В Шилке на прошлой неделе протестирован железнодорожный вокзал на предмет доступности его инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Еще осенью «ШП» писала, что представитель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Сергей Петров осматривал входы и выходы, санитарные помещения, информационные табло, указатели движения, привокзальную территорию. Тогда он оставил ряд замечаний по организации доступной среды.
Теперь же, весной, прошло тестирование с использованием инвалидной коляски и под наблюдением комиссии в составе руководителя соцзащиты, заместителя руководителя администрации района, представителя архитектурного отдела и сотрудника вокзала. Инвалид по зрению Виктор Тюменцев попытался сначала на коляске попасть в здание вокзала: с трудом въехал по пандусу, который сооружен, по словам сотрудника вокзала, под правильным углом. Открыть тяжелые двери было непросто, но еще сложнее оказалось заехать, держа одной рукой дверь, а другой – крутить колеса. Через рамку металлоискателя В. Тюменцев протиснулся внутрь помещения, а далее – подъехал к стойке кассы. Проектировщик явно не учитывал потребность человека в инвалидном кресле – стойка оказалась над головой, кассир разглядеть обратившегося инвалида не сможет. Далее колясочник подъехал к скамье, над которой значится, что это места для инвалидов. Но перебраться со своего «транспорта» на сиденье он бы не смог, не хватало поручня. Попытка заехать в магазинчик тоже провалилась – порожек оказался высоковатым: не спуститься, не выехать. «Испытатель» попробовал попасть в туалет – выключатель для человека на коляске расположен высоко, а унитаз и раковина также не оборудованы поручнями. Санузел вызвал много нареканий и во время прошлогоднего визита, но замечания учтены не были.
Затем Виктор попробовал снова попасть в вокзал, на этот раз уже с тростью для слабовидящих. Для него ориентиром служат яркие желтые полосы и тактильная плитка. Полосы на привокзальном крыльце есть, но их размеры и количество немного не совпадают с требованиями и вызывают путаницу у тех, для кого они предназначены. То же самое и с желтыми кружками на дверях – инвалид поясняет, что он движется прямо на них, а налетает на вторую створку двери. Значит, для точности в ориентировании наклейки нужно немного сместить. Конечно, для здорового человека — это все абсолютные мелочи, но стоит представить, что глаза реагируют только на это яркое пятно, которое будто маяк в ночи, тогда вопросы отпадают сами собой. В самом помещении слабовидящий также немного дезориентируется, слишком много пестроты, а ярких специализированных указателей мало.
Комиссия проходит на перрон, инвалид направляется к виадуку, постукивая тростью, находит ступеньку, но дополнительные яркие полосы нужны и там, где начинаются и оканчиваются площадки лестничных маршей. Любая нестыковка, и человек упадет, а это тем более опасно на объектах железнодорожного транспорта.
Сотрудника вокзала спрашивают, как осуществляется спуск и посадка инвалидов-колясочников в вагоны на шестом и пятом путях. Как известно, там перрон находится очень низко. Дежурный помощник начальника вокзала говорит, что пассажирам, отъезжающим из Шилки, они помогают загрузиться в поезд, есть для этих целей и подъемник. Очевидно, что его же нужно использовать и на отдаленных путях, а пока, если такие прецеденты и бывают, то человека помогают спустить из вагонов случайные попутчики. Кто-то из комиссии отмечает: «А что же происходит на еще меньших станциях?». Действительно, резонный вопрос, но ответ очевиден: на малых станциях, да и Шилка не исключение, поездов останавливается все меньше, а стоянка их ничтожно мала: одна-две минуты. А меня интересует, насколько у нас востребована доступная среда, ведь и спрос, и предложение на железнодорожные пассажирские перевозки в целом нестабильны.
— Казалось бы, инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению у нас не так много, но когда мы видим, что они есть и не могут никуда пройти, то понимаем, что люди должны иметь доступ ко всей инфраструктуре, которая существует, — поясняет заместитель руководителя администрации района Татьяна Сиволап. — Сейчас будет составлен акт, где будет предложено руководству вокзала станции Шилка сделать приспособления, сделать более доступным вокзал для людей с ограниченными возможностями по здоровью. Сегодня смотрим вокзал, а далее будут и другие учреждения, и транспортная инфраструктура района проверены.
Сотрудники вокзала выразили готовность, и тому есть документальное подтверждение от вышестоящего руководства РЖД, провести ряд мероприятий для выполнения условий по доступности среды на объектах железнодорожного транспорта.
Анастасия Алыпова