Василий Шустов: «Будет наполнение бюджета, сможем делать больше!»

Быть главой поселения — значит держать баланс интересов народа

Без малого 10 лет 21 апреля отмечается как День местного самоуправления в России. В канун профессионального праздника работников сельских, городских и районных администраций мы беседуем с главой сельского поселения «Мирсановское» Василием Викторовичем ШУСТОВЫМ, который заступил на свой пост в 2020 году.

В реалиях нынешнего дня, когда грядут глобальные экономические перемены, мы продолжаем искать точки опоры. Мы пытаемся понять и проанализировать, на что сегодня (а лучше было бы еще вчера) обратить внимание, чтобы в будущем на забайкальской земле было комфортно жить, трудиться, создавать свою продукцию. И кто, как не люди от земли, непосредственно связанные с жителями, могут нам об этом рассказать. Главное, быть услышанным и успеть увидеть, что перемены к лучшему начались.

Корр.: — Василий Викторович, расскажите, пожалуйста, основные вехи своей биографии, из какой отрасли Вы пришли в местное самоуправление?
Василий Шустов: После окончания института я работал в комитете по управлению имуществом и земельным отношениям районной администрации ведущим специалистом. В 2012 году ушел в предпринимательство. В 2020 году был избран главой сельского поселения «Мирсановское».
Корр.: — Почему решили проявить себя на этом поприще, пойти во власть? И почему захотели работать именно в Мирсаново?
В.Ш.: — У меня два высших образования и обе дипломные работы я писал на основе работы Мирсановского поселения. И начал предпринимательскую деятельность в селе Мирсаново. Работая в районной администрации, участвовал в сходах граждан, ездил по всем поселениям. Так что с администрацией, с организациями и жителями Мирсаново был знаком. И сама Светлана Федоровна Абрамова, и некоторая часть населения обращались ко мне с предложением участвовать в выборах. Конечно, множество нюансов я тогда не знал, когда собирался баллотироваться. Оказалось все сложнее, чем я думал. Опирался на свой жизненный опыт, образование — рассчитывал, что они мне пригодятся, и хуже точно не будет поселению. Я считаю, конечно, что Светлана Федоровна хорошо справлялась со своей работой, у нее многому нужно поучиться. И мы с ней обсуждали, каким путем дальше работать.
Корр.: — Какие проблемы, желания людей вы хотели решить, став главой? Видение было на то хозяйство, которое вам предстояло взять?
В.Ш.: — Хотелось жизнь чуть получше людям сделать, приумножить то, что было: в плане благоустройства, решения других вопросов. Мы проводили встречи перед выборами с жителями и позже они приходили, что-то просили, требовали — это все фиксируется в голове, в блокноте. Стараемся исполнять. В основном вопросы в сельских поселениях связаны с простым бытом, благоустройством, транспортной доступностью. Что-то мы решаем сами, где-то помогаем решить, перенаправляем в зону компетенции других органов. Администрация поселения что-то вроде соединителя между населением и другими структурами.
Корр.: — Вы, наверное, считаетесь таким громоотводом для населения, потому что не все вопросы все-таки в вашей власти. Какие-то специфичные черты характера нужно иметь или выработались они уже сейчас у вас?
В.Ш.: — Стойкость, стрессоустойчивость, терпение — что-то из этого было, что-то вырабатывается. Громоотвод — это вы верно сказали. В любом случае приходят к нам, жалуются на всех, но мы стараемся помочь. Либо пишем в районную администрацию, либо в министерства или другие ведомства и ожидаем иногда длительное время разрешения какого-то вопроса или ответа даже. Сдержанность должна быть обязательно во взаимоотношениях с жителями.
Корр.: — Не секрет, что сегодня, чтобы получить финансы, нужно участвовать в различных программах. Есть ли программы, которые сегодня могло бы реализовать ваше поселение, и какие вопросы на данный момент наиболее актуальны для Мирсаново?
В.Ш.: — Программ много федеральных и от Минсельхоза, и от МинЖКХ, но большой минус, конечно, в том, что нужны сметы, а это проблема: и в поселениях, и в районе нет таких специалистов. И нужны большие денежные вливания от населения и от спонсоров, чтобы конкурировать с другими проектами. Сейчас желающих участвовать в программах много. В этом году никуда пока не пытаемся вступать. Непонятна ситуация у людей, и собирать деньги, считаю, неправильно и неудобно.
