Накануне нового учебного года корреспондент «ШП» Анастасия АЛЫПОВА провела беседу с председателем комитета образования Шилкинского района Ларисой Анатольевной ЗОЛОТУХИНОЙ, в которой обсудили преобразования в учебной и воспитательной программах, модернизацию материально-технической базы и планы на будущее.
Корр.: — Читала, что готовилась новая образовательная программа. Каких предметов она коснётся? Сейчас у каждой школы своя программа, свои учебники?
Лариса Золотухина: — С 1 сентября 2023 года во всех школах России начнется обучение по единым федеральным образовательным программам. Это означает переход от разнообразия региональных и школьных программ к единым школьным программам на федеральном уровне. Обязательными для применения во всех общеобразовательных организациях станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных класса; «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению — федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. Обновятся и учебники по истории — в них добавят разделы о героях специальной военной операции и вхождении в состав России новых территорий.
Корр.: — Какие-то новые предметы будут вводиться или существующие будут преобразовываться?
Л.З.: — С начала сентября 2023 года курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах дополнят начальной военной подготовкой. Предмет по основам безопасности жизнедеятельности с 1 сентября будет называться «Основы безопасности и защиты Родины». Содержание предметов «Экономика», «Астрономия», «Экология», «Россия в мире» включены в другие предметы (биология, физика, и т. д.). Появится учебный курс «Вероятность и статистика». Дисциплину «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будут преподавать в 5-9 классах, она станет продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который изучают в начальных классах.
С 1 сентября будет организовано привлечение обучающихся к труду, будут установлены обязанности обучающихся: поддерживать в организации чистоту и порядок; участвовать в общественно полезном труде для формирования трудолюбия и чувства причастности и уважения к результатам труда.
Корр.: — Будут ли дополнительные занятия в школах в рамках воспитательного процесса?
Л.З.: — Помимо учебной программы на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. В этом учебном году приоритетным направлением станут вопросы воспитания детей и молодежи как основного ресурса сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей России. На предстоящий учебный год взят курс на суверенитет, целостность и безопасность страны. Для этого все школы страны возвращаются к единой образовательной системе. С 1 сентября с 6 по 11 класс будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум, направленный на раннюю профориентацию школьников, «Россия — мои горизонты».
Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно полезному труду без получения официального согласия родителей.
В районе организовано «Движение первых» — это молодежное движение в России для воспитания, организации досуга подростков и формирования мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных целей. Муниципальным куратором движения является Ю.В. Арсентьев. Первичные отделения откроются в каждой школе района в сроки до 1 октября 2023 года.
В новом учебном году будет продолжен цикл внеурочных мероприятий «Разговоры о важном — каждый понедельник» — это просветительские мероприятия на темы: «Традиционные семейные ценности», «День защитника Отечества», «Прорыв блокады Ленинграда», «Россия в мире», «День труда. Мир профессий», «День детских общественных объединений», «День Победы. Бессмертный полк» и другие.
Сохранится церемония поднятия государственного флага Российской Федерации и исполнение государственного гимна Российской Федерации. В этом году пять школ Шилкинского района получат символику Российской Федерации (Шилкинские СОШ № 1, 51, 52, Первомайские СОШ № 2, 5), остальные — в 2024 году.
Напомню, что с 2022 года в 12 школах Шилкинского района появилась новая должность – советник директора по воспитательной работе, деятельность которого нацелена на развитие практики воспитания, организацию взаимодействия с движением детей и молодежи, общественными организациями. Данная деятельность будет продолжена. В этом году прошли испытание еще три педагога, которые вошли в кадровый резерв.
Особым направлением воспитательной работы является музейная деятельность как основа сохранения исторической памяти и патриотического воспитания детей и молодежи. При школах Шилкинского района функционируют пока всего три музея в Холбонской и Мирсановской, Шилкинской СОШ № 2, в которых детьми под руководством педагогов составлены информационные картотеки о ветеранах-земляках Великой Отечественной войны, созданы электронные банки данных о земляках, ушедших на фронт.
Музей в школе, дошкольном учреждении – это механизм сохранения исторической памяти, формирования исторического мышления и осмысленного нравственного отношения к историческим событиям, достижениям, поступкам, героизму конкретных людей. Музей – это педагогическое средство формирования у ребенка, подростка, молодого человека причастности к истории Отечества.
