Недавно мой знакомый пригласил меня съездить с ним в сёла Усть-Теленгуй и Верхний Теленгуй. Я, конечно, с удовольствием согласился на приглашение побывать в гостях у соседей. Все мои друзья и знакомые знают мой интерес к истории своих родных мест, ну и пропустить такую возможность я, естественно, не смог.
В Усть-Теленгуе у меня по моей прошлой работе в Чиронском Доме культуры сохранились знакомства. Сразу же мы заехали к директору ДК Галине Анатольевне Ушаковой, пообщались немного, а затем отправились в гости также к моему хорошему знакомому Ивану Сергеевичу Пантелееву. Иван Сергеевич встретил нас радушно, много интересного поведал из истории своего родного села, показал оставшийся фундамент Усть-Теленгуйской церкви, также показал полусохранившуюся усадьбу Бородина, который был богат и по архивным записям, которые я видел лично в Читинском госархиве, владел вино-водочными складами в посёлке. Да, территория под усадьбой впечатляет своими размерами. Дом и амбар стоят крепко, сделаны из круглого бревна, толщиной сантиметров 30, а, возможно, и больше. Дом стоит ровно, простояв почти полтора века, ни одна из стен не просела в болотистую землю, на которой он построен, ни одно бревно не повело в сторону. Мы прошлись по пустому дому, пол полностью шатается, так как без ухода и скопления воды в подполе, лага прогнила, поэтому дальнейшая судьба дома предрешена — он разрушится.
Здесь хотелось бы вспомнить историю этого села. Посёлок Усть-Теленгуйский основан казаками в начале XVIII века как пограничный караул от набегов хунхузов, китайцев-бандитов на нерчинские земли.
С 1851 г. Усть-Теленгуй вошёл в состав пешего войска ЗКВ, с 1851 г. по 1872 г. посёлок входил в состав Новотроицкой станицы, в 1872-1918 гг. — это центр Усть-Теленгуйской станицы 3-го военного отдела Забайкальского казачьего войска. В период Гражданской войны казаки станицы вошли в 11-й казачий полк белых. Но не все поддерживали царский режим: так, жителя посёлка Сергея Федосеевича Бородина поймали каратели из отряда полковника Никольского, дислоцировавшегося в нашем селе Чирон. Бородина привезли в застенки, которые находились в доме волостного правления в Чироне, избили, пытали, а затем облили волосы керосином и подожгли. Так он и метался по улице с горящим факелом на голове, пока не умер от боли. В 1920 году на Усть-Теленгуй направился отряд красногвардейцев под руководством Каратаева. Я́ков Никола́евич Коротаев, или Карата́ев, родился в 1892 г. в станице Онон-Борзинская Забайкальской области. Отряд выступил из ныне не существующего казачьего посёлка Джида Балейского района, занял казачий посёлок Макарово, Усть-Теленгуй, вышел на деревню Кирочинскую, затем, переправившись через р. Онон, вошли в село Чирон. Здесь в отряд вступили местные добровольцы, в это время на Шиванде, что недалеко от Чирона, дислоцировались каппелевцы (отряд генерала Каппеля). Красногвардейцы провели разведку местности и двинулись выбивать каппелевцев с Шиванды. Основной бой завязался у казачьего посёлка Завитая. У Завитой были тяжёлые бои дважды — первый бой произошёл в 1918 году между белогвардейцами атамана Семёнова и отрядом 4-го Ингодинского кавалерийского полка Погодаева, в котором командиром 5-й сотни кавполка был наш односельчанин Дмитрий Александрович Дедюхин, командиром партизанского отряда Сергей Платонович Якимов, помощником Стремецкий Николай Александрович — все они уроженцы и жители села Чирон. Второй бой был между красногвардейским отрядом Каратаева и отрядом генерала Каппеля (1920 год). И в первом, и во втором боях победу одержали красноармейцы.
