В настоящее время все более распространенным способом хищений денежных средств граждан становятся хищения при помощи услуги «Мобильный банк».
Данному виду преступлений в основном подвергнуты клиенты ПАО «Сбербанк России», так как банком при открытии счета гражданам услуга «мобильный банк» подключается автоматически либо самостоятельно, а для ее отключения необходимо написать заявление.
В настоящее время можно выделить два основных способа, при помощи которых совершаются хищения денежных средств, но сразу следует пояснить, что данный перечень не исчерпывающий, так как возможны абсолютно иные способы хищений денежных средств, а также в какой-то части измененные или скомбинированные из различных способов.
1. Способ «Двойной
«Мобильный банк»
Потерпевшим при заключении договора указывается абонентский номер, который и подключается к «мобильному банку». По различным причинам многие владельцы пластиковых карт банков перестают в дальнейшем пользоваться абонентскими номерами (потерял, переехал, сменил оператора и т.д.), в связи с чем оператор сотовой связи через 6 месяцев перевыпускает сим-карту с данным абонентским номером и выставляет ее на продажу. Также возможна утеря сим-карты и неотключение «мобильного банка».
Новый абонент, приобретая данную сим-карту, начинает получать смс о движении денежных средств по счёту потерпевшего, кроме того, он получает возможность управлять денежными средствами лицевого счета, к которому она подключена.
2. Способ
«Вредоносные
программы»
Способы заражения вредоносным программным обеспечением (ВПО) телефонных аппаратов на операционной системе «Android»:
1. Потерпевший получает сообщение от контент-провайдера (контент-провайдер – компания, которая осуществляет предоставление информации в сетях сотовой связи с использованием коротких номеров), в котором находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой, абонент закачивает на телефон вредоносное программное обеспечение (далее — ВПО).
2. Потерпевший получает сообщение от своего знакомого, телефон которого уже заражен ВПО, при этом ВПО само направляет данное сообщение на номера, которые имеются в адресной книге потерпевшего. В данном сообщении также находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой абонент закачивает на телефон ВПО.
3. Потерпевший, находясь в сети «Интернет», с помощью телефона получает по электронной почте либо через социальные сети ICQ сообщение, в котором находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой абонент закачивает на телефон ВПО.
4. Потерпевший, находясь в сети «Интернет», с помощью телефона скачивает, например, программные продукты, музыку, фотографии, в которых находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой абонент закачивает на телефон ВПО.
После заражения телефона вирус проверяет наличие подключенной услуги «Мобильный банк». Если услуга подключена, то вирус с помощью нее осуществляет перевод денежных средств с банковской карты потерпевшего на различные абонентские телефонные номера, электронные платежные системы (Киви-кошелек и др.) либо на лицевой счет абонентского телефонного номера потерпевшего и далее на электронные платежные системы либо банковские карты преступника. При этом вирус блокирует информационные сообщения о произведенных транзакциях (не выводит на дисплей телефона, а также удаляет их из телефона потерпевшего), которые поступают от банка.
В последнее время участились случаи звонков людей, представляющихся сотрудниками банков, в большинстве случаев ПАО «Сбербанк», которые рассказывают о том, что банковская карта собственника подверглась взлому, после чего просят продиктовать номер банковской карты либо трехзначный код, расположенный на обратной стороне карты. После того как собственник продиктует указанные номера, происходит перевод денежных средств, как правило, в другие регионы РФ.
В случае если в отношении вас совершено преступление, необходимо:
1. В случае выявления хищения денежных средств с расчетного счета немедленно прекратить любые действия с сотовым телефоном, принудительно отключить его, извлечь сим-карту.
2. Незамедлительно обратиться в банк плательщика (потерпевшего) по телефону «горячей линии» с поручением о блокировке операции с расчетным счетом и отзывом перевода.
3. Незамедлительно обратиться в банк плательщика (потерпевшего) с письменным заявлением об отзыве платежа, возврате средств и блокировании доступа к системе «Мобильный банк».
Э.А. Корниенко,
начальник ОУР ОМВД России
по Шилкинскому району
капитан полиции