Откликом детей на события на Украине, героические действия наших военнослужащих в различные периоды истории России является создание в школах Забайкальского края, в том числе в школах района, «точек притяжения и сохранения исторической памяти». В четырех школах Шилкинского района созданы мемориальные доски: Первомайской школе № 5, Первомайской школе № 2, Мирсановской и Митрофановской школах, еще одна готовится к открытию в сентябре в Размахнинской школе. Стеллы установлены в Холбонской и Верхне-Хилинской школах. В трёх школах района готовятся к открытию в сентябре «Парты Героя», они будут установлены в школах Холбона, Чирона и Первомайской СОШ № 3.
Патриотический подъем среди детей и молодежи очень высокий. Его нужно поддерживать. Это – совместная задача педагогов и родителей.
Приоритетным направлением обеспечения организованной занятости детей является развитие школьных театров. Это задача, которая реализуется по поручению президента РФ.
Сегодня в школах Шилкинского района организована работа шести театральных кружков. Количество школьных театров будем расширять совместно с учреждениями культуры.
Особое место в решении задач воспитания и организованной занятости детей и молодежи занимает спорт. Задачей 2023 года является создание во всех школах спортивных клубов (ШСК) как формы организации активности детей и молодежи, формирование здорового образа жизни. В результате проведённой работы на территории Шилкинского района организовано работа 12 ШСК. К концу 2023 года показатель создания и регистрации ШСК должен составить 100%.
В 2023 году в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в двух школах района был проведен капитальный ремонт спортивных залов (Номоконовская и Казановская СОШ). Общий объем финансирования составил 4,2 млн рублей.
Корр.: — Обсуждалась отмена шестидневки, но при обилии всяких допзанятий это кажется нереальным? Есть ли такие планы?
Л.З.: — Обязательная пятидневка будет действовать в школах только для первоклассников. График учебы для 2-11 классов устанавливается администрацией образовательной организации с учетом особенностей утвержденного учебного плана.
Корр.: — Что касается экзаменов, много было опять разговоров, что ЕГЭ отменят и вернут старые экзамены по билетам. Как мы понимаем, ничего подобного не будет, но могут быть какие-то корректировки?
Л.З.: — Минпросвещения РФ и Рособрнадзор обновили порядок проведения государственной итоговой аттестации — ОГЭ и ЕГЭ. Нововведения вступят в силу 1 сентября 2023 года. Согласно изменениям, в 11 классе школьники смогут изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный и наоборот. До двух дней сократится срок проверки экзамена по ИКТ.
Кроме того, изменились сроки, в которые выпускники прошлых лет могут сдать ЕГЭ: со следующего года сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода проведения экзаменов.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту, поступающих в военные вузы, предусмотрена возможность подавать заявления об участии в ЕГЭ не только в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где они проходят военную службу.
Также для девятиклассников официально установили возможность проведения итогового собеседования в дистанционной форме.
Корр.: — Какие показатели по сдаче ЕГЭ были за прошлый год в нашем районе? Много ли тех, кто выбирает естественные науки и физмат? Или, может быть, увеличилось число выпускников, выбирающих профильную математику?
Л.З.: — В 2023 году выпускники проходили ГИА по программам среднего общего образования в форме ЕГЭ, из них успешно прошли ГИА 88,4 %. Средний тестовый балл по химии и литературе вырос в сравнении с показателями 2022 года.
Наблюдается 100-процентная успеваемость по английскому языку. Вырос процент успеваемости по таким предметам, как биология — на 2,4 %; химия – на 31 % и русский язык — на 1,4%.
Доля выпускников, набравших 70 и более баллов, значительно выросла по следующим предметам: физика, химия, русский язык, в тоже время снизилась по математике профильной, информатике, истории, обществознанию, литературе, английскому языку.
Улучшилось качество подготовки выпускников по биологии, русскому языку, английскому языку, химии, базовой математике.
В 2023 году 12 выпускников получили аттестат особого образца и медаль «За особые успехи в учении», что составляет 6 % от общего числа выпускников. Доля выпускников, получивших золотые и серебряные медали «Гордость Забайкалья», составила 13,1 %, что на 2,9 % выше, чем в 2022 году.
Увеличилось число выпускников, выбирающих профильную математику. Но при этом на протяжении нескольких лет сохраняется тенденция большего количества выпускников, которые выбирают для сдачи экзаменов по выбору социально-гуманитарные науки.
Корр.: — Поднимается ли в педагогическом сообществе тема психологической поддержки учеников в момент подготовки и сдачи ЕГЭ?