В Усть-Теленгуе в 1875 году была построена Ильинская церковь. Казачий посёлок Верхний Теленгуй основан в 1708 г.: казаки из Нерчинска шли по Теленгуйской и Макаровской падям, поэтому и заложен был Верхний Теленгуй и казачий посёлок Макаровский (с. Макарово) раньше Усть-Теленгуя. В 1891 году здесь была построена своя церковь, Ильинская, с таким же названием, как и в Усть-Теленгуе.
Замечу, что после построения церквей крестьянские деревни уже могли именоваться селом, а казачьи посёлки оставались посёлками, но иногда назывались селом. Крестьяне, переселённые по указу императора или императрицы, назывались государственными крестьянами, таких в нашем районе было два — крестьянское селение Чиронское и Уненкерское — они именовались селением. Усть-Чиронский — посёлок, Кироча — село после 1881 года (построена Николаевская церковь). В Кироче жили монастырские крестьяне, с 1712 года относившиеся к Нерчинскому Успенскому монастырю. Дата основания Кирочи неизвестна (образована до 1712 года). Старинные дома сразу же выделяются от построенных в советское время и тем более современных. Сохранившиеся наличники на окнах резные, красивые. Конечно, люди портят красоту дома, когда вставляют пластиковые окна, там я этого не увидел. В Усть-Теленгуе и в Верхнем Теленгуе, впрочем, как и в Чироне и в других сёлах в округе, много заброшенных нежилых домов, которые сотни лет служили людям во благо, но люди предпочли этому благу комфортные условия.
Чем больше комфорта получает человек, тем меньше он приспособлен к трудным ударам жизни. С каждым годом люди перестают замечать красоту, которая нас окружает, по молодости едут за лучшей жизнью, где комфортнее и больше можно заработать (ведь сейчас всё измеряют деньгами, раньше такого не было), забывают свои дома, где они родились, забывают родных и близких, друзей. Проходит много лет, и человек понимает, сколько он потерял, когда погнался за большим. Конечно, некоторые не по своей воле покинули свой родной дом, но в нашем 21 веке, в основном, по своей воле и находят оправдание — нет работы, нет хорошей врачебной помощи, образование слабее, чем в городах, и ещё кучу можно придумать причин. Когда смотришь на дома, в которых жили люди много-много лет назад, которые построили без техники, без оборудования, своими руками в прямом смысле — крепкие, мощные, на века, возникает вопрос — как же это они тогда жили в таких «глухих» местах, без официальной работы, без медицинской помощи, естественно, без всяких такси, интернета и так далее? Почему никто из них не уехал в города, как сделали их потомки? Почему не бросили свою Родину, а жили здесь, строили? Казаки охраняли границы Родины, крестьяне занимались животноводством и полеводством, обеспечивая и себя, и те же Нерчинские сереброплавильные заводы, которые были в личном владении императоров с Петра первого до Николая второго, обеспечивали монастыри и церкви продовольствием, обеспечивали бесплатно, по приказу императора, проходящие отряды казаков и солдат в 1900 году во время Китайского похода. Многие сами воевали и многие там погибли.
Нам, современным жителям нашей всё той же России, ведь Россия была всегда и при императорах, и при СССР, и сейчас, нам не понять наших предков. Тем более не понять, как им на всё хватало времени — сеять, убирать, молотить, косить, печь, доить и ещё на кучу трудоёмкой деревенской работы. Без техники — руками. Они могли, мы — нет. В Верхнем Теленгуе, который окружён сопками с красивым берёзовым, сосновым, лиственничным лесом, а под сопками протекает небольшая чистая, прозрачная речка Теленгуй, где эхом отдаётся звонкий голос кукушки, стук дятлов, ощущается единство с природой. Старинные крепкие дома с резными наличниками, в основном, заброшенные, где под крышей встречается дата постройки дома. Тишина, ни рычащих и пролетающих, как пули, мотоциклистов, автомобилей. Кони, коровы, свиньи свободно гуляют по всему селу. Вот она — свобода. Наверное, демократия и должна выглядеть именно так — свобода от всего, от всех благ цивилизации, от городских комфортных условий, наедине с природой…
Михаил Селезнёв
13 июня 2024 г.
Фото: Михаил Селезнев