Андрей Мягчилов: «Не сливайте воду из системы – проблему с теплом этим не решить!»

Фото: архив редакции «ШП»

С началом настоящих забайкальских морозов во второй половине ноября в Шилке жители стали ощущать прохладу в своих квартирах. На несколько адресных обращений отреагировали представители власти и ресурсоснабжающей организации, проверив данные приборов подачи тепла на вводе в дома.

Мы, в свою очередь, попросили начальника структурного подразделения «Шилка» АО «ЗабТЭК» Андрея Мягчилова рассказать, какие мероприятия были сделаны во время подготовки к осенне-зимнему периоду, как действовать людям, если они ощущают прохладу, ну и в целом, какой сейчас микроклимат на вверенных объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения.

— Как готовились к зимовке в этом году, что планировали сделать, какие средства удалось заложить на ремонт?
— Планировалась работа на 130 млн рублей, было выделено Министерством ЖКХ Забайкальского края 14 млн рублей на все подразделение, включая Шилку, Холбон и села. Было заменено подрядчиком под нашим контролем три участка теплотрассы в г. Шилка (на ул. Партизанской, Ленина и Балябина), один участок канализационного коллектора (мкрн Аргунь) и один участок теплотрассы с. Митрофаново, в Холбоне нами было заменено четыре участка тепловых сетей, небольших по протяженности, и также был произведен капитальный ремонт электрокотлов, заменен сетевой насос. За счет собственных средств была замена тепловых сетей по ул. Озёрной порядка 150 метров и замена тепловой сети протяженностью 100 м на ул. Лазо, дома №№ 52-54. Также был проведен текущий ремонт: чистка-смазка оборудования, замена подшипников, регулировка, замена мелких деталей, запорной арматуры, в том числе и на котельной, по основной магистрали и части запорной арматуры на тепловых пунктах. Что это дает? В случае аварийной ситуации это позволяет не сбрасывать большой объем жилмассива, есть возможность перекрывать участками. Плюс на сэкономленные средства был заменен котел на котельной № 9, и после этого за счет средств резервного фонда администрации района был заменен котел в школе Арбагара и поселении «Чиронское». Коммуналка в селах Чирон, Ононское и Усть-Теленгуй с мая 2022 года передана в структурное подразделение «Шилка».
— В конце ноября стали появляться сообщения о том, что в квартирах некоторых шилкинцев похолодало. С чем вы это связываете, если учесть, что на вводе в дома, по вашим данным, температура соответствует норме?
— Я считаю, что внутридомовые сети попросту не готовы, управляющими компаниями работ произведено очень мало. В процессе понижения температуры люди просто начали сбрасывать воду, что категорически делать нельзя. Сейчас ситуация стабилизировалась, но мы идем практически на пределе, подпитка теплосети водой 18-20 кубов, хотя нормативная — от 4 до 6 кубов. Сами представляете, сколько холодной воды мы загоняем в теплосеть дополнительно. С управляющими компаниями все было отработано, по подвалам пролезли, сливы убрали, теперь льют в квартирах. Управляющие мотивируют тем, что их не пускают в квартиры и они ничего сделать не могут. Батарея в квартире не греет — причина может быть разная, на вводе температура нормальная, но обратка уже не отрабатывает. Тогда человек вешает шланг и сливает воду из системы, которую надо снова пополнять, чтобы не потерялось давление, не потерялся объем циркулирующего водоносителя. Мы холодную воду загоняем в систему и снова ее нагреваем, получается замкнутый круг. Чем больше сливают — тем хуже становится. Как до жильцов донести это — я не знаю. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям города Шилка с просьбой прекратить сброс сетевой воды из батарей в канализацию. Проблему этим не решить, становится только хуже. При таком режиме невозможно определить конкретный участок и конкретную причину, невозможно определить конкретный дом, конкретный стояк.
— Как быть с управляющими компаниями в таком случае? У них нехватка кадров, материалов — они не могут подготовить дом к зиме.
— Скорее всего, сказывается нехватка денежных средств. Отсюда выходит и нехватка материалов. Взять даже нашу организацию. Люди готовы работать, только было бы чем и было бы за что. Соответственно, нужны зарплата и материалы — и они горы свернут. Но если что-то из этого выпадает — все! Готовы работать — нечем!