Л.З.: — Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче экзаменов. В течение учебного года во всех общеобразовательных организациях ведется психологическая поддержка учеников и родителей, а именно проводятся классные часы, индивидуальные беседы для снятия психологического напряжения и положительного настроя при сдаче ЕГЭ. Родительские собрания, участие в ежегодной Всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями», где родители выпускников могут пройти всю процедуру ЕГЭ, от входа в пункт проведения экзамена до получения результатов.
Акция призвана помочь выпускникам и их родителям снять лишнее психологическое напряжение, связанное с подготовкой к ЕГЭ, лучше познакомить общественность с экзаменационной процедурой.
Корр.: — Какова динамика числа тех, кто уходит из школы после 9 класса?
Л.З.: — Доля выпускников, уходящих после окончания обучения в 9 классах, на протяжении нескольких лет остается высокой. Процент выпускников, не продолживших обучение в 10 классе, в 2021 г. составил 53,5 %, в 2022 году – 61,4 %.
Корр.: — Больше ли стало первоклассников?
Л.З.: — Количество первоклассников на протяжении последних трех лет остается стабильным – в пределах 540-550 человек. Большее количество обучающихся первых классов, конечно, в городских школах. Имеется небольшое уменьшение количества первоклассников в сельских школах – в сравнении за последние два года (2022 и 2023 гг.) уменьшение составило 7 %.
Корр.: — Говоря о тенденциях, мы не можем не вспомнить ещё один грустный факт — старение педагогических кадров, дефицит молодых педагогов. Как вы оцениваете этот момент, что делается для увеличения числа молодых педагогов? Сколько новых педагогов придёт в школу?
Л.З.: — На протяжении ряда лет потребность в квалифицированных педагогических кадрах сохраняется. В соответствии с данными федерального статистического наблюдения и ведомственного мониторинга 2023 года число вакантных должностей педагогических работников в общеобразовательных организациях на территории Шилкинского района составляло 43 вакансии педагогических работников, из них 38 учителей. Наибольший дефицит наблюдается среди учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, физики, химии, начальных классов.
В целях сокращения дефицита педагогических кадров и привлечения на работу молодых педагогов ежегодно проводится работа по организации заключения договоров о целевом обучении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». Так, в 2023 году для обучения в ЗабГУ заключили договор о целевом обучении: на заочную форму обучения четверо человек, на очную форму обучения также четверо. По итогам приемной кампании 2023 года доля поступивших составила 75 % (по три поступивших на очную и заочную формы). Этого, конечно, недостаточно. По Забайкальскому краю определено 161 место, заключили договоры 49 человек. На августовских совещаниях мы неоднократно подчеркивали важность использования механизма КЦП для решения кадровых задач муниципального района.
Министерство образования четвертый год реализует на территории Забайкальского края программу «Земский учитель». Всего с 2020 по 2023 год по Забайкальскому краю по данной программе приступили работать 151 учитель, из них в Шилкинском районе восемь учителей (2020 г. — один учитель; 2021 г. — два учителя; 2022 г. — один учитель, 2023 г. — четыре учителя). По данной программе с 1 сентября 2023 года в образовательных организациях района к работе приступают четыре педагога. В частности, в Шилкинской школе № 1 будет работать учитель русского языка и литературы Ольга Юрьевна Федорова, в Шилкинской школе № 51 учитель математики Анастасия Ивановна Бородина, в Шилкинской школе № 52 — учитель начальных классов Наталья Александровна Сарычева, в Ононскую школу — учитель начальных классов Лидия Александровна Цыренова.
Министерством образования и науки Забайкальского края объявлен дополнительный конкурсный отбор по программе «Земский учитель» до 1 сентября 2023 года.
Вопрос кадровой обеспеченности системы образования с каждым годом встает все более остро. При этом мы видим, что при сохранении традиционной потребности в учителях математики, физики, начальных классов и других, возрастает потребность в учителях-дефектологах, тьюторах, педагогах дополнительного образования, воспитателях.
Проблема кадрового обеспечения требует кардинальных подходов к ее решению. Поэтому наша общая задача – работать на опережение и, начиная со школьной скамьи, готовить педагогов нового времени.
Корр.: — В этом году бурно обсуждалась реформа начисления заработка в Забайкалье. Касалась она и системы оплаты труда работников образования. Можете назвать средний уровень зарплаты педагогов в Шилкинском районе?