В Министерстве ЖКХ наша заявка на увеличение теплотрассы и подключение жилых домов все еще есть. Но речь идет о больших финансах, которых у нас в поселении, конечно, нет. Жители хотели бы. Сейчас жизненная необходимость — площадки и контейнеры для ТКО. Они есть, но на данный момент переполнены. Продолжаем работать с ТОСами: и по детским площадкам, и по ремонту дорог, грейдированию. Насущные проблемы, которые касаются повседневной жизни поселения. Желательно бы асфальтирование дорог и дополнительные зоны отдыха, чтобы была комфортнее жизнь в селе, не было сильного оттока. В лучшем варианте хотелось бы рабочие места, но увы…
Корр.: — Что сегодня реализуется в Апрелково?
В.Ш.: — Сейчас в Апрелково сменился собственник, и предприятие опять набирает сотрудников, будет работать. Соответственно, какое-то пополнение бюджета будет, и что-то большее мы будем делать.
Корр.: — Количество арендаторов земель не увеличилось? У вас же еще завод?
В.Ш.: — Асфальтовый завод не действует и находится на районных землях. Надеюсь, в этом году начнут строить солнечную электростанцию на наших территориях. То есть возможны дополнительные рабочие места, налоговые отчисления, арендная плата за земельный участок.
Корр.: — Вы как молодой руководитель видите ли возможности, что можно у нас здесь развивать? Не только в Мирсановском поселении, но и в Шилкинском районе?
В.Ш.: — Сельхозпроизводство — это однозначно, оно всегда было и будет. Большой минус сельского хозяйства — окупаемость растянута во времени. И нет кадров, нет желающих работать в сельском хозяйстве, начиная от предпринимателей, которые не хотят заходить в эту отрасль, заканчивая простыми чабанами, пастухами. Большой зарплаты в сельском хозяйстве нельзя ожидать, потому что прибыли там большой не будет: и зона критического земледелия, и нехватка специалистов.
Корр.: — Взять китайцев в качестве рабочей силы или сдать земли в аренду, чтобы они нас обеспечили продукцией, как вариант?
В.Ш.: — Как китайцы работают на землях, насколько я знаю, то нарушается через несколько лет плодородие почвы. Надо своими силами! Тем более в этом году критерии грантов поддержки от Минсельхоза снизились, нужно меньше объема своих финансов. Но желающих от этого не прибавилось… Есть у нас ЛПХ, где приличные стада, но скота все меньше. Население даже доить коров не хочет. Если кто и держит, то на мясо, телята — на подсосе. Хотя востребованность молока увеличивается.
Корр.: — У вас сколько крупных фермеров зарегистрированы или живут?
В.Ш.: — Они уже, можно сказать, все не зарегистрированы. Кто-то по старости ушел на пенсию, кто-то частично уходит от налогов и отчетности. Налоги большие и отчетности много.
Корр.: — Сегодня государство вводит больше законов, которые создают дополнительные сложности для местного самоуправления. Взять тот же сбор мусора. Ведь ваше село было одним из самых чистых, а теперь обязали собирать мусор с привлечением сторонних организаций.
В.Ш.: — Наше село до входа регионального оператора было намного чище. Нам было проще один-два раза в неделю собственными силами собрать у населения мусор и вывезти на свалку. Население ничего не платило, и в поселении было намного чище. А сейчас после установления нового графика с 1 декабря по с. Мирсаново «Олерон+» собирает мусор два раза в месяц, а по селу Кибасово — один раз в месяц. При этом плата хоть немного, но увеличилась с одного человека. Это ужасно! Мы уже написали в прокуратуру и «Олерону+». Прокуратура направила запрос в Минприроды, потому что представляете, что будет, если мусор будет собираться один раз в месяц? Уже у нас вдоль дорог кучи мусора остаются. И это придется нам собирать, они не собирают. Раньше на тракторе с телегой собирали сами и вывозили на свалку, буртовали, ничего не разлеталось. Сейчас противоположная ситуация получается.
Корр.: — А в социальной сфере нужны перемены?
В.Ш.: — В саду есть дети, педагоги, в школе — обучающиеся. Но в школе немного проблемы с количеством педагогов, в село особо не едут специалисты молодые. Предоставление жилья, возможно, помогло бы решить проблему. Но своего жилья у нас нет, жилье не строится, старые дома есть. Фельдшер у нас предпенсионного возраста. Если уйдет, кто вместо нее будет — большой вопрос.