— Хватает ли мощностей котельной с учетом того, что подключен новый дом пятиэтажный и другие объекты?
— Мощности котельной хватает, и еще есть возможность подключения. Если есть проблема, то проблема в квартальных сетях, у них износ 90%. При строительстве новой котельной магистральные сети заменили, а до внутриквартальных дело не дошло. Порыв на порыве, регулировка неизвестно какого года, где-то пропускную способность потеряли, забились ржавчиной, где-то незначительная утечка — ее обнаружить невозможно, а давление падает. Мы из этой ситуации выходим так: просто повышенное давление держим на источнике, хотя нам это приносит дополнительные расходы электроэнергии и угля. Пока реконструкция внутриквартальных и внутридомовых сетей не произойдет, все так и будет. Приведу пример с домом в переулке Южный, где были проблемы, как и в солдатских домах. Спасибо директору «Стройтехсервис» Наталье Инкиной, она добилась финансирования, сделали там ремонт — проблема снята, все работает идеально. А в соседних домах, где стояк не топится, где выборочно одна квартира замерзает.
— В прошлом году была проблема с котлом. На данный момент все нормально?
— Все нормально с котлами. Получилось так, что при понижении температур начались массовые сливы, увеличилась подпитка в разы, и поэтому такая ситуация.
— Как вам качество угля? Оно ведь тоже имеет значение при отоплении, сказывается на износе оборудования.
— Мы используем уртуйский уголь, который сам по себе не подходит для центральной котельной. По проекту расчетный уголь — харанорский. Разница в том, что харанорский более тощий, у него температура от 750 до 1000 градусов. У уртуйского от 750 до 1200 градусов. При использовании уртуя более высокая температура приводит к плавлению песка, который мы добавляем в качестве кипящего слоя, чтобы поддержать нужный нам процесс горения. Отсюда вытекает проблема — спекание котла, которая была в прошлом году. Мы вынуждены придерживать температуру меньше 1000 градусов, чтобы не сплавить котел, а значит, КПД котла падает, котел не выдает проектную мощность. Топливо приобретает наш головной офис, ввиду нехватки денежных средств вынуждены брать уголь именно с Уртуйского месторождения. Нужна либо полностью пусконаладочная работа, чтобы перестроить котел на другой тип угля, либо, соответственно, нормативный уголь. Для малых котельных этот уголь подходит лучше как более калорийный, но тут опять возникает вопрос в качестве. В отгруженном нам угле много примесей, породы, земли и пыли, ну и цена у него соответствующая, пониже. Однако расходуется его опять же больше.
— В этом году подорожало все, и даже если посмотреть на суммы, которые вы запрашивали на ремонты, затраты выросли прилично?
— Получается, что мы защищаем первый раз в ноябре вот этот план мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду, потом в декабре. Окончательная защита — в феврале-марте. Цены по расчетам остаются те же самые с ноября, а фактически они уже выросли. В 2022 году цены на металлоконструкции взлетели в разы в январе-феврале, а наши расчеты на выполнение остались по старым ценам. И дополнительно денег не дается уже. Вот и выкручиваемся, чтобы уложиться в эти деньги. Дорожает все: растет стоимость на ж.-д. перевозки, отсюда повышается стоимость угля, подорожало топливо на автомобили, а уголь развозить надо. Заранее сделать запасы мы не можем, поскольку отсутствует свой собственный склад, где мы могли бы заранее сделать запас угля, необходимый на отопительный сезон.
— С 1 декабря началось повышение стоимости всех коммунальных услуг на 9%. Вы видите в этом плюс: прибавится ли средств на текущее ведение дел или опять же повышение съест инфляция?
— Я не вижу. Это повышение может только единоразовый эффект иметь, поскольку у нас также повысятся тарифы на электроэнергию, подорожают стоимость материалов в магазине, услуги перевозчиков, запчасти.
— Как обстоит дело с должниками? Насколько выросло их количество, и как успешно удается забирать долги?