Л.З.: — Безусловно, реформа заработной платы коснется и системы образования района. Среднемесячная заработная плата работников образовательных учреждений за период январь-август 2023 года такова: педагогические работники общеобразовательных учреждений — 42474 рублей, педагогические работники дошкольного образования — 31600 рублей, педагогические работники дополнительного образования — 28140 рублей.
В связи с Законом Забайкальского края от 29 июня 2023 года № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края» заработная плата работников образовательной сферы увеличится.
Корр.: — Несмотря на тенденции, связанные с динамикой учеников и кадровыми проблемами, вы в этом году продолжали заниматься модернизацией материально-технической базы. Что было сделано? Какой объем средств заложен?
Л.З.: — В 2023 году в рамках мероприятия «Создание условий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях» в восьми образовательных организациях проведен ремонт помещений пищеблока, в 11 -приобретено оснащение для пищеблока в рамках выделенных лимитов из краевого бюджета 20,8 млн рублей. Капитальный ремонт и оснащение были проведены в СОШ № 52 г. Шилки, Размахнинской, Ононской, Холбонской, Усть-Теленгуйской, Галкинской школах, первомайских школах № 2, 3. Только оснащение осуществлялось в Первомайской школе № 1, Шилкинской школе № 51, Номоконовской и Новоберезовской школах.
Это очень значимое событие для района, так как на протяжении более 40-50 лет в общеобразовательных организациях Шилкинского района не проводились капитальные ремонты, в том числе пищеблоков, и их оснащение. соответствии с требованиями санитарного законодательства.
В настоящее время подготавливаем пакеты документов по вхождению в данную программу школ на 2024 год. Это восемь общеобразовательных организаций: Первомайские школы №№ 1, 5, Шилкинская № 1, Мирсановская, Митрофановская, Чиронская, Казановская и Новоберезовская школы.
Как уже было сказано ранее, в 2023 году в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в двух школах района был проведен капитальный ремонт спортивных залов (Номоконовская и Казановская СОШ). Общий объем финансирования составил 4,2 млн. рублей.
В рамках реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на территории сельского поселения «Богомягковское» проведен капитальный ремонт и оснащение начальной школы в с. Средняя Кия на общую сумму 8 781 712,57 рублей (все уровни бюджета). Завершается капитальный ремонт и оснащение СОШ им. Г.П. Богомягкова на общую сумму 61 598 537,77 рублей. Общая сумма на ремонт школ — 70 380 250,34 рублей. Сумма проекта — 118,7 млн рублей.
В результате капитального ремонта будут отремонтированы все помещения и коммуникации школы, отреставрированы фойе, кабинеты и коридоры, заменены системы водоснабжения и канализации, силовое электрооборудование и система отопления, а школа оснащена современным оборудованием и инвентарем.
В 2023 году проведен ремонт системы отопления в СОШ № 52 на общую сумму 4,8 млн рублей (износ составил более 90%).
В 2023 году в рамках социально-экономического развития центров экономического роста заканчиваются ремонтные работы в детсаду с. Ононское и детсаду № 110 г. Шилка (выполнены работы по замене оконных блоков и дверных проемов, ремонт системы отопления, теплового узла, пола, установлены внутренние и наружные двери). Общая сумма финансирования составила 12,1 млн рублей.
В новом учебном году благодаря национальному проекту «Образование» в школах Шилкинского района появится новое оборудование. В трех школах начнут работать Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»: в Шилкинской школе № 2, Первомайской школе № 1, Холбонской школе. В трех школах будет создана цифровая образовательная среда: в Первомайской СОШ №№ 3, 5, Шилкинская СОШ № 1. Наша общая задача максимально использовать поступившее оборудование для достижения целей образования и повышения его качества.
Показателем эффективности использования нового оборудования являются новые компетенции у детей – исследовательские, проектные. Их мотивированное участие в конкурсах, олимпиадах, презентация и достижение высоких результатов на всероссийском уровне.
Новая инфраструктура и оборудование – это, с одной стороны, ресурс повышения качества предметного обучения по физике, химии, биологии, информатике, а с другой – средство обеспечения высокотехнологического дополнительного образования детей и их организованной занятости.
Не обошелся этот год и без чрезвычайных ситуаций. 18 июля в результате ураганного ветра были сильно повреждены кровля и оконные блоки в Мирсановской школе (здание пришкольного интерната). Размер ущерба составил 995 890,85 рублей. Работы по восстановлению выполнены в полном объеме.
31 марта в результате ураганного ветра на территории с. Средняя Кия в начальной общеобразовательной школе порывистым ветром была сильно повреждена кровля. Размер ущерба составил – 909 970,27 рублей Восстановительные работы выполнены в полном объеме.
В июне в результате ураганного ветра на территории с. Митрофаново была частично повреждена кровля Митрофановской школы. Размер ущерба составил 119 000 рублей. Работы выполнены в полном объеме.
15 мая в результате ураганного ветра порывистым ветром было повреждено и снесено ограждение в детском саду с. Размахнино, размер ущерба 546 999,62 рубля.
Корр.: — Идёт Год педагога и наставника. Вы будете отмечать кого-то персонально, стоит ли ждать присвоения каких-либо званий нашим учителям? А можете назвать тех, кто дольше всех работает в районе? Школа наставничества существует, что она подразумевает или это просто прикрепление учителя-стажиста к молодому педагогу? Это обязательное условие или нет, ведь молодой учитель наоборот может нести свежий взгляд?
Л.З.: — В комитете образования работает комиссия, на заседании которой идет рассмотрение материалов, ходатайств, предоставленных руководителями образовательных организаций о поощрении педагогов наградами различного уровня: федеральными, региональными. Ежегодно педагоги, достигшие хороших результатов в обучении детей, поощряются этими наградами. Поощрения на районном уровне вручаются обычно на юбилейные даты работников, к праздникам. Этот год не является исключением. На августовской конференции были вручены благодарственные письма главы района десяти педагогам. Ожидаем награды ко Дню учителя.
Самые опытные педагоги на сегодняшний день Светлана Васильевна Андреева (школа № 52 г. Шилка) и Людмила Васильевна Березова (Шилкинская школа № 51).
В каждой школе есть педагоги-наставники, разработаны дорожные карты и т. д. Но ведь наставник — это не только учитель, стажист и молодой педагог, это и учитель — ученик, ученик — ученик, администратор — ученик, учитель — родитель (существуют различные формы) и, конечно, молодой педагог — учитель с большим стажем работы. Мы только приветствуем, когда молодой педагог делится чем-то новым с педагогом-стажистом, сами обращаемся за помощью, я думаю здесь ничего плохого нет, таким образом, совместная работа идет на пользу нашим обучающимся.
Корр.: — Немного затронем дошкольное образование. Какие преобразования коснулись этой сферы: ремонты, оснащение, финансирование, заработки воспитателей, кадры?
Л.З.: — На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные организации переходят на единую федеральную образовательную программу.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: обучение и воспитание ребенка как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности; приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Важной задачей в сфере дошкольного образования в Забайкальском крае остается достижение 100% доступности дошкольного образования. На территории Шилкинского района доступность дошкольного образования для детей дошкольного возраста составляет 100%. Актуальная потребность в дополнительных местах на 1 сентября 2023 года составляет 172 места для детей в возрасте от 0 до 2 лет.
В 2023 году в рамках социально-экономического развития центров экономического роста заканчиваются ремонтные работы в детсаду с. Ононское и детсаду № 110 г. Шилка, о которых мы сказали ранее. Общая сумма финансирования составила 12,1 млн рублей.
Корр.: — Будут ли глобальные ремонты вобразовательных организациях, наподобие того, что был в 2-ой школе? Здесь стоит упомянуть одну из крупных школ в городе — 51-ую. Обещание провести там большой капремонт в 2024 году остаётся в силе? Поделитесь планами на будущее?
Л.З.: — В 2022 году Министерством образования и науки Забайкальского края были доведены бюджетные ассигнования в размере 13 736 300 рублей для оплаты за разработку проектно-сметной документации на строительство школы в с. Верхняя Хила.
Подготовлено и подписано соглашение между Министерством образования и науки Забайкальского края и администрацией муниципального района «Шилкинский район» «О предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях (на разработку проектно-сметной документации для строительства школы в с. Верхняя Хила)» от 21.07.2021.
По результатам состоявшегося аукциона был заключен контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для строительства школы в с. Верхняя Хила. Проектно-сметная документация на строительство школы была подготовлена и направлена в ГАУ «Госэкспертиза Забайкальского края» для проведения экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. 16.08.2023 года было получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство школы в с. Верхняя Хила. Общая сумма строительства школы составила согласно госэкспертизе 723 468,15 тыс. руб. 17.08.2023 года администрацией муниципального района «Шилкинский район» в адрес Министерства образования и науки Забайкальского края была направлена информация для включения строительства школы в соответствующие государственные программы или национальные проекты. Предварительно в начале июля 2023 года правительство Забайкальского края направили потребность в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики по включению строительства школы в с. Верхняя Хила как объект с высокой степенью готовности для включения в ФАИП (федеральную адресную инвестиционную программу).
Кроме того, в рамках плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края на базе СОШ № 52 г. Шилки будут созданы горные классы по мероприятию «Создание оборудованных «Горных классов» в школах края в местах горной добычи». Цель инвестиционного проекта — познакомить школьников с горным делом в широком его понимании, дать умения и навыки, необходимые для получения профессии в этой сфере.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Школа уже получила оборудование на 10 млн рублей в горный класс.
Районом заключено соглашение о сотрудничестве в области реализации образовательной программы горных классов (проведение мероприятий специалистами горной промышленности, и, конечно, финансовая поддержка при подготовке аудиторий согласно брендбуку) с золотодобывающими организациями ООО «Золото Дельмачик» и ООО «Нергеопром».
В горных классах будут заниматься не только учащиеся школы № 52, но и ребята из других общеобразовательных организаций района (конечно, обучение будет осуществляться по желанию).
Новой задачей 2023-2024 учебного года для школ и органов управления образованием станет реализация программы по модернизации школьных систем образования, основным механизмом которой является комплексный капитальный ремонт зданий школ. На 2024 год запланированы ремонты: Шилкинской СОШ № 51 на сумму 66,8 млн рублей, Первомайской СОШ № 2 на сумму 65,7 млн рублей; Первомайской СОШ № 3 на сумму 61,6 млн рублей. Предварительно на 2025 год в планах стоят ремонты школы с. Казаново на сумму 99,7 млн руб. и Усть-Теленгуйской школы на сумму 35,2 млн рублей.
Задача всех участников этой программы и 2022 года, и 2023 года — обеспечить конструктивное информационное освещение вопросов капитальных ремонтов и оснащения школ с участием обучающихся, педагогов, родителей, общественности и своевременную и неконфликтную организацию образовательной деятельности.
На краевой августовской конференции было озвучено, что губернатором Забайкальской края А.М. Осиповым будет решен вопрос по определению финансирования районам на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы. Потребность в Шилкинском районе составляет по общеобразовательным организациям: 12 730 тысяч рублей (10 200 тыс. руб. — ПСД, 2 530 — госэкспертиза); потребность по ДОУ – 8 080 тысяч рублей (6 500 тысяч рублей — ПСД, 1 580 тысяч рублей — госэкспертиза).
Будет продолжено вхождение в капитальные ремонты в рамках плана социально-экономического развития центров экономического роста. На 2024 год определено, что в Галкинской школе будет произведена замена оконных блоков на сумму 3,5 млн рублей, на 2025 год запланирован ремонт в детсаду п. Холбон на сумму 3,8 млн рублей.
В начале июня 2023 г. по запросу Министерства образования Забайкальского края была подготовлена информация по общеобразовательным организациям, имеющим высокую степень готовности (ПСД и заключение госэкспертизы), так называемый лист ожидания на общую сумму 75,5 млн рублей. И дополнительно подготовлены сведения об общеобразовательных организациях, остро нуждающихся в проведении ремонтных работ (окна, кровля+ бассейны), на сумму 41,8 млн рублей.
В настоящее время подготавливаются пакеты документов на вхождение в ГП «Развитие образования» по проведению капитального ремонта и оснащению школьных пищеблоков (в плане восемь образовательных организаций). Количество школ будет определять Министерство образования, нам, конечно, хочется, чтобы вошли все восемь школ (они перечислены выше).
Продолжится работа по вхождению в ГП «Развитие образования» по проведению капитального ремонта и оснащению школьных спортивных залов. Районом заявлена потребность на проведение капремонтов в спортзалах следующих школ: Мирсановской, Холбонской, Чиронской, Первомайской № 1, Первомайской № 5, шилкинских № 1 и № 52. Имеются ПСД и госэкспертиза на один спортзал в Новоберезовской школе.
Будем стремиться к созданию Центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» и ЦОС в рамках НП «Образование».
Многое сделано в этом году, но предстоит еще больше и мы к этому готовы.
Поздравляю всех с наступившим учебным годом. Хочу пожелать, чтобы учебный год стал успешным для всех! Желаю плодотворной работы, мобильности, организованности, чтобы все задачи, которые сегодня ставятся перед системой образования, исполнялись.