Корр.: — Ваши поселения в относительной близости к Шилке. Если бы были хорошие дороги, можно было уже создать агломерацию с райцентром. Но с дорогами тоже ничего не светит?
В.Ш.: — В настоящее время асфальтовое покрытие стоит огромных денег — порядка 10-12 млн рублей за один километр дороги. Конечно, если бы заасфальтировали все выезды из сел: к дороге регионального значения и в соседние населенные пункты района, это решило бы много проблем — с доступностью транспортной, со стоимостью перевозок. Сейчас такси по плохой дороге обходится дорого нашим гражданам. Если жители обращаются, а мы едем в райцентр, и место позволяет, берем с собой. Многие жители утром уезжают на передаче по железной дороге.
Корр.: — На западе страны наметилась тенденция возврата на природу, в сельскую местность, некоторые образуют даже экопоселения. Это необычно для нас, где все хотят уехать из сел в города. Вам как молодому человеку, руководителю каким видится будущее этих мест, поселений Забайкальского края, который считается достаточно суровым и в климатическом, и в экономическом плане?
В.Ш.: — Население всех сел, не только нашего, уменьшается. Миграция трудовая есть, социальные услуги менее доступны. Молодежь после учебы и после армии не возвращается, а кто-то и в среднем возрасте переезжает в большие города. По переписи не так много, но уменьшилось население в нашем поселении и вследствие миграции, и по естественным причинам. Чтобы к нам приехали и создали поселение — такого нет. Это, скорее, на юге России будет развиваться. Маленькие наши села скоро обезлюдятся.
Корр.: — Ну в Агинском округе развитие есть.
В.Ш.: — Там бюджеты намного больше, чем у нас, там есть зоны, где налоговые льготы. И в Совете Федерации у них мощный представитель. Взять опять же гранты, там их выигрывают чаще. Социальные объекты, жилье там строится интенсивнее, чем в нашем районе.
Корр.: — ТОСы, о которых вы упомянули, это тоже идея государства. А в чем их смысл?
В.Ш.: — Это территории общественного самоуправления. Они могут быть как юридически оформленные, так и нет. В Мирсаново три ТОСа, в Кибасово — один. За каждым из них закрепляется территория, где живут члены ТОСа, есть детская площадка, за которой они ухаживают. Какие-то инициативы исходят от ТОСа администрации, они как раз активность и проявляют. Это хорошая вещь, деятельные организации. Есть и конкурсы грантов по ТОСам, наши их тоже выигрывали. По селу видно, как они их реализовали.
Корр.: — Депутаты вам как главе помогают?
В.Ш.: — У нас люди активно баллотировались в депутаты и они являются видными деятелями на селе: педагоги, врач, председатель кредитного кооператива. Они активно проявляют себя и вне сессий, их заинтересованность есть.
Корр.: — Вы выше уже сказали, что многие вопросы решаются иначе, чем вам казалось? Депутаты наверняка тоже с этим сталкиваются. Развейте эту мысль на конкретном примере?
В.Ш.: — Это злободневный вопрос про «Олерон+» опять же. Мне казалось, это должно было работать для населения, для поселения, для России. Задумка была хорошая: и завод, и вывоз отходов, но он воплощается в жизнь не так, как хотелось бы в идеале. Оказывается, что это все-таки коммерческая услуга, затраты им большие не нужны, а прибыль нужна. Ведя переписку и телефонные разговоры, я понял, что это все непросто. Когда-то я думал, что глава поселения позвонил, и удалось решить проблему с руководителем другой структуры, а на самом деле все же есть еще бюрократия.
Корр.: — Взять те же усилия, которые прилагала Светлана Федоровна по созданию молочно-мясного кооператива, кооператива по переработке дикоросов. Задумка хорошая, перспективы и цели позитивные, но не удается реализовать. Но как ни крути потенциал ваших земель все же для сельхозпроизводства?
В.Ш.: — Проекты вполне на тот момент были жизнеспособные: возрождение кооперации, мелкие фермеры должны были стать членами большого предприятия. Главный инвестор должен был быть не только скупщиком мяса и молока, но и производителем тех же кормов для скота. Была бы уверенность у фермеров в ценах на корм и на продукцию, а сейчас никто не знает, где реализовывать. Без убойных площадок сейчас ни в садики, ни в школы мясо сдать не получится. Мясо можно сдать только в п. Первомайский, там есть цех, но туда скот еще нужно доставить. Второй кооператив по производству дикоросов, полуфабрикатов начал изготавливать продукцию, а потом раз — и все закончилось. Здание их стоит сегодня, грант не реализован, проект не работает, а задумка была хорошая. Пошли даже первые продажи, и качество было неплохое.
Корр.: — Побывав в роли предпринимателя, какие сложности увидели, какие тенденции можно было бы поменять, чтобы придать стимул малому бизнесу?
В.Ш.: — С каждым годом работать предпринимателям все труднее: отчеты, онлайн-кассы, электронные программы ветеринарного контроля и другие виды контроля. Государство хочет все видеть, знать. Думаю, что скоро предпринимателей не будет как вида, а будут юридические лица, которых контролировать государству еще проще.
Корр.: — У вас какой размер бюджета сейчас? Какая налогооблагаемая база?
В.Ш.: — В этом году немного пополнится, вопросы урегулируем с рудником. Заходят со строительством солнечной электростанции, тоже вливание будет. Порядка 12-14 млн рублей в бюджете будет. НДФЛ в большей степени уходит в районный бюджет. В настоящее время все поселения не заинтересованы в увеличении своих бюджетов, потому что сколько привлечешь дополнительно в свой бюджет денежных средств — на столько же уменьшат дотации из вышестоящих бюджетов.
Корр.: — Сейчас на неотложные обязательства хватает? То же грейдирование дорог для людей имеет большое значение: скорая быстрее приедет, магазинам легче товары довезти, людям — выбраться в город.
В.Ш.: — На первоочередные меры в любом случае хватит. Но чтобы поддержать в нормативном состоянии дороги, с нашей погодой сырой в августе-сентябре, на несколько раз не хватит уже. Хотелось бы побольше денег из дорожного фонда, а будет выделено 250 тысяч рублей, их хватит на два раза. Тот же ямочный ремонт асфальтового покрытия обойдется уже в 2 млн рублей.
Корр.: — В принципе во всех поселениях одни и те же проблемы: нехватка трудоспособного населения, налогооблагаемой базы, специалистов — какие-то сигналы снизу реально наверх продвинуть?
В.Ш.: — Мы можем, конечно, писать, но уйдет ли по назначению и примут ли во внимание? Думаю, что нет. Мы жизнь населения, конечно, видим. Сейчас цены растут, а зарплаты и пенсии не увеличиваются. Жизнь становится дороже, так скажем.
Корр.: — Сейчас говорят о муниципальной реформе, а какие плюсы она несет поселениям, что она вообще даст полезного?
В.Ш.: — Муниципальная реформа, на мой взгляд, приведет к централизации власти. Губернатор может быть назначен президентом и сам может назначать главу муниципалитета, которого утвердят затем на выборах. А глав сельских поселений будет назначать глава муниципального округа. Депутатов в сельских поселениях уже не будет. В администрациях, скорее всего, пройдет сокращение штата. Минусы я нахожу, поскольку у нас все-таки самодостаточный бюджет. А есть поселения, кому будут плюсы, ответственности будет меньше. Житель уже придет не к избранному им человеку, эффективность работы главы снизится. Любой избранный глава сейчас подвластен и подотчетен своему народу.
Корр.: — В связи с обмельчанием наших поселений, с миграцией это будет оправданно, а, с другой стороны, мы можем здесь утратить цивилизацию, останутся отдельные хутора какие-то…
В.Ш.: — Да, согласен, что обмельчание идет. Но решать, думаю, надо, предлагая людям возможность для переезда в наиболее крупный населенный пункт. Сейчас же нет такого свободного жилого фонда, где людей можно было бы разместить. Дискутировать можно много по этой реформе, а переходный период ее закончится в 2028 г.
Корр.: — 21 апреля — День органов местного самоуправления. Как к нему относитесь: помогает какие-то проблемы озвучить в этот день, почувствовать отдачу от своей работы?
В.Ш.: — Проблемы мы можем озвучить не только в этот день. От этого дня, скорее, моральное удовлетворение, что есть такой праздник, что он государственный. Работа в органах местного самоуправления — это работа именно на земле, с людьми. Если какие-то цели достигнуты или стало лучше хотя бы одному жителю с нашей помощью, если на каком-то фронте выиграли, то мы рады!
Беседовала
Анастасия АЛЫПОВА

Фото: личный архив Василия Шустова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*