— Надо отдать должное, что основная масса потребителей платит вовремя и в полном объеме. Растет дебиторская задолженность злостных неплательщиков — они как не платили, так и не платят. Общая дебиторская задолженность составляет 23 млн 250 тысяч рублей, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2 млн 139 тысяч рублей. Отключить от тепла многоквартирный дом мы не имеем права, ограничить можем только горячую воду и канализацию. Это никак не влияет, сумма долгов растёт. Приставы могут процентов 30 долгов вернуть.
— Кадровый дефицит на вашем предприятии есть? Как мобилизация сказалась на работе коммунальщиков?
— Шесть человек с предприятия отправились, и несколько человек внесены в резерв. Еще до мобилизации у нас была проблема, на данный момент 21 вакансия имеется по организации: не хватает машинистов-кочегаров, слесарей-сантехников, слесарей водоотведения. Не хватает инженерного состава, хотя перекрываем совмещением. Самая большая текучка связана с низкой заработной платой. Обращались и к руководству компании, к совету директоров, в трудовую инспекцию, поскольку два года подряд нам минимальной индексации не делалось. Нам ответили, что мы не бюджетники, что это зависит от финансовой возможности самого предприятия, у нас такой возможности нет. Поэтому люди просто уходят на вахты, порядка 60 человек, — это люди, которые знают себе цену, умеют работать и зарабатывать. В лютые морозы человеку не присесть, стоит на два котла один. Сейчас нехватка кочегаров, ищем через центр занятости. Людей набрали, но их еще учить, и дисциплина хромает. Те, кто остались, с ними разговор был, предупредил, что повышения зарплаты ждать не приходится, кто хочет, может сейчас уйти. Никто не ушел, и надо отдать должное, ребята работают и в аварийных ситуациях ночь-полночь трудятся. Единственное, что у меня нет возможности их поощрить.
— По водоотведению самая большая проблема. Как я понимаю, это отсутствие нормальных очистных?
— Да. Три года назад была возможность, мы выкопали дополнительно два пруда-накопителя, больше нет места, где копать. И глубоко их не сделаешь, через два метра идут подрусловые воды. Глубина небольшая, живем за счет насыпных бортов. И каждый год мы их наращиваем. Дно заиливается быстро, со временем сточным водам сложнее уходить. Потребители же, наоборот, добавляются. Так что необходимо строительство новых очистных. Износ канализационных сетей — 90%. Недавно была проблема — рванул канализационный коллектор, на него завязана КНС № 8, слив идет с трех многоэтажек, локомотивного депо, и чтобы не затопить дворы, откачиваем асмашиной. Надо поменять 600 м трубы, она вся раскрошилась от ржавчины.
— Второй болезненный вопрос по водоводу в Чапае. За лето вы так ничего и не сделали?
— Судебные процедуры затянулись, позиция нашего руководства — это затраты капитального характера, делать должен город. Позиция Сергея Николаевича Сиволапа: это должны делать эксплуатационщики. Я лично ездил с судебным решением к генеральному директору, он намерен подавать апелляцию снова.
— Тем не менее в июне ваше предприятие снова заключило концессионное соглашение с городским поселением «Шилкинское». Как вы думаете, есть ли возможность конструктивно решать возникающие проблемы, модернизировать систему ЖКХ и работать на ней более или менее стабильно?
— Когда заложили концессионные мероприятия, пришли защищать свою инвестпрограмму в краевое МинЖКХ, нам сказали, что эти средства будут учитываться в тарифе, никакой межтарифной разницы не будет. Хотите больше денег — работайте на местах, собирайте вместе с главами сходы граждан, повышайте тарифы. Я уже сам изучал этот вопрос. Получается, что государство перекладывает на плечи инвестора строительство, затраты на капремонты, модернизацию, а инвестору надо не только вернуть вложенное, но и заработать прибыль. Выход какой? Я не знаю, но пока не будет стабильный уровень реальной инфляции, мы не сможем нормально работать. Взять нашу котельную, она должна была себя отбить и дать снижение тарифов в городе. Но то, что она долгострой, и до конца не реконструировали квартальные сети, это плохо сказалось. Цены за годы строительства снова выросли, и покрыть затраты, а уж тем более снизить тарифы стало невозможно. Был период долгосрочного планирования, а сейчас резкие скачки цен, и вложение денег эффекта не дает, инфляция съедает их.
Беседовала
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*