«Волга в сердце впадает моё»

В прошлом году план путешествий подкорректировал коронавирус. Мечталось о Санкт-Петербурге. Но в апреле все культурно-досуговые учреждения в северной столице, как и всюду, закрыли. Решив отложить Питер до лучших времён, в сентябре, пока вторая волна напрочь не захлестнула страну, я отправился на Волгу. В итоге посетил восемь больших и малых городов верхнего и среднего Поволжья: Данилов (Ярославская. область), Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань, Самару, Сызрань, Нерехту (Костромская область).

Кроме того, из Сызрани заглянул в районный посёлок Николаевка (Ульяновская область), где довелось пожить во второй половине 1990-х годов.
Путешествие длилось со 2 по 27 сентября. Выехал, как всегда, поездом. Самолётов я как-то опасаюсь, хотя и понимаю, что все тревоги — чепуха. До Данилова – четверо суток пути, но мне не привыкать. Обратно возвращался также поездом, но уже из Нерехты. Ехать одному в двухместном специализированном купе совсем не утомительно.
Данилов для меня не чужой город. В 1993 году я полгода прожил здесь, работал в местной «Северянке», одной из самых сильных районных газет России, и затем несколько раз навещал его. Мы встретились и душевно пообщались с бывшей коллегой Ириной, вдоволь погуляли по маленькому, зелёному и уютному Данилову.


Отсюда я съездил в Ярославль, в турфирму, где купил путёвку на теплоход «Октябрьская революция», принадлежащий одной из водно-туристических компаний. От осеннего Ярославля остались самые приятные впечатления: белокаменный Спасо-Преображенский монастырь, ухоженная Волжская набережная и Даманский парк. Эффектная панорама города со стороны реки восхищает. И в старину Ярославль по праву слыл «красавцем Поволжья». Красноречиво об этом говорил поэт Аполлон Григорьев: «Ярославль – красоты неописанной, всюду Волга и всюду история»…
Для первого в жизни речного круиза, (не считая коротких теплоходных прогулок ещё в школьные годы), я выбрал недлинный отрезок – от Костромы до Самары. Трое суток. Весь же маршрут от Москвы до Астрахани и обратно рассчитан на 18 суток.


Два дня, остававшихся до посадки на теплоход «Октябрьская революция», промелькнули в Костроме. Это один из моих любимых областных центров. Древнюю Кострому недаром называют душой России. Таких приветливых, открытых и общительных людей, как в Костромской губернии, я не встречал нигде в нашей огромной стране. Пусть в Костроме нет европейской прилизанности, а с величественными храмами соседствуют обшарпанные домишки, подразбиты дороги, тротуары (бедность сквозит, в отличие, например, от богатой отреставрированной Казани), всё равно Кострому я обожаю! Прохладная ветреная погода, временами накрапывающий дождик не помешали ощутить её прелесть. Заселился в гостиницу «Воскресенская», относящуюся к паломническому центру Костромской епархии. Там тихо, чисто и совсем недорого – рекомендую всем.
Теперь немного о теплоходе. Он трёхпалубный, 1957 года постройки, такой, можно сказать, ретро-теплоход! Технические характеристики: длина 96 метров, ширина 15 метров, осадка -2,4 метра, скорость хода 21 км/ч. Пассажировместимость 294 человека. В 2006 году теплоход прошел полную модернизацию, большинство общественных помещений были расширены, а многие каюты обзавелись индивидуальными удобствами и кондиционерами.


Как сказано в Википедии, речные пассажирские суда проекта «Октябрьская революция» изготавливались с 1957 по 1962 годы по чехословацкому проекту, утверждённому Министерством Речного Флота СССР. Головное судно «Октябрьская Революция» было построено на верфи в ЧССР в городе Комарно в 1957 году. Всего было выпущено 14 судов данного проекта. Максимальный выпуск составил 4 судна в год. Суда направлялись в Волжское речное пароходство для работы на пассажирских линиях Москва — Астрахань и Горький — Астрахань, а также совершения речных круизов.
Итак, размещение я выбрал на главной палубе в трёхместной каюте с частичными удобствами, т.е. с умывальником. Естественно, одно- и двухместные каюты с санузлом на верхней шлюпочной палубе стоят существенно дороже. Меня же такой вариант устраивал. Тем более по факту всё равно оказался в каюте без соседей.
Теплоход на протяжении поездки был заполнен примерно на треть. Да, коронавирус многих придержал дома. После Нижнего Новгорода, где вышла группа москвичей, на борту остались около 80 путешественников. Основная публика на подобных теплоходах, конечно же, пенсионеры. Моими соседями за столом оказалась супружеская пара из Ярославской области, бывалые путешественники. Питание было организовано в две смены. Сказать, что блюда были обалденно вкусны, не могу, но голодным себя не чувствовал. На судне два ресторана – на главной и верхней палубах, но меню одинаковое. Культурная программа в формате дискотек, концертов, кинофильмов ввиду ограничений по коронавирусу отсутствовала, но скучать не пришлось.
Из Костромы отплыли вечером, а назавтра проглянуло солнышко. Созерцанием неброской среднерусской природы, речного простора Волги-матушки и крупнейших волжских городов — Нижнего Новгорода и Казани были наполнены эти три денька. Собственно, Волга, перегороженная плотинами ГЭС, давно уже не река в классическом понимании, а каскад водохранилищ: Горьковского, Чебоксарского, Куйбышевского.
«Октябрина» имела трехчасовые остановки в вышеупомянутых городах, и желающие отправились на автобусно-пешеходные экскурсии. Экскурсии в стоимость круиза не входят, оплачиваются на ресепшене теплохода.


Нижний Новгород, шестой по населению город России, встретил прекрасной погодой. «Историческое прошлое Нижнего Новгорода и современность» — так была обозначена тема экскурсии. Мы посетили кремль, Строгановскую церковь, познакомились с другими памятниками архитектуры, прошлись по местному «Арбату» — улице Большой Покровской, Покровке, как называют её нижегородцы. Нас сопровождал очень эрудированный гид. По неформальному рассказу чувствовалось, что человек увлечённый.


На следующий день теплоход подошёл к столице Татарстана. Здесь мы осмотрели Казанско-Богородицкий монастырь (основан в 1579 г.), место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Далее автобус доставил нас к Казанскому кремлю, где находится уникальная башня Сююмбеке (сер. XVII в). Она относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Побывали мы и в новой мечети «Кул-Шариф», одной из крупнейших в мире и главной в республике, она выстроена на территории кремля в 2005 году.
Даже беглым взглядом туриста понимаешь: Казань – столица самого богатого из национальных субъектов Российской Федерации. Это пятый по населению мегаполис, недавно обогнавший Нижний Новгород. В Татарстане добывают нефть, развиты неф­техимия, автомобилестроение, сельское хозяйство и другие отрасли экономики.
Немало средств потрачено на реконструкцию центра. Вспомним, что в Казани проходила Всемирная летняя универсиада (2013 г.), XVI чемпионат мира по водным видам спорта (2015 г.), XXI мировой футбольный чемпионат (2018 г.). Здания, имеющие историческую ценность, реставрированы и теперь радуют глаз. Архитекторские решения — это смесь западных и восточных стилей. Тщательно реставрированные исторические постройки соседствуют с ультрасовременными зданиями клубов, ресторанов, торговых и спортивных центров, элитных жилых домов. Впечатляющая панорама открывается со смотровой площадки кремля! И урбанистической красотой провожала нас, стоявших на палубе, древняя, но помолодевшая в XXI веке Казань.


Назавтра проплыли мимо города Тольятти, прошли шлюзы Жигулевской ГЭС, любовались осенними пейзажами самарской Луки. И вот уже на горизонте следующий волжский «муравейник» — Самара. Отобедав на теплоходе, я распрощался с «Октябриной», с общительными попутчиками и сошёл на берег. В Самаре тоже есть свой «Арбат» – часть улицы Ленинградской сугубо пешеходная. Поужинал в ресторане быстрого питания «Вилка-ложка». Интерьер заведения оформлен стильно, в современном тренде, а вот качество блюд не ахти. Например, в улан-удэнской сети «Аппетит», аналогичной «Вилке-ложке», готовят гораздо вкуснее. А по чеку – примерно одинаково. Заночевал в хостеле, а утром: автобус, пригородная касса и 108 километров электричкой до Сызрани.
Сызрань – третий по величине город Самарской области. С населением в 167 тыс. человек он уступает только Самаре и Тольятти. Основан в 1683 году. Уже в XVIII веке превратился в крупный торговый центр региона. Здесь развивается торговля хлебом, земледелие, кожевенное, сапожное, портняжное, деревообделочное ремёсла, формируется купечество. Особый импульс к развитию город получил в 1874 году в связи с прокладкой железной дороги и строительством моста через Волгу. На рубеже XIX—XX веков главная отрасль промышленности в Сызрани — мукомольная.


Главная улица Сызрани – Советская, до 1917 года Большая. На Советской много купеческих и общественных зданий XIX – начала XX века, притягивающей выразительной архитектурой. Улицу я застал в разгар ремонта дорожного полотна. Реконструкцию главной площади я, кстати, наблюдал и в Данилове. Обновление городской среды, безусловно, радует: не всё ж Москву обустраивать — пора и на провинцию взоры обратить. Но кроме создания комфортной городской среды, малые и средние города нуждаются в развитии экономики, в новых рабочих местах с достойной зарплатой. Иначе скамеечки и тротуарчики, фонтанчики и фонарики молодёжь не удержат, и депопуляцию не остановить. Это, конечно, и Шилки касается.
Сызрань мне неплохо знакома, и пласт воспоминаний с ней связан. Во второй половине 1990-х я жил в 90 километрах, в райцентре Николаевка. В выходные приезжал сюда, гулял по старым тенистым улочкам, загорал на волжском пляже. А в Казанском кафедральном соборе принял тогда таинство крещения.
Поездку я построил так, чтобы непременно завернуть в Николаевку. Как-никак, три года там прожил! На крохотной автостанции меня встретили те же ещё советских времен скамейки, что были в 1990-е, тот же репродуктор в лакированном деревянном корпусе, объявляющий рейсы, и та же кафельная плитка на полу. Правда, стены поменяли цвет с унылого синего на казенный зеленый, а деревянные рамы в огромных витринных окнах уступили место пластиковым. И кирпичный сор­тир снесли, взамен поставили ещё более примитивный деревянный: загаженный пол, дверь без шпингалета и дырка в полу. Впрочем, кого этим удивишь в России, разве что иностранцев.
Хотя в целом Николаевка похорошела: свежий асфальт на главных дорогах, в центре поселка разбиты красивые клумбы. Заметно больше цветов стало в частных палисадниках — в трудные 1990-е люди в основном хлопотали об овощах. Многие добрые перемены вызваны, безусловно, газификацией. В Николаевку и сёла района завели долгожданные трубопроводы, началась подача голубого топлива. Следовательно, закрылись угольные, мазутные котельные, у населения отпала нужда заботиться о дровах. Кто может, стали с размахом строиться. Выражаясь штампом советской прессы, выросла культура быта. Внушительно по меркам поселка смотрится физкультурно-оздоровительный комплекс «Звёздный» с бассейном, универсальным, тренажерным и хореографическим залами. Комплекс открылся в 2015 году.
Но даже газификация не смогла повлиять на демографическую ситуацию: численность жителей Николаевки с каждым годом сокращается и сейчас составляет около 5700 человек. А вот в 1996 году население ещё росло и насчитывало 7200 чел. Отток молодёжи, как и всюду, объясняется отсутствием перспективы. А перспектива, повторюсь, связана с рабочими местами, с достойной оплатой труда. Николаевка в плане рабочих мест сильно проигрывает даже соседнему райцентру Новоспасское. Там более развита экономика: ведется переработка нефти, выпуск кирпича, других стройматериалов и т.д. В Николаевке же производственное наследие СССР утрачено. Основные предприятия — маслозавод, птицефабрика, леспромхоз, сельхозтехника канули в Лету.
Заглянул на минуту в редакцию, из прежних работников там никого уже не осталось, коллектив полностью сменился. Уже к вечеру я вернулся из Николаевки в Сызрань, а за полночь поезд «Самара-Санкт-Петербург» повёз меня в Костромскую область.
В маленький (22 тыс. жителей) городок Нерехту, который справедливо называют музеем под открытым небом, я прибыл следующим вечером, и провел там несколько дней. Сейчас этот городок, его власти и жители, прилагают усилия, чтобы войти в известный всему миру маршрут «Золотое кольцо России».

В милую Нерехту я погружаюсь полностью. Хожу, дышу, любуюсь опрятными улочками, ухоженными домами с резными наличниками, течением приятной несуетной жизни.
Из Нерехты я сел в поезд «Москва-Владивосток» (самый длинный маршрут в мире!) и, отмерив несколько тысяч километров, вернулся домой в Улан-Удэ. Впереди новые поездки.
Олег Лоскутов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*