ВОСПОМИНАНИЯ О КОМСОМОЛЬСКОЙ МОЛОДОСТИ

Семья Шергиных с первенцем Сергеем

Веселей, ребята! Выпало нам
Строить путь железный, а короче – БАМ
Молодость Валентины и Анатолия Шергиных пришлась на 70-80-е советские годы 20 века. Они поженились, когда Валентине было 18 лет, а мужу — 23 года. Анатолий учился в лесотехническом техникуме, а она – в педучилище города Читы. В семье появился первенец, назвали его Сергеем. Через год после женитьбы молодая семья приехала жить в поселок Холбон Шилкинского района, где проживали родители Анатолия.

В 1978 году, когда Сергею исполнилось полтора года, молодые родители узнали из средств массовой информации (газет, телепередач) о том, что правительство СССР объявило о новой грандиозной стройке. Планировалось проложить железную дорогу от Тайшета в Сибири до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке. Руководство страны на 17 съезде ВЛКСМ предложило комсомольцам как самой сознательной части молодежи принять активное участие в строительстве важного транспортного объекта, назвали который БАМ. С той поры Байкало-Амурская магистраль целых десять лет была в центре основных событий в жизни страны.
Так как стройка была объявлена комсомольско-молодежной, то комсомольцы, а это молодежь от 18 до 28 лет, массово откликнулись на призыв. К стройке было привлечено внимание всей страны. Она жила под девизом «Мы строим БАМ – БАМ строит нас!». Стройка стала для многих комсомольцев стартовой площадкой в жизни. Уехали на БАМ и Шергины. Попасть туда было непросто, потому что была очень тщательная медицинская комиссия. Но супруги Шергины ее удачно прошли. А потом поехали на место их будущей работы в Кувыкту, что находится недалеко от Тынды. Анатолий устроился на работу водителем на машину КРАЗ в мехколонну № 148 треста «Бамстроймеханизация», а Валентина не сразу нашла себе работу, в детсаду мест не было. Молодой семье выделили пустую комнату в общежитии. Первую ночь сын Сережа спал на мягком кожаном чемодане, а Анатолий и Валентина на полу. Нечего было постелить и нечем укрыться. На следующий день комендант выдала односпальную кровать и солдатское покрывало. Сергею не было места в детском саду, поэтому его пришлось увезти назад, в Холбон, к родителям мужа. А Валентину взяли на работу в школу техничкой, где она и проработала год. Так началась жизнь комсомольцев Шергиных на БАМе.
Валентина и Анатолий стали понемногу обустраивать комнату, так как нужно было где-то сидеть, принимать пищу. Мужчины делали своими руками мебель, кто как мог. Брали две арматуры, сгибали и прикручивали к этой конструкции проволокой вырезанную дощечку. Получался стул. Столы тоже делали из подручных материалов: щитов, досок, фанеры. А если внизу стола сделать полочку и повесить шторку, то получается уже шкафчик. Кто умудрялся найти хорошие доски, делали полочку на стену, чтобы можно было туда поставить продукты или нехитрую посуду. Уезжая домой на совсем, люди передавали знакомым свою сколоченную мебель. Обслуживание в магазинах было хорошее, московское. Были современная модная одежда, всевозможные деликатесы, но наблюдался дефицит постельных принадлежностей. Не было в магазинах матрасов, подушек, покрывал, одеял. В семье Шергиных не было матраса. Поэтому Валентине пришлось покупать полутораспальный матрас в Холбоне и посылать по почте посылкой в Кувыкту, когда привозила сына к родным.
Жили бамовцы в Кувыкте в щитовых домах барачного типа. Посередине барака тянулся длинный коридор, а от него шли по обе стороны комнаты. В коридоре возле каждой двери стояли двухсотлитровые бочки. Туда жильцы наливали ведрами воду, которую привозила водовозка. Мусор выносили на эстакаду, к которой по графику подъезжала мусоровозка и забирала мусор. В поселке всегда было чисто.
Жители мехколонны № 148 жили отдельным табором в поселке Кувыкта. Здесь же рядом стояла мехколонна № 149 и СМП «Свердловск». Недалеко от жилья строителей, за железной дорогой, были у них свои пекарня, магазин, школа, амбулатория и клуб «Огни Кувыкты». Поселок Кувыкта был знаменит тем, что именно здесь летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Валентин Лебедев вместе со стройотрядом МАИ построил школу и открыл в ней «Музей космонавтики».
На БАМе работали люди разных национальностей: русские, буряты, кумыки, немцы, калмыки, якуты, киргизы, украинцы, молдаване и многие другие. Жили дружно, как одна большая семья, вместе отмечали праздники. А люди из одной местности считались почти родственниками, защищали, стояли друг за друга горой, помогали во всем. Строители БАМа были все молодые, у многих рождались дети. Возникали иногда бытовые трудности, но их всегда удавалось преодолевать благодаря взаимовыручке. Поселок располагался на горе за железной дорогой, и маме с грудным ребенком трудно было спуститься с горы, перейти железную дорогу, чтобы попасть в магазин. А еще труднее было с тяжелыми сумками взобраться с ребенком обратно. Выручали соседи, знакомые, друзья. У Шергиных за сыном Сергеем, которого позже привезли от бабушки с дедушкой из Холбона, в свободное время присматривала их хорошая знакомая баба Галя, Галина Андреевна Малкина. Она работала в амбулатории детской медсестрой. А через год сыну дали место в детском саду. Еще освободилось место воспитателя, и Валентину позвали на работу. Ребятишки подрастали, в поселке было много маленьких детей школьного возраста, за ними нужно было присматривать. А так как родители работали, а бабушек и дедушек не было, происходили неприятности и даже несчастные случаи.
Мужчины-бамовцы работали на отсыпке железной дороги, и когда отсыпали близко от Кувыкты, то уезжали на участок на вахтовке, машине «Урал» с будкой. Между собой машину они называли «лапоть». Работали без выходных месяц или два, а потом отдыхали неделю. И затем снова трудились. Когда добираться стало далеко, трудно, стали доставлять до места на вертолетах. Вертолет садился на поляну в центре поселка, и мужчины улетали на свои участки. Условия были очень жесткие, особенно зимой при низкой температуре и весной в половодье, когда разливались бурные реки и ручьи.
Однажды на машине Анатолия лопнуло рулевое управление, и машина стала неуправляемой. Она пошла под откос с дороги. Через кабину перелетали тонкие деревца, но в итоге машина остановилась на пригорке, не доезжая до берега реки. Анатолий при этом остался цел и невредим. Дома он сказал, что его спасла безрукавка темно-зеленого цвета, связанная Валентиной, которая была на нем в это время.
В другой раз, когда Анатолий ехал с участка зимой, сломалась машина. Сняв меховые рукавицы, начал ремонтировать машину. Пальцы прилипали к металлу, но ему удалось ее починить. Когда приехал домой, то пальцы его побелели, и пришлось их долго оттирать водкой. Позже кожа на пальцах облезла, как перчатки.
Станции на протяжении БАМа строили комсомольцы из всех республик СССР. Поселок Кувыкта и соседний поселок Харагочи возводил строительно-монтажный поезд «Свердловск». В Кувыкте жила поэтесса Жанна Ржевская из Таджикистана. Она писала хорошие стихи, их печатали не только в местных газетах, но и в журналах «Огонек», «Юность». Ее стихи звучали в передачах на радиостанции «Юность». Однажды Валентине посчастливилось проводить вместе с ней мероприятие в ДК «Огни Кувыкты».
Чтобы строителям легче было переносить суровый климат и тяжелый труд, руководство страны не скупилось на развлечения. На БАМ приезжало много известных и только начинающих артистов: гипнотизеров, фокусников, вокально-инструментальных ансамблей и певцов. Посещали БАМ популярные в то время ВИА «Самоцветы», «Лейся, песня» и другие. В 1979 году в Тынду приезжал Дин Рид, был на БАМе И. Кобзон. На БАМ приезжали и космонавты, ученые, поэты, писатели, музыканты.
Местные газеты «БАМ», «Авангард» широко освещали трудовые успехи бамовцев. Однажды такой чести удостоился Анатолий Шергин. Он стал победителем в тресте «Бамстроймеханизация» по вывозу грунта на участке и был награжден грамотой, талоном на покупку ковра и представлен к награждению медалью «За строительство БАМа». Позднее на БАМ стали закупать немецкие машины «Магирус», на них нужно было учиться работать. Анатолия отправили учиться в Новосибирск.
В 1981 году в семье Шергиных родилась дочь Марина. Они часто ездили к родителям в Холбон. В это время вокзал в Тынде был старый и маленький. На вокзале всегда было много народа. Иногда люди расстилали на полу газетки и сидели или лежали на них, дожидаясь поезда.
Когда строители далеко ушли в направлении Чары к Кодарскому хребту, стало нерентабельно возить людей на работу. Мехколонна № 148 передислоцировалась на новое место, ближе к Чаре. Временный поселок разбили на месте, где раньше горел лес. Участок расчистили, построили поселок из щитовых домов и назвали его Чарский ключ, потому что он был недалеко от Чары. Поселок имел все свое: амбулаторию, начальную школу, баню, магазин. Подвозили туда воду. Построили детский сад, назначили туда заведующей Валентину. Долго решали, как назвать детское учреждение. Единогласно решили, что нужно назвать его «Брусничка», так как мехколонна стояла в лесу, и вокруг было много брусники. Валентина открывала детский сад «Брусничка». Тогда же ее избрали комсоргом мехколонны и теперь она была в самом центре комсомольской жизни. Вместе с другими активистами организовывала различные мероприятия, кроссы, концерты, хор. Так проводили свободное время комсомольцы-бамовцы. В этот период Валентина за активную комсомольскую работу была награждена медалью «За строительство БАМа». А Анатолий в это время работал на «Магирусе», возил солярку для нужд мехколонны. Это была очень ответственная и опасная работа, потому что не было дорог, ездили по кое-как проделанным проходам среди деревьев, по топям болот вдоль будущего БАМа. Здесь родилась в семье дочь Ольга. Так что в семье Шергиных трое детей – бамовцев.
В 1984 году на БАМе произошло грандиозное событие около Куанды на разъезде Балбухта. Знаменитая бригада Александра Бондаря, прокладывавшая железнодорожный путь с запада, встретилась с бригадой Ивана Варшавского, шедшего со своей бригадой с востока. На месте встречи торжественно было уложено «золотое звено». Это событие ознаменовало открытие сквозного движения поездов на всем протяжении БАМа. На этом очередной этап строительства БАМа был закончен. Семья Шергиных вернулась в п. Холбон. Валентина устроилась работать в детский сад воспитателем, а Анатолий работал шофером. В семье еще родился сын – Данил.
Родина не забыла своих героев. В 2004 году, когда исполнилось 30 лет со дня начала строительства БАМа и 20 лет со дня укладки «Золотого звена», бывших бамовцев пригласили на праздник в Читу. Праздник проходил в форме «Голубого огонька» в ДК «Железнодорожник». Гости сидели за столами и вместе с ведущими вспоминали историю БАМа, в перерывах танцевали. Было весело, интересно. Организаторы благодарили строителей за самоотверженный труд и награждали бывших бамовцев памятными медалями. Были на этом празднике Валентина с Анатолием.
А на 50-летие начала строительства БАМа в 2024 году Валентина ездила уже одна. Грандиозное торжество проходило в Тынде с 6 по 8 июля. Туда приехали более двух тысяч гостей, строителей БАМа. Жители Тынды хорошо подготовились к празднику: сделали много муралов на стенах домов, фотозон в разных районах, подготовили волонтеров, детей, наряженных в костюмы сказочных животных. Везде были добрая обстановка, приветливые улыбчивые люди. На всех стадионах и площадках проводились разные мероприятия с утра и до самого вечера. В Тынде был небольшой стадион, его реконструкцию помогла провести к празднику мэрия Москвы. И теперь он стал одним из лучших спортивных объектов Приамурья. На огромном стадионе появились площадки для всех видов спорта для взрослых и детей.
Началось празднование с того, что в Тынду прибыли два поезда, украшенных лозунгами и плакатами, один из Хабаровска, а другой из Иркутска, и остановились друг против друга на разных путях. Они символизировали стыковку «золотого звена». На них приехали гости – ветераны БАМа. Прибыл поезд и из Москвы, он тоже привез бывших строителей, комсомольцев 70-80-х годов 20 века. Одни ехали в поезде из Москвы, а другие подсаживались по дороге. Каждая группа бамовцев прибыла в своей форме, со своими плакатами. Внушительно выглядела колонна бамовцев, прошедшая маршем по улицам города. Это было яркое, красочное зрелище. Сначала шла техника, которая первой начала работать на БАМе, потом техника, которая пришла ей на смену. С песнями, речевками шагали за ней бывшие работники различных трестов, СМП. Огромный Тындинский краеведческий музей в праздничные дни работал бесплатно. В нем хранятся экспонаты со времен строительства БАМа. Со слезами на глазах бывшие бамовцы рассматривали документы, поделки и вспоминали, как они жили на БАМе, как пользовались выставленными в музее вещами.
На площадях города проводились игры, конкурсы, викторины для взрослых и детей. В одной викторине Валентина ответила на вопрос ведущего и получила приз. Правильно ответить ей помог баннер на вокзале, сведения из которого она сфотографировала в день, когда приехала в Тынду. На нем было написано, что на БАМе построили 424 моста. А ведущий как раз спрашивал про количество построенных на БАМе мостов. За правильный ответ Валентине вручили большую и красивую книгу-альбом «Таежная симфония. Байкало-Амурская магистраль», посвященную 50-летию БАМа. Эту книгу она подарила поселковой библиотеке на память о БАМе, о встрече, организованной клубом «Вдохновение» и библиотекарем. Нашей героине было очень приятно, что ее пригласили, слушали, долго беседовали, вспоминали. Очень волнительно вспоминать свою жизнь, как будто снова ты вернулся в свою комсомольскую молодость.
Н.В. Бартош,
библиотекарь
городской библиотеки п. Холбон

Фото: семейный архив Шергиных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*