ЖКХ: задачи решаются по мере поступления

В конце октября депутат Госдумы Андрей Гурулев заявил, что Забайкалье может столкнуться с нерешенными в ходе подготовки к отопительному сезону проблемами. Упоминал он и Шилкинский район, в частности, г. Шилку, которую обслуживает компания ЗабТЭК.

Это заявление послужило поводом обратиться к Андрею Мягчилову, руководителю структурного подразделения ЗабТЭК «Шилка», в ведении которого находятся объекты коммунального хозяйства п. Холбон, с. Мирсаново, с. Новоберезовского, с. Казаново, с. Верх-Хилы и городского поселения «Шилкинское». Мы поговорили о наболевших вопросах, касающихся теплосетей и котельных, о человеческом ресурсе и долговой нагрузке.

— Расскажите, что было в планах подготовки к ОЗП, требующее безотлагательного ремонта?
— Что требовало безотлагательного ремонта, мы сделали. На центральной котельной произвели промывку теплообменников с заменой межпластинчатых уплотнений за счет средств администрации городского поселения, заменено четыре подпиточных насоса, заменен электродвигатель на сетевом насосе на втором контуре на город мощностью 160 киловатт. Также заменен вал на вентиляторе котла № 2. Это из крупных работ. Текущие работы выполнены в полном объеме: ревизия всего оборудования, чистка, смазка, замена подшипников. В котельной № 7 заменены два насоса: один сетевой, другой — на холодную воду. В котельной № 9 проведена замена насоса, в котельной № 6 была замена насоса и дымососа, в котельной № 11 — замена насоса, в котельной Мирсаново — замена сетевого насоса. По программе ОЗП в котельной Казаново заменен котел. В котельной Новоберезовского установлен дополнительный котел мощностью 1,16 гигакалорий, заменен дымосос и приобретена дымовая труба, которая пока не установлена, требуется большой кран. Планируется до конца ноября её поставить. По котельным в Шилке проблем особо острых нет. Единственное, что в котельной № 9 произведена экспертиза за счет средств администрации города: здание признано аварийным. Произошло разрушение фронтальной стены, нынче ее укрепили, зашили железом, утеплили – сезон пройдем. Требуется строительство новой котельной или капитальный ремонт в дальнейшем. Оговорюсь, что все эти работы по Шилке выполнены за счет средств ЗабТЭКа и администрации города. Край по программе ОЗП в этом году не выделил ни копейки на Шилку.
Основная проблема остается в изношенности квартальных сетей в объеме 70-90%. В этом году за счет средств ЗабТЭКа были заменены теплотрасса от Русской, 6 до Погодаева, 13 и теплотрасса и трубы холодного водоснабжения от котельной № 11 до домов №№ 52-54 по ул. Лазо. Трассы попадали в концессию, поэтому они сделаны. После проведения гидравлического испытания весной 2023-го было обнаружено 28 порывов. Были составлены дефектные акты — все, как положено. Трубы из-за коррозии и износа требуют капитальных ремонтов, но денег выделено не было, обошлись текущим ремонтом. Где-то поменяли участок трубы, начиная от четырех, заканчивая 40-60 метрами, где-то поставили хомуты. В зиму ушли в таком состоянии. Самая большая озабоченность — это состояние квартальных тепловых сетей. Аварийные бригады созданы, небольшой аварийный запас имеется. Как и каждый год, по мере поступления проблем будем их решать.
— То есть вы, со своей стороны, тоже подаете заявку в МинЖКХ, как город, как район?
— Да, по нашей линии заявка была составлена на сумму 113 млн рублей, — это включая все населенные пункты. По программе ОЗП смогли подлатать села Казаново и Новоберезовское, и в Холбоне был произведен капитальный ремонт трех электрокотлов, поменяли пять участков тепловой сети, хоть и небольших. По Шилке вообще денег не выделили. Мы ездили летом к министру, уже бывшему, Головинкину. Он пообещал сначала 10, потом 5 млн рублей, на самые критичные места. Бумаги были все подготовлены, дефектные акты направлены в МинЖКХ. Прошел месяц, запрос послали заново. А сейчас уже ноябрь, уже и Головинкин ушел. Так что от края никакой помощи не было. Меня в финансовую часть не посвящают.
— Сколько лично ЗабТЭК потратил на подготовку к ОЗП в этом году из своих средств?
— Если брать наше подразделение — порядка 10 млн рублей. Цены бешеные сейчас, и по мелочи накапливается крупная сумма.
— А что с котлами, про которые вновь заговорили в прессе? Мы с вами их уже обсуждали в прошлом году.
— Да я уже говорил в прошлом году, что дело в угле, на котором топится котел. Когда еще депутат Гурулев был зампредом правительства, отказались от услуг Харанорского разреза и перешли на уртуйский уголь. Сейчас это преподносится как новость. Суть в том, что на потребителе это не сказывается, это сказывается на сроке службы оборудования. Кроме того, большая зависимость от человеческого фактора, потому что температура горения уртуйского угля выше харанорского, что заставляет внимательнее следить за процессом горения, иначе придется останавливать котел и прочищать его вручную – это занимает сутки. Операторы работают на пределе, чтобы не допустить этого. Мы хотим и котел подзагрузить, чтобы поднять больше гигакалорий, и чтобы при этом не было сбоев. Этот вопрос поднимался с самого начала, уже три года мы на этом угле. Даже если разработать новую режимную карту, тот же самый котел под уртуйский уголь, потребуется изменение конструкций и многих параметров. Уголь на самом деле калорийный, хороший для малых котельных, но мы вынуждены искусственно придерживать котел, чтобы не испортить его. Увеличивается и расход топлива, и оборудование работает в дерганном режиме. Но, тем не менее, сейчас работают два котла, третий — в резерве.
— С топливом проблем нет?
— Сейчас поставки налажены, на начало отопительного сезона были проблемы с отгрузкой, работали буквально с колес. Нормативный запас имеется, плюс вагоны в пути. И отгрузка до конца ноября будет производиться.
— То есть основное опасение вызывают теплосети?
— Да. Вот представьте, прессанулись – вылезла дыра. Вскрываем, шурфимся, привариться невозможно: труба — фольга фольгой. Копаем в одну сторону, в другую, метров через 20-30 нашли живой участок, к которому буквально можно только привариться. Вот в таком состоянии трубы. Доходит до того, что начинаешь ставить хомут — сминается труба, как фольга.
— Как обстановка в коллективе, текучка кадров сохраняется? В сентябре были разговоры, что задержка зарплаты была?
— Да, была. Но меня заверило руководство, что это разовое явление. Компенсацию люди получили, авансы, зарплату. Но проблема в том, что три года не было индексации заработной платы. Мы уже писали и в прокуратуру, и в трудовую инспекцию. Ответ такой, что мы — коммерческая организация, значит, все на усмотрение руководства и исходя из финансового состояния. Писали на имя председателя совета директоров А. Кефера, результата нет. Поэтому текучка страшенная. Положа руку на сердце, кое-как набрали работников на сезон. Кто-то нашел за лето работу, уехал на вахту. Не хватает сварщиков, специалистов, слесаря тепловых сетей. Сейчас молодежь пришла, но ее надо натаскивать. Рынок труда хоть и не на месте, но есть, и зарплаты там выше. Хотели бы остаться, но всем семьи кормить надо! А у нас если авария, то и ночью работаем, а утром снова на работу.
— Долги от потребителей какую имеют динамику? Увеличиваются или снижаются?
— Надо отдать должное, остаются на стабильном уровне. Злостные должники переходят из года в год, а остальные платят. Самые стабильные у нас плательщики — это пенсионеры, надо им сказать спасибо!
— Тем не менее вашему предприятию не удается выйти из долговой нагрузки?
— Та межтарифная разница, которую мы защищаем в РСТ, она специалистами РСТ реально доказана. Но «благодаря» предыдущему руководству компании эта разница была урезана наполовину, потом на треть. Фокин обещал сделать ЗабТЭК прибыльным без всякой межтарифки. И где он теперь? Понял, что это невозможно. Структура ЖКХ без нормального тарифа не может нормально работать. Мы между двух огней: тариф населению до обоснованного поднять не можем. А магазины цену на хлеб, например, поднять могут, но на это [повышение цены] никто повлиять не может. А мы на производство гигакалорий тратим в два раза больше, чем у нас тариф. За счет чего-то надо компенсировать. Межтарифку нам не дают. Как работать?
— Я слышала, что приезжал ТГК-14, смотрел, думал забрать котельную?
— Кто тут только ни приезжал, но готовы брать только Шилку, центральную котельную, а села, малые котельные, водоотведение, которое в упадке, очистных нет – не хотят. Единственное, что нужно отдать должное бывшему главе города, и надеюсь, нынешний будет такой же позиции придерживаться, что если отдать лакомый кусок кому-то, то все остальное заглохнет. За счет центральной котельной держимся на плаву, а если ее отдать, на что потом содержать остальное: водоснабжение, водоотведение?
— Обычно на следующий год бюджет вы защищаете в ноябре. Что вы будете писать в планы на 2024 год?
— Все, что было подано по итогам прошлого года, дефектные акты составлены. Вопрос такой. Мы защищаемся в ноябре-декабре. Работы начинаем в лучшем случае летом, деньги трогать не моги. Цены за это время прыгнули, в сметную стоимость не укладываемся. Идем от обратного: не деньги увеличиваем до сметы, а смету урезаем под деньги. Потом делаем, как придется, лишь бы затопиться. Соответственно, никогда нормального порядка не достигнем.
Беседовала
Анастасия АЛЫПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*