Фото: Ольга Терещук / «Шилкинская